София Губайдулина: Я стараюсь не навредить своей душе

В столице Татарстана прошла череда мероприятий, приуроченных к 85-летнему юбилею выдающегося композитора современности

А самыми незабываемыми в насыщенной программе фестиваля «Те salutant, Sofia!» стали моменты общения с самой Софией Асгатовной.

 

71

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Фото: kazanreporter.ru

 

gybaidyllina-811

 

В столице Татарстана прошла череда мероприятий, приуроченных к 85-летнему юбилею выдающегося композитора современности Софии Губайдулиной. А самыми незабываемыми в насыщенной программе фестиваля «Те salutant, Sofia!» стали моменты общения с самой Софией Асгатовной.

 

Со времени ее предыдущего приезда в Казань (вместе с Валерием Гергиевым и симфоническим оркестром Мариинского театра) прошло шесть лет, но по нашей знаменитой землячке этого не скажешь – она совсем не изменилась! Тот же черный брючный костюм, безупречная осанка, острый ум и поразительные для художника такого масштаба откровенность и сопричастность миру.

По всему чувствуется, что Софии Асгатовне хорошо, уютно в Казани. Вот и свою встречу с деятелями культуры в Казанской ратуше всемирно известный композитор начала со своеобразного признания в любви городу своей юности. «Вы же понимаете, что для человека означает юность. Это закладывание фундамента. В Казани был заложен фундамент всего моего будущего. Я все улицы здесь обходила пешком, ходила по стенам Кремля (тогда еще можно было). С большой теплотой вспоминаю мою первую учительницу музыки Екатерину Павловну Леонтьеву, годы учебы в детской музыкальной школе и ее директора Рувима Львовича Полякова. В моей жизни личностей такого масштаба и тонкости, наверное, уже не было, хотя я встречала очень много интересных людей», – призналась 85-летняя София Губайдулина.

Далее гостья почти в течение часа отвечала на вопросы о своем творчестве и в целом о миссии художника в современном мире.

 


«Довольно часто композитор или поэт в середине творческого пути пересматривает свою позицию. Мне лично это не свойственно. Когда я думаю о том, что сочиняю сейчас и что я делала на третьем курсе консерватории, у меня такое ощущение, что я пишу все время одну и ту же песню»


 

По ее словам, каждая эпоха создает определенную звуковую ситуацию, и задача художника – уловить эти вибрации и ответить на них. И прежде всего на те болевые точки, которые требуют преодоления в том мире, в котором мы живем. Также София Асгатовна пояснила, что именно ей, как композитору,  представляется наиболее важным и даже тревожным в современном «звучании» мира. «Мне кажется, в современной ситуации интеллектуальная деятельность человека превалирует над интуитивной. Сама жизнь вокруг нас так устроена, что все идет в пользу интеллектуального осознания мира. Но, с моей точки зрения, деятельность интуиции, подсознания – самое важное, что дает импульс для творчества. Ни одно сочинение не бывает чисто интуитивным или чисто интеллектуальным. Здесь важен баланс, чтобы интуитивный поток тоже был достаточно сильным и не перекрывался интеллектуальными задачами», – убеждена композитор, чья музыка, по мнению многих, наделена провидческой силой. А саму Губайдулину по этой причине нередко называют пророком.

«Мы не можем претендовать на то, чтобы изменить мир, – мы можем только улучшать какие-то частности, отдельные моменты, придавать им духовный смысл, а не только материальный», – как бы подытожила София Асгатовна на примере деятельности Центра современной музыки в Казани, который носит ее имя.

 

 София ГУБАЙДУЛЛИНА:
Мне кажется, в современной ситуации интеллектуальная деятельность человека превалирует над интуитивной. Сама жизнь вокруг нас так устроена, что все идет в пользу интеллектуального осознания мира. Но, с моей точки зрения, деятельность интуиции, подсознания – самое важное, что дает импульс для творчества.

Напомним, что к юбилею композитора Центр С.Губайдулиной реализует целый ряд творческих проектов: концерты, конкурсы, мастер-классы, конференции, издание научного сборника «Губайдулинские чтения» и юбилейной книги-альбома «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина», презентация которой состоялась в тот же день, 2 ноября, в Казанской ратуше.

«Думаю, чрезвычайно серьезная задача – развивать национальный язык, национальную культуру, – высказалась София Асгатовна на животрепещущую для многих деятелей культуры Татарстана тему. – Потому что не существует культуры унифицированной, не существует культуры, которая бы отказалась от своих этнических основ. Это очень важно именно для современных композиторов Татарстана – развивать свойственный им язык». В то же время этот язык, по ее словам, может и должен постоянно обогащаться под влиянием других этносов, и не только тех, которые близки нам географически. «После того как человек изобрел колесо, мотор и Интернет, мы живем в глобализированном мире, и сейчас каждый рассматривает себя в масштабах всего глобуса, – напомнила она. – Но важно понимать, что в глобализированном мире нет и не может быть глобализированной культуры».

Наглядный тому пример – творчество самой Софии Губайдулиной. «Все татарское я впитала, можно сказать, с молоком матери. В Казани и народная культура, и профессиональная была очень высокой уже тогда, когда я была совсем юной. И национальное, безусловно, присутствует в моих сочинениях. Каким-то опосредованным образом или даже мелодией. Но я всегда в своей деятельности стремилась к тому, чтобы расширить свое сознание. Что-то дано нам уже от природы – от матери, отца, от нашей юности, а что-то – задано… И мне представляется не менее важным выполнять программу вот этой заданности», – попыталась сформулировать свой творческий метод именитая гостья.

На следующий день там же, в Казанской ратуше, состоялся юбилейный концерт «Те salutant, Sofia!», в рамках которого состоялись две татарстанские премьеры сочинений Софии Губайдулиной. В присутствии автора впервые в Казани прозвучали «Пилигримы» и концерт для баяна с оркестром Fachwerk. Также публика, собравшаяся в зале бывшего Дворянского собрания, услышала шестичастное сочинение «По мотивам татарского фольклора», впервые исполненное в Казани в 1973 году.

«Пилигримов» для скрипки, фортепиано, контрабаса и ударных исполнили солисты ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории. Fachwerk, написанный Софией Губайдулиной в 2009 году, прозвучал в исполнении казанского камерного оркестра «Новая музыка» и баяниста-виртуоза, народного артиста России Фридриха Липса, которому композитор-юбиляр посвятила не одно свое сочинение. Дирижировал в этот вечер Андрес Мустонен (Эстония) – тоже один из тех, кто наиболее часто исполняет музыку Софии Губайдулиной. Опус «По мотивам татарского фольклора» достойно представил ансамбль народных инструментов Казанской государственной консерватории.

 


В Казанской ратуше, состоялся юбилейный концерт «Те salutant, Sofia!», в рамках которого состоялись две татарстанские премьеры сочинений Софии Губайдулиной. В присутствии автора впервые в Казани прозвучали «Пилигримы» и концерт для баяна с оркестром Fachwerk


 

И в завершение еще пара высказываний именитой казанской гостьи.

«Совершенно необходимо для любого человека, который занимается творчеством, быть активным. Но не только это важно для творческого сознания. С моей точки зрения, очень важно, кроме этого, вести созерцательную жизнь. Иметь возможность без напряжения и без лишней активности погрузиться в самого себя и там найти ответы на многие вопросы».

«Мне кажется, что я все время иду в глубину своей собственной души. И зная это, я не хочу навредить ей, своему слышанию мира и себя. Для меня самое важное то, что сказал мне когда-то Шостакович – «быть собой». Быть собой и не приспосабливаться к тому, что требуют от тебя социум, соседи, друзья…»

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще