Интервью с Председателем Госсовета РТ, председателем Комитета по актуальным вопросам КМРВСЕ
28 февраля исполняется двадцать лет со дня вступления России в Совет Европы – одну из наиболее авторитетных и представительных международных межправительственных организаций. Позиции нашей страны в этом общеевропейском форуме довольно серьезные – Россия является одной из шести основных стран-плательщиков, во многом формирующих бюджет Совета Европы.
Свое отношение к деятельности нашей страны на этой международной площадке недавно высказали в Совете Федерации РФ, где состоялся круглый стол на тему «20 лет России в Совете Европы: итоги и перспективы». В работе круглого стола принял участие Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, который в течение 15 лет вместе с другими делегатами регионального и муниципального уровней представляет Российскую Федерацию в одном из органов Совета Европы – Конгрессе местных и региональных властей.
– Фарид Хайруллович, выступая на круглом столе в Совете Федерации, вы подчеркнули, что Россия должна сохранить Совет Европы как площадку для взаимодействия. Каким образом, на ваш взгляд, это можно сделать?
– Как я уже подчеркивал, за двадцать лет работы в Совете Европы нашей стране удалось накопить богатый опыт взаимодействия с европейскими партнерами. Зачастую мы имеем свои подходы и позиции по наиболее важным вопросам, и коллегам приходится с нами считаться…
Вследствие неоднозначной реакции некоторых государств на способы разрешения внутриукраинской кризисной ситуации против российской делегации в ПАСЕ были введены санкции – ее лишили права голоса, права участия в работе руководящих органов и в мониторинговой деятельности. Выражая решительный протест, наша делегация отказалась участвовать в работе ассамблеи. Считаю отказ от работы в ПАСЕ необходимым шагом, но временным. Кому-то выход России из состава Совета Европы мог бы стать отличным подарком, но нужно ли это нашей стране? Благо Совет Европы – многоструктурная организация, в которую, помимо Парламентской ассамблеи, входят Комитет министров, Конгресс
местных и региональных властей (КМРВСЕ), Европейский суд по правам человека и другие организации.
За двадцать лет работы в Совете Европы нашей стране удалось накопить богатый опыт взаимодействия с европейскими партнерами. Зачастую мы имеем свои подходы и позиции по наиболее важным вопросам, и коллегам приходится с нами считаться
Со вступлением России в Совет Европы субъекты Федерации впервые получили площадку Конгресса местных и региональных властей для представления своих позиций. За эти годы мы наработали целый ряд важных контактов, установили связи с коллегами из 46 европейских стран, что во многом способствует дальнейшему развитию гуманитарных связей по самым разным вопросам. Нельзя забывать и о том, что за последние годы по инициативе российской делегации конгресс принял около полутора десятков документов, было организовано десять презентаций российских городов и регионов в Страсбурге в рамках сессий КМРВСЕ. В их числе была и Казань, в 2013 году ставшая местом проведения Всемирной летней универсиады. Это прибавило узнаваемости нашей республике и ее столице в Европе. Европейцы видят наши возможности и высокий уровень развития. А это является стимулом для инвестиций.
Считаю, что Россия, сотрудничая с Советом Европы, в том числе и на межрегиональном уровне, должна использовать весь арсенал своих возможностей. При этом именно конгресс – консультативный орган СЕ, в нынешних реалиях стал для России той площадкой, где мы сохраняем свои позиции, можем доносить до европейцев свое мнение по тем или иным вопросам.
За последние годы по инициативе российской делегации конгресс принял около полутора десятков документов, | |
было организовано десять презентаций российских городов и регионов в Страсбурге в рамках сессий КМРВСЕ. В их числе была и Казань, в 2013 году ставшая местом проведения Всемирной летней универсиады. |
– В чем именно заключается политическая и общественная роль Конгресса местных и региональных властей Совета Европы?
– Уникальность этого органа в том, что здесь представлены более 300 парламентариев муниципального и субъектового уровней. Это подтверждает важность активного взаимодействия в рамках конгресса как регионального измерения межгосударственного сотрудничества в Совете Европы. А значит, именно здесь обсуждаются конкретные проблемы развития местного самоуправления, совместными усилиями идет поиск решений самых сложных задач.
Среди вопросов, на которые конгресс регулярно обращает внимание, – территориальная автономия национальных меньшинств, проблемы миграции, культуры и образования, социальной сплоченности в городах и финансовое обеспечение местных органов власти. То есть все то, что и наши российские регионы волнует ежедневно.
– Как делегатам конгресса в сложных процессах недопонимания по отношению к России удается сохранить наши позиции в Совете Европы?
– 24 марта 2014 года, через несколько дней после референдума в Крыму, на котором жители этой республики провозгласили свою независимость, я после заседания Бюро Конгресса местных и региональных властей в Страсбурге обсудил с зарубежными коллегами сложившуюся ситуацию. У нас было немало сторонников, но открыто свою позицию они выразить не могли. На следующий день на заседании Комитета по актуальным вопросам я от имени российских регионов и муниципалитетов призвал членов Конгресса принять участие в процессе стабилизации социально-политической обстановки на Украине, направив группы наблюдателей для дальнейшей выработки взвешенной и выверенной позиции конгресса и Совета Европы в целом.
Кроме того, в нарушение всех уставных процедур по настоянию отдельных представителей так называемой старой демократии Бюро Конгресса своим решением заблокировало проведение выездных заседаний в Российской Федерации. И это несмотря на высокую организационную и содержательную готовность заседаний Комитета по актуальным вопросам и Комитета по мониторингу, которые планировалось провести в Казани и Ульяновске.
Среди вопросов, на которые конгресс регулярно обращает внимание, – территориальная автономия национальных меньшинств, проблемы миграции, культуры и образования, социальной сплоченности в городах и финансовое обеспечение местных органов власти
Конечно, в непростой внешнеполитической ситуации представителям российских регионов в Совете Европы приходится сталкиваться с объективными трудностями. Однако, и это мое неизменное мнение, нельзя прекращать начатый диалог, важно сохранить возможности взаимодействия, информирования европейских коллег о позиции нашей страны по ключевым вопросам.
Медленно, но верно в конгрессе «градус напряженности» по всему спектру российско-украинской проблематики снижается. Свой вклад в настроение наших европейских партнеров внесла и объективная потребность работы с беженцами из Северной Африки и Ближнего Востока, ставшая «зонтичной» темой конгресса в прошлом году. Эта проблема нашла свое отражение в целом ряде принятых резолюций и рекомендаций как на Бюро КМРВСЕ, так и в масштабах конгресса в целом и его обеих палат.
– То есть Конгресс местных и региональных властей можно назвать площадкой, где еще удается действовать не «на эмоциях», а использовать конструктивные подходы к решению актуальных вопросов?
– Несмотря на то что конгресс не может оставаться в стороне от политической повестки дня, и здесь, как и на других площадках Совета Европы, безусловно, ведутся разговоры на острые темы, все же в центре внимания этой организации всегда остается решение конкретных муниципальных и региональных проблем.
Медленно, но верно в конгрессе «градус напряженности» по всему спектру российско-украинской проблематики снижается
О хороших отношениях и взаимоуважении говорят и визиты наших европейских коллег-парламентариев в Татарстан. Так, за последние пять лет мы неоднократно принимали в Казани председателей Парламентской ассамблеи и конгресса. В октябре 2015 года мы провели крупное молодежное мероприятие – VII Российско-германскую конференцию лидеров, где молодые лидеры двух стран выступили за поиск компромисса, за диалог, за Европу без разделительных линий и границ для общения. Если говорить о последних встречах, то недавно в Казань для участия в Международном конгрессе практиков инклюзивного образования прибыл мой заместитель в Комитете по актуальным вопросам КМРВСЕ, депутат парламента земли Северный Рейн – Вестфалия (ФРГ) Йозеф Нойман. Наш университет ТИСБИ уже на протяжении двух десятков лет способствует формированию доступной образовательной среды в республике, и европейцам интересен этот опыт.
– Ближайшая сессия конгресса состоится этой весной. Какие вопросы в ее повестке дня?
– Традиционно европейцы организуют сессионные заседания в марте. Мы с российскими коллегами ожидаем повестку дня XXX, юбилейной сессии весьма насыщенной.
О хороших отношениях и взаимоуважении говорят и визиты наших европейских коллег-парламентариев в Татарстан. Так, за последние пять лет мы неоднократно принимали в Казани председателей Парламентской ассамблеи и конгресса
Рамочной темой 2016 года стали «Этические стандарты и прозрачность на местном и региональном уровнях». Это вопрос, которым в Российской Федерации плотно и серьезно занимаются. Думаю, мы будем участвовать в дебатах и прениях и донесем тот опыт, который был наработан и систематизирован нами на местах.
На предстоящую сессию вынесен анализ принятой в прошлом году, что называется, по горячим следам трагедий в Европе стратегии конгресса по борьбе с радикализацией на местном уровне, в целом решение актуальных задач формирования поликультурных сообществ в Европе. Этой проблематике уделим один из дней сессии.
Европейские делегаты обсудят борьбу с коррупцией, проанализируют некоторые аспекты местной и региональной демократии в ряде европейских государств.
– Спасибо, Фарид Хайруллович. Желаем дальнейшей плодотворной работы на площадках Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.