Социальная служба держит удар

Почти каждый человек, его близкие и каждая отрасль прочувствовали на себе негативные последствия коронакризиса

Государство старается сгладить потери, которые несут бизнес и люди. Насколько это ему удаётся? Об этом – в интервью с министром труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльмирой Зариповой.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Фото: Маргарита Гафурова, “РТ”

 

эльмира-зарипова

 

2020 год трудно назвать благополучным. Под покровительством металлической крысы восточного гороскопа, которая плохо исполняла свои обязанности, он прошёл в определённом напряжении. Почти каждый человек, его близкие и каждая отрасль прочувствовали на себе негативные последствия коронакризиса. Государство старается сгладить потери, которые несут бизнес и люди. Насколько это ему удаётся? Об этом – в интервью с министром труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльмирой Зариповой.

 

– Эльмира Амировна, 2020 год, безусловно, сложный во всех отношениях. Оцените, пожалуйста, масштабы потрясения рынка труда после 1 марта.

– Уходящий год сложный во всех отношениях, а пандемия коронавируса нанесла серьёзный удар по самым незащищённым слоям населения. И сегодня я уже могу сказать, что служба социальной защиты и занятости справилась с новыми задачами, которые были поставлены.

За последние годы мы в республике добились было достаточно низкого уровня регистрируемой безработицы, но эпидемия вынудила ряд компаний сократить штаты, часть предприятий и вовсе перестали существовать. Очень пострадал гостиничный и ресторанный бизнес, система общепита, туристическая индустрия, где трудилось значительное количество граждан. Так, в начале 2020 года в службе занятости были зарегистрированы чуть более десяти тысяч человек, а к сентябрю эта цифра выросла почти в восемь раз – достигла 79 тысяч. Но вот что примечательно: более половины из «новых» безработных оказались из числа тех, кто уже длительное время до этого не работал либо были заняты на «сером» рынке труда. И только беспрецедентные меры поддержки, которые оказывались за счёт федерального бюджета, подвигли многих безработных «легализоваться» – прийти в службу занятости и встать на учёт. Значительно упростилась и система подачи заявления – встать на учёт можно было в электронном виде. С начала текущего года специалисты службы занятости обработали более 140 тысяч заявлений. На 2020 год запланированные лимиты по пособиям по безработице были заложены на сумму более 800 миллионов рублей, но на деле на сегодняшний день она превысила четыре миллиарда.

 

– Какие новые виды государственной поддержки появились в период распространения коронавирусной инфекции?

– Если вы заметили, усилия государства, направленные на поддержку бизнеса, – списание малым и средним предпринимателям части кредита либо его полное обнуление (при условии 100-процентного сохранения занятости) и освобождение во втором квартале от налогов – имели своей целью поддержку семей. В целом была оказана беспрецедентная помощь семьям с детьми. Поддержку прежде всего получили семьи с низкими доходами и где взрослые потеряли работу и остались без средств к существованию. По поручению Президента Татарстана 600 тысячам татарстанцев автоматически до 1 октября продлили ежемесячные выплаты на ребёнка, дополнительную компенсацию платы за детский сад, ежемесячные выплаты на детей-инвалидов, а также возмещение транспортных расходов онкобольным. Все эти и летние выплаты, которые получили название в народе «путинские» (сначала на детей в возрасте от трёх до шестнадцати лет, а затем с рождения до шестнадцати лет) помогли продержаться на плаву многим семьям.

 


Уходящий год сложный во всех отношениях, а пандемия коронавируса нанесла серьёзный удар по самым незащищённым слоям населения. И сегодня можно сказать, что служба социальной защиты и занятости справилась с новыми задачами, которые были поставлены


 

Затем появилась совершенно новая выплата семьям с низкими доходами, воспитывающим детей от трёх до семи лет. Также изменился размер пособия по уходу за первым ребёнком до достижения им полутора лет, а если женщина не работала до рождения ребёнка, то она получала пособие через Республиканский центр материальных выплат. При этом первоначальный размер пособия – 3 тысячи 375 рублей – был увеличен в два раза, до 6 тысяч 752 рублей. Это пособие у нас получают в основном студенческие, молодые семьи, и для них это серьёзное подспорье.

Нельзя не сказать о региональных мерах поддержки – таких как выплата семье с низким доходом (9752 рубля на человека) десяти тысяч рублей в год на покупку лекарственных препаратов для ребёнка в возрасте до трёх лет, стопроцентная компенсация платы за детский сад семьям с тремя детьми. Семьям с пятью и более детьми, имеющим доходы менее 9752 рублей, мы доплачиваем и доводим до прожиточного минимума. Эти меры будут продолжаться и в 2021 году.

 

– Как быстро власть реагировала на запросы общества?

– В эти месяцы власть показала, что может реагировать очень быстро. Работали все: и общественные приёмные, и интернет-приёмные. У руководства республики были многочисленные встречи в режиме ZOOM. Вспомните, наш Президент Рустам Нургалиевич Минниханов сам каждую неделю встречался с представителями разных отраслей. Одно из таких ZOOM-общений состоялось в Центре занятости Московского района Казани. С просьбой о помощи к Президенту обратились индивидуальные предприниматели и самозанятые, чей бизнес свернулся из-за коронавируса, а так как они сами себе были работодателями, то не попадали под статус безработного. После этого Рустам Минниханов обратился к российскому Правительству с просьбой поддержать эту категорию людей, и инициатива Татарстана была поддержана на федеральном уровне. В итоге 808 татарстанцам выплатили пособие по безработице в размере минимального размера оплаты труда 12 тысяч 130 рублей.

А вспомните масштабную благотворительную акцию «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!», когда буквально в первые дни были выбраны категории граждан, нуждающихся в поддержке, и организована доставка продуктов 55 тысячам семей, оказавшихся в действительно трудной ситуации. Они получили более 209 тысяч продуктовых наборов.

 

– Можно ли поставить коронакризис с точки зрения социальной политики в один ряд с кризисами 2008–2009 и 2014–го годов, или это вообще звенья одной цепи?

– В прошлые кризисы нам нечего было предложить безработным, и мы вынуждены были даже создавать временные рабочие места для тех, кто находился под риском увольнения либо уже уволен. А нынешний кризис – другого масштаба и, я бы сказала, другого качества. Он, как это ни странно звучит, более позитивный – с позиции рынка труда, конечно. Его отличие в том, что у нас не останавливалось производство – девяносто процентов предприятий продолжали работать, не снижалось и количество вакансий и предложений работы. В начале года, как я говорила, имелось более сорока тысяч вакансий и самый пиковый минимум не спустился ниже тридцати тысяч. Сегодня работодатели предлагают до 44 тысяч вакансий, а уровень безработицы снизился в несколько раз.

 

– А как же строительный бизнес? Разве в связи с закрытием границ он не остался без иностранных рабочих рук?

– Строительная и ещё, пожалуй, сельскохозяйственная отрасли относятся к тем, кто достаточно хорошо чувствует себя в период пандемии коронавируса. Более того, они стали даже неким драйвером обеспечения занятости населения, активно предлагали работу. По состоянию на конец ноября 2020 года в Татарстане проживали почти 64 тысячи иностранных граждан или лиц без гражданства. Число живущих в республике мигрантов за год снизилось на 8-10 тысяч человек. По-прежнему в Татарстан трудовые мигранты прибывают в основном из Узбекистана. На сегодня почти полторы тысячи работодателей нуждаются в использовании труда мигрантов. Это в основном компании, работающие в сферах ЖКХ, транспорта и строительства.

 


До конца года работники должны были сделать выбор между традиционной бумажной трудовой книжкой и электронной. Если гражданин выбирает электронный формат, то трудовая книжка с соответствующими отметками передаётся ему на руки, и далее сведения о стаже ведутся в электронном формате


 

– Коронавирус ускорил развитие цифровых технологий и доказал, что на сегодня интернет и сети – это главное средство к существованию сообществ. А как социальная служба отреагировала на этот тренд?

– Цифровизация социальных услуг является на сегодня, пожалуй, основным в трансформации взаимоотношений государства и общества. Перед нами была поставлена задача к 1 января 2023 года обеспечить перевод в электронный формат массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг. Но нет худа без добра – пандемия ускорила этот процесс. Фактически за один месяц мы сделали то, что планировали выполнить за два года.

Для нас электронные услуги, безусловно, остаются в приоритете, ведь это позволяет гражданам получать меры социальной поддержки без непосредственного обращения в государственные органы, минимизировать число обращений, а значит, сберечь время и здоровье. Полностью в электронном виде теперь назначаются основная и дополнительная компенсации родительской платы за детсад, ежемесячное пособие на ребёнка, выплаты на проезд пенсионерам, ежемесячная субсидия на проезд обучающихся из многодетных семей, субсидия-льгота на оплату ЖКУ инвалидам и семьям, имеющим трёх и более детей, субсидии на лекарственные средства для детей из многодетных семей.

 

– До конца года работники должны были сделать выбор между традиционной бумажной трудовой книжкой и электронной. Какой формат, на ваш взгляд, лучше, и что предпочли татарстанцы?

– В пользу электронного формата сделали выбор около двадцати процентов работающих жителей республики. Что касается совета, что лучше, то каждый решает сам. Выбора нет лишь у тех, кто трудоустроится в 2021-м и последующих годах – у них сведения о трудовой деятельности будут вестись исключительно в «цифре».

Могу только сказать следующее: если гражданин выбирает электронный формат, то трудовая книжка с соответствующими отметками передаётся ему на руки, и далее сведения о стаже ведутся в электронном формате. Но при этом тому, кто забирает на руки бумажную трудовую книжку, важно её сохранить, потому что это единственный документ, который подтверждает стаж (за исключением тех сведений, которые хранятся в Пенсионном фонде). Если кто-то выбрал бумажный носитель, то в любом случае параллельно с традиционной трудовой книжкой ведётся её электронный вариант.

 

– Эльмира Амировна, что вы хотели бы пожелать нашим читателям в наступающем году?

– Новый год в нашей стране – это исконно домашний праздник, который отмечается в кругу семьи, с традиционным меню, когда мы самым близким, самым родным людям готовим подарки. И этот год показал, наверное, что самое ценное – это семья, ближайшее окружение. Когда случается какая-то беда, прежде всего надеешься на самого себя и на своих близких, на родных. И поэтому я хочу пожелать всем укрепления семейных связей, благополучия каждой татарстанской семье. И чтобы пожилые люди не оставались одинокими в старости, а их дети, которые уезжают в другие города, как можно чаще им звонили и интересовались, как поживают их родители. Самое главное – берегите себя, берегите свою семью и, конечно же, всем желаю здоровья!

Полную аудиоверсию интервью слушайте в рубрике «Подкасты».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще