Содоклад председателя Комитета Государственного Совета по бюджету, налогам и финансам Леонида Якунина

Проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» внесен Президентом в Государственный Совет Республики Татарстан в установленные сроки.

 

ЯКУНИН

 

Проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» внесен Президентом в Государственный Совет Республики Татарстан в установленные сроки.

Прогноз социально-экономического развития и параметры бюджета были рассмотрены на зональных совещаниях, парламентских слушаниях и на комитетах Государственного Совета. Высказанные мнения и предложения свидетельствуют о том, что проведение бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объём расходов бюджета республики с учетом базовой цены на нефть, позволило повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре. А налоговая политика на трехлетний период ориентирована на сохранение и развитие доходных источников бюджета с учетом консервативной оценки.

Как и в предыдущие годы, отмечу, что в представленном проекте бюджета нашли отражение вопросы, содержащиеся в Стратегии экономического и социального развития до 2030 года и решении задач, поставленных в Послании Президента Госсовету.

Предложения, поступившие в ходе обсуждения бюджета и прогноза о выделении средств по ряду социальных и других вопросов совершенствования межбюджетных отношений, были направлены в Правительство республики, и ответы уже получены и направлены депутатам.

Остановлюсь на особенностях обсуждаемого проекта бюджета.

Сохранена максимальная расшифровка и прозрачность бюджета. Расходный блок бюджета расшифровывается также в трёх плоскостях: по ведомственной структуре, функциональной структуре и в программном разрезе.

Приняты новые стартовые условия. Цена на нефть – 59,7 доллара за баррель, курс рубля к доллару – 64,9 рубля; повышение заработной платы в соответствии с указами Президента России, увеличение МРОТ, индексация социальнозащищённых статей расходов бюджета.

Принятые налоговые изменения (предоставление налогового вычета для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, отмена с 2021 года специального налогового режима (ЕНВД); в части неналоговых доходов – изменение принципа зачисления отдельных доходов от уплаты штрафов;

Будет продолжена реализация национальных проектов.

 


На следующий год предусмотрена реализация 30 государственных программ Республики Татарстан. Общий объем их финансирования запланирован в сумме 243,9 млрд рублей, что на 13,4% больше планового объема финансирования государственных программ в 2019 году


 

Долгосрочная реструктуризация долгов республики по федеральным бюджетным кредитам позволяет не предусматривать в бюджете основной возврат задолженности в 2020–2022 годах.

Продолжится реализация федеральных проектов с выделением из федерального бюджета дополнительных субсидий.

В трехлетнем периоде наблюдается сохранение сложившейся тенденции роста экономической активности. Динамика основных макроэкономических показателей традиционно превышает общероссийские тенденции. (Рост ВРП – 2,5%, индекс промышленного производства – 2,9%, ФОТ – на 6,2%), что предопределит дальнейшее улучшение показателей, характеризующих государственные финансы республики и позволит обеспечить надежное финансирование приоритетных расходов, исключить образование просроченной кредиторской задолженности и фактически обеспечить бeздeфицитнocть бюджета.

Отмечу ряд принципиальных позиций.

Во-первых, увеличено финансирование социально-культурной сферы с учетом повышения заработной платы, новой сети и инфляции в объеме по бюджету республики порядка 161 млрд рублей.

Во-вторых, сохранены и определены новые приоритеты на 2020 год в отраслях социальной сферы, такие, как мероприятия по обеспечению детей до трёх лет местами в детских дошкольных учреждениях, ремонт стационарных помещений больниц, летних оздоровительных лагерей, общежитий и других.

В-третьих, это расширение социальной направленности бюджета через ежегодную индексацию расходов.

В-четвертых, предусмотрено повышение результативности бюджетных расходов через реализацию государственных целевых программ. На эти цели направляется более 90% расходов бюджета.

Также намечено развитие социальных отраслей, предусмотрены вопросы строительства и капитального ремонта и модернизации. В целом на следующий год это коснется более двух тысяч объектов.

Приоритетом остается развитие человеческого капитала, повышение качества жизни населения. На это направлены все республиканские программы, которые с текущего года усилены мерами по реализации национальных проектов.

На следующий год предусмотрена реализация 30 государственных программ Республики Татарстан. Общий объем их финансирования запланирован в сумме 243,9 млрд рублей, что на 13,4% больше планового объема финансирования государственных программ в 2019 году.

Сегодня также сохраняется важность продолжения последовательной реализации мер по наращиванию доходной базы всех уровней бюджетов.

В рамках этого является целесообразным проведение работ по оптимизации налоговых льгот и дополнительного рассмотрения на предмет их эффективности; обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан, в том числе за счет улучшения администрирования доходов, взыскания задолженности и доначисленных платежей по итогам контрольных мероприятий налоговых органов; поиск резервов дополнительных доходных поступлений с сохранением на неизменном уровне фискальной нагрузки на налогоплательщиков; улучшение инвестиционного климата, поддержка инвестиционной активности, создание условий для развития предпринимательской деятельности.

Это также привлечение на исполнение задач, стоящих перед республикой, внебюджетных источников.

В соответствии с принятыми законами учтены изменения в межбюджетных отношениях как с федеральным центром, так и с муниципальными образованиями.

 


Приоритетом остается развитие человеческого капитала, повышение качества жизни населения. На это направлены все республиканские программы, которые с текущего года усилены мерами по реализации национальных проектов


 

Группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета республики произведена в соответствии с кодами бюджетной классификации и соответствует принципу единства бюджетной системы Российской Федерации.

Завершая свое выступление, отмечу, что в целом проект бюджета Республики Татарстан на 2020 год направлен на обеспечение исполнения всех социальных обязательств республики. Необходимость выполнения данных обязательств ведет к сохранению социальной ориентации бюджета.

Сохраняются пропорции в распределении расходов на капитальную и текущую части.

Обращаясь к депутатам Государственного Совета, прошу реально подойти к утверждению бюджета, который предусматривает увеличение доходной части от первоначально утвержденного бюджета текущего года на 11,7 %, а расходной части на 11,1% .

На бюджетное послание имеются положительные заключения Счетной палаты, правового управления Государственного Совета, прокуратуры и Общественной палаты.

Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении.

Прошу обратить внимание депутатов шестого созыва, что срок подачи поправок устанавливается до 3 ноября текущего года (то есть последний день их внесения – 3 ноября, 24 часа).

Также необходимо учесть, что в соответствии с Бюджетным кодексом республики и регламентом Госсовета поправки, предусматривающие увеличение ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходной части бюджета республики, должны сопровождаться поправками, содержащими источники их финансирования. Поправки, не отвечающие данному требованию, а также поправки, предусматривающие предоставление средств бюджета Республики Татарстан негосударственным организациям любых организационно-правовых форм, не рассматриваются.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще