Содоклад председателя Комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Леонида Якунина

 

597

 

iakynin-811

 

Проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов» внесен Президентом в Государственный Совет РТ в установленные сроки. Структура и перечень материалов к законопроекту соответствуют положениям Бюджетного кодекса Татарстана.

Параметры бюджета и прогноза социально-экономического развития были внимательно рассмотрены на заседаниях комитетов Госсовета, зональных совещаниях и парламентских слушаниях. Анализ высказанных мнений и внесенных предложений свидетельствует о том, что в целом бюджет большинством депутатов поддерживается. Отмечу, что в представленном проекте нашли отражение основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Татарстан, содержащиеся в Стратегии социально-экономического развития до 2030 года.

Предложения, поступившие в ходе обсуждения бюджета и прогноза о выделении средств по ряду социальных и других вопросов, отражены в заключении нашего комитета, рекомендациях парламентских слушаний и направлены в Правительство республики. Необходимо отметить, что ряд вопросов предусмотрен в отраслевых государственных программах, а вариант решения других зависит от возможностей доходной части бюджета. Ответы на поднятые вопросы от Председателя Правительства получены и направлены депутатам.

 


Нужно принимать во внимание усиление рисков и снижение возможностей доходной базы федерального бюджета. По ситуации чувствуется, что межбюджетные трансферты сократятся


 

Отмечу особенности обсуждаемого проекта. Во-первых, это возврат к трехлетнему бюджету. Во-вторых, новые стартовые условия. Цена на нефть 40 долларов США за баррель на весь трехлетний период; состояние экономики; курс рубля к доллару 65-64 рубля.
В-третьих, это налоговые изменения (нагрузка на нефтегазовую отрасль, перераспределение прибыли, значительно влияющие на доходы бюджета республики, и другие).

Нужно принимать во внимание усиление рисков и снижение возможностей доходной базы федерального бюджета. По ситуации чувствуется, что межбюджетные трансферты сократятся.

Не забудем о высокой долговой нагрузке региональных и местных бюджетов в целом по Российской Федерации. Она составляет более 4 трлн рублей при доходах федерального бюджета в 13,4 трлн рублей. В Татарстане она не превышает установленных норм и составляет 94,7 млрд рублей, но в 2017 году мы должны уже погасить 6,8 млрд рублей.

Сценарные условия формирования параметров прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на протяжении всего среднесрочного периода предполагают сохранение геополитической нестабильности, а также режима применения к России санкций со стороны Евросоюза и США. В связи с этим прогнозные показатели на 2017 год остаются напряженными и имеют значительную долю рисков.

Все это ограничивает объемы мобилизуемых доходов при одновременном увеличении социальной направленности бюджета (70%). В результате мы имеем достаточно существенный по объему бюджетный дефицит в 7,5 млрд рублей. В этих условиях особенно важным является продолжение действия федерального решения о реструктуризации задолженности республики по бюджетным кредитам, продолжение работы по привлечению инвестиций и получение низкопроцентных бюджетных кредитов на покрытие дефицита бюджета республики.

Проект бюджета на 2017 год направлен на решение задач, поставленных в послании Президента РТ Государственному Совету.

Отмечу ряд принципиальных позиций:

– в отличие от федерального бюджета, где уровень расходов на 2017 год сохранен на уровне текущего года, в нашем проекте проиндексированы все социально значимые и первоочередные расходы;

– сохранено финансирование общественно значимых мероприятий, ранее финансируемых в форме республиканских целевых программ;

– предлагается расширять социальную направленность бюджета через реализацию государственных целевых программ;

– обеспечить развитие социальных отраслей, предусмотрев вопросы строительства и капитального ремонта.

На предстоящий период 2017–2019 годов одной из основополагающих задач остается достижение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Это означает, что нужно обеспечить исполнение принятых расходных обязательств за счет имеющихся доходных ресурсов с сохранением в контролируемых рамках дефицита бюджета и долговой нагрузки на него.

 


Сценарные условия формирования параметров прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на протяжении всего среднесрочного периода предполагают сохранение геополитической нестабильности, а также режима применения к России санкций со стороны Евросоюза и США. В связи с этим прогнозные показатели на 2017 год остаются напряженными и имеют значительную долю рисков


 

В сегодняшних условиях представляется крайне важным продолжение работы по увеличению доходной базы бюджета по всему спектру возможных направлений и источников. В рамках этого также целесообразна дальнейшая системная работа по оценке эффективности влияния налоговых льгот, в том числе предоставляемых с целью стимулирования различных категорий хозяйствующих субъектов к дальнейшему развитию своей деятельности, а в конечном счете оказывающих позитивное влияние на рост экономики нашей республики. По результатам оценки эффективности необходимо отменить преференции, признанные неэффективными. Также следует рассмотреть внедрение механизма замены предоставляемых налоговых льгот бюджетным субсидированием на целевой основе.

Бюджет на 2017 год сформирован жестким, но социально ориентированным. Ключевой задачей станет повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе программно-целевого управления и бюджетирования.

В проекте предложен ряд мер, направленных на оптимизацию структуры бюджетных расходов. Проведенный анализ свидетельствует о том, что его показатели сконцентрированы на решении самых неотложных и принципиальных задач. Их выполнение позволит сохранить качество жизни населения и будет способствовать дальнейшему развитию республики.

Предполагается продолжить начатое в предыдущие годы финансирование объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры. Предусмотрены средства на софинансирование федеральных программ, уплату налога на имущество бюджетными учреждениями, ассигнования на капитальные вложения и дорожные работы.

Законопроект сформирован в условиях, когда нет распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, пенсионного фонда, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Эти объемы безвозмездных поступлений на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов будут корректироваться по мере распределения указанных средств.

 


Бюджет на 2017 год сформирован жестким, но социально ориентированным. Ключевой задачей станет повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе программно-целевого управления и бюджетирования


 

Представленным законопроектом не полностью предусмотрены субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, переданных в соответствии с законами Республики Татарстан. В этой связи действие закона о наделении полномочий органов местного самоуправления должно быть приостановлено или найдена возможность их финансирования.

Таким образом, Комитет по бюджету, налогам и финансам считает, что решение вопросов полной мобилизации доходов бюджета, покрытие его дефицита, усиление его социальной направленности будут зависеть от результативной работы бизнеса, эффективных государственных решений и взаимодействия всех звеньев экономики. Реализация этих мероприятий в комплексе обеспечит качественное исполнение бюджета, над которым мы сейчас работаем.

На наш взгляд, в меняющихся экономических условиях необходима перестройка межбюджетных отношений в Российской Федерации. Сегодня сдерживается инициатива регионов-доноров. Количество территорий, живущих на дотациях, растет. Соответственно, убывает число приносящих значительный доход в бюджет. Таких территорий-доноров осталось 14. Сегодня 56 процентов налоговых платежей уходит в федеральный бюджет.

Необходима также разработка единой налоговой, бюджетной и тарифной политики с увязкой всех результатов, влияющих на доходы бюджета и жизнь населения.

Завершая свое выступление, отмечу, что в целом проект бюджета Республики Татарстан на 2017 год ориентирован на обеспечение макроэкономической стабильности, нацеленности расходов бюджета на конечные результаты. Проведена большая работа по его формированию на основе анализа состояния экономики, прогнозирования доходов и расходов.

Обращаясь к депутатам Государственного Совета, прошу реально подойти к утверждению проекта, которым предусматривается увеличение доходной части от первоначально утвержденного бюджета текущего года на 3,9 процента, а расходной части – на 4,8 процента. На бюджетное послание имеются положительные заключения Счетной палаты, правового управления Государственного Совета, прокуратуры и Общественной палаты.

Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще