Об этом говорили на педагогическом форуме в Казани
Около 150 социальных педагогов и руководителей детских домов, приютов и школ-интернатов из 70 городов России собрались на днях в Казани на форум «Личное дело». Организаторы его задались благородной целью: поддержать людей, работающих в социальной педагогике, дать им возможность приобщиться к самым современным технологиям работы в этой сфере, обменяться опытом, пообщаться с ведущими экспертами.
Как мы все можем догадываться, проблем у социальных педагогов немало. Работать с детьми и вообще-то непросто, а уж когда это дети-сироты или социальные сироты, к тому же часто дети-инвалиды… Прибавьте сюда небольшие зарплаты, не слишком высокий престиж их работы в обществе, где пока больше склонны «продвигать» идею успешности, нежели думать о том, как улучшить жизнь обездоленных…
Но радует, что помощь социальным педагогам пришла из бизнеса.
– Пару лет назад я побывал в одном из детских приютов, и у меня внутри что-то замкнуло, – рассказал нам инициатор форума, руководитель московского агентства «Departament» Павел Недостоев. – Много думал о том, как я могу системно помочь этим детям. И пришла идея образовательного форума для педагогов социальной сферы с приглашением туда людей, которые могут поделиться с ними передовым опытом.
В Казани идею москвичей поддержали event-агентство Imagine Group, мэрия и комитет по делам детей и молодежи городского исполкома. В итоге форум получился достаточно представительным – почти 150 участников из 70 городов.
Известны истории из западной педагогической практики, когда учителя могут взять отпуск и год посвятить, например, путешествиям, чтобы восстановиться. В наших реалиях это пока, увы, недостижимая мечта. Поэтому, говорит Ирина Смолярчук, важно уже в вузах учить будущих педагогов восстанавливаться, уметь не только «обрушить» свою любовь на ребенка, но и самому «запитаться» этой любовью – в семье, от коллег…
– Все, что связано с делом добра, – вечно и благородно, – отметила, открывая форум, вице-премьер республиканского Правительства Лейла Фазлеева. – Я думаю, что идеи и технологии, которые будут здесь представлены, дальше будут развиваться во всех регионах нашей страны.
Заявленные в программе трехдневного форума темы, как видно было из заинтересованного обсуждения лекций и мастер-классов, донельзя актуальны. Скажем, один из мастер-классов был посвящен проблеме эмоционального выгорания педагогов, воспитателей и психологов.
– Половина социальных педагогов по достижении пятнадцати лет стажа уходят из профессии, – рассказала нам ведущая мастер-класса, руководитель московского Антикризисного психологического центра Ирина Смолярчук. – И я их не осуждаю. Профессия эта довольно жестокая. Но есть люди, которые экономически не могут ее поменять. Например, они живут в маленьком городе, где нет другой работы. И они просто «выгорают», причем не только эмоционально – у них обостряются соматические заболевания. И для детей они в этой ситуации становятся разрушителями, потому что проецируют на них либо свою агрессию, либо равнодушие, что для ребенка тоже не благо.
Кстати, известны истории из западной педагогической практики, когда учителя могут взять отпуск и год посвятить, например, путешествиям, чтобы восстановиться. В наших реалиях это пока, увы, недостижимая мечта. Поэтому, говорит Ирина Смолярчук, важно уже в вузах учить будущих педагогов восстанавливаться, уметь не только «обрушить» свою любовь на ребенка, но и самому «запитаться» этой любовью – в семье, от коллег… Благо сегодня есть Интернет, где находят себе место множество педагогических сообществ, то есть профессионалы уже не одиноки, они могут общаться и совместно преодолевать трудности.
Руслана ЯЦЕНКО, представитель межрегиональной общественной организации «Старшие братья – старшие сестры»: | |
Мы сейчас создаем систему индивидуального наставничества. Это очень хорошая технология помощи и поддержки, когда есть какой-то небезразличный взрослый, которому всегда можно позвонить, посоветоваться. |
Еще одна тема, которая давно волнует социальных педагогов, касается уже непосредственно их воспитанников. Как помочь выпускникам детских домов не потеряться в жизни? Где-то первой серьезной проблемой для этих ребят становится то, что региональные власти, невзирая на существующие законы, не торопятся обеспечить сирот собственным жильем. Но, как выяснилось, для благополучной в этом смысле Москвы беда как раз в том, что выпускники жилье получают…
– Да, квартиры реально выдаются, и ребята выходят из детского дома с большими суммами на счетах, полгода получают пособие, в общей сложности могут получить до полумиллиона рублей, – рассказывает представитель межрегиональной общественной организации «Старшие братья – старшие сестры» Руслана Яценко. – И поэтому они не особо стремятся работать.
К тому же понятно, что такие завидные деньги попадают в сферу внимания криминала…
– Есть, конечно, система постинтернатной адаптации, – продолжает Руслана. – По крайней мере, в Москве ее организуют центры семейного воспитания и социального обслуживания. С 18 до 23 лет за каждым выпускником детского дома закрепляется специалист, который помогает решать какие-то жизненные проблемы. Но это один специалист на пятнадцать-двадцать ребят, и ему не хватает времени на всех. Поэтому мы сейчас создаем систему индивидуального наставничества. Это очень хорошая технология помощи и поддержки, когда есть какой-то небезразличный взрослый, которому всегда можно позвонить, посоветоваться. Мы уже работаем с Москвой и областью, с Петербургом, Тульской областью, налаживаем сотрудничество с Екатеринбургом, некоторыми другими регионами. Хотя, конечно, в регионах ситуация намного сложнее, чем в столице…
Тем не менее, работать в этом направлении надо. В том числе нужна реорганизация деятельности детских домов-интернатов. Такая реформа, напомнила в своей лекции на форуме член Общественной палаты России Елена Альшанская, идет уже больше двух лет. В мае 2014 года было принято постановление федерального Правительства №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Его основная идея в том, что государственные учреждения для детей-сирот – это все же временное место их пребывания, а безусловный приоритет – определение ребенка в семью. Если остались родственники, оптимальнее будет отдать детей им под опеку. Если такой возможности нет – искать ему приемную семью.
Если уж совсем никак не обойтись без проживания в интернате, то там нужно создавать обстановку, максимально приближенную к семейной. Нужны разновозрастные (как в семье) группы, где будет минимум воспитателей, чтобы ребенок, как и при полноценной жизни, «своими» считал ограниченный круг взрослых людей. У детей должно быть свое постоянное место, им необходимы личные вещи. Идеально заправленные кровати и аккуратно убранные тумбочки сегодня – повседневность в детских домах, но ведь мало кто из детей, живущих с родителями, может похвастаться идеальным порядком в своей комнате… Об этом тоже нужно думать воспитателям детских домов. Даже возможности поваляться на кровати днем с книжкой детдомовцы часто лишены, и это, полагают психологи, неправильно.
Еще одна тема, которая давно волнует социальных педагогов, касается уже непосредственно их воспитанников. Как помочь выпускникам детских домов не потеряться в жизни? Где-то первой серьезной проблемой для этих ребят становится то, что региональные власти, невзирая на существующие законы, не торопятся обеспечить сирот собственным жильем
Но важнее другое. Ребенок, не умеющий убирать квартиру, готовить еду, ходить с деньгами в магазин и выбирать там необходимые товары, не будет готов к нормальной взрослой жизни. И все эти навыки ему надо по возможности прививать уже в интернате. Хорошо, если он будет ходить в обычную школу, в городские учреждения дополнительного образования, где можно общаться со сторонними людьми. Есть и еще один момент: ребенок в детском доме не видит никакой корреляции между оплатой труда воспитателей и собственным благополучием, и у него нарушаются причинно-следственные связи. Ему можно сколько угодно говорить о социальных нормах общества (типа «кто не работает, тот не ест»), он этого не поймет. Ведь это в семье, когда папу увольняют с работы, всем приходится ограничить свои потребности. А от того, что воспитателю недодали премию, воспитаннику детского дома, что называется, ни жарко, ни холодно…
В общем, реорганизация системы детских домов-интернатов насущно необходима. Вот только, констатировала Елена Альшанская, в регионах постановление №481, как показывают исследования Общественной палаты, не очень-то влияет на реальную ситуацию. Понятно, что к тому есть масса объективных причин, ведь речь идет о принципиально новых подходах к делу, традиции в котором вырабатывались десятилетиями. Но есть ведь и те социальные учреждения, которые пытаются-таки изменить систему, а значит, есть на кого ориентироваться, где изучать опыт.
Чтобы социальные педагоги России имели возможность об этом опыте узнавать, получать необходимую поддержку, консультации, после форума, рассказал нам Павел Недостоев, планируется создать национальную образовательную платформу, где будут выложены видеолекции ведущих экспертов, через которую можно будет общаться и продвигать передовые социальные проекты.