Одного желания поставить памятник выдающемуся человеку мало. Монумент должен обладать художественной ценностью
На днях в Министерстве культуры РТ говорили о проблемах и перспективах развития мемориальной культуры, и многие решили, что поводом для этого стало резонансное происшествие в Заинске, где из-за детской шалости сгорел памятник, установленный менее года назад к юбилею Победы.
ЧП РАЙОННОГО МАСШТАБА
«Возгорание памятника в Заинске случайно совпало с нашей коллегией, но это лишь добавляет актуальности сегодняшнему разговору», – прокомментировала ситуацию министр культуры Ирада Аюпова. По её словам, пока преждевременно давать оценку случившемуся, но вместе с тем это повод глубже осознать ответственность органов местного самоуправления, в ведении которых сегодня находятся вопросы увековечения памяти, связанные в том числе с выбором материала для воплощения художественной концепции. Напомним, что шестиметровый памятник, сделанный якобы из огнеупорного композита, сгорел за считаные минуты…
Сейчас появляется много новых материалов, которые часто и дешевле, и пластичнее традиционных бронзы и гранита. Другое дело, что свойства этих композитов недостаточно изучены, и проверку на ту же огнеупорность они проходят уже в процессе эксплуатации. «Сегодня нет внятного регулирования, формализованных требований к тому, из чего должны быть сделаны памятник или мемориальная доска. На мой взгляд, в этом вопросе должны быть общие правила. Нужен единый стандарт»,– высказала свою точку зрения Ирада Аюпова, добавив, что это не входит в компетенцию регионов, единые критерии должны быть выработаны на федеральном уровне.
ПАМЯТЬ, ЦИФРЫ, ИМЕНА
Проблемы мемориальной культуры никогда не теряют актуальности, поскольку память имеет непреходящее значение в жизни каждого человека и общества в целом, являясь важнейшим инструментом социокультурной идентичности. По словам заместителя министра культуры Дамира Натфуллина, за последние пять лет в Татарстане установлены 34 мемориальные доски и 21 памятник, а до 2026 года ведомство планирует увековечить память 112 выдающихся деятелей республики.
Ирада АЮПОВА, министр культуры РТ: | |
Сегодня нет внятного регулирования, формализованных требований к тому, из чего должны быть сделаны памятник или мемориальная доска. На мой взгляд, в этом вопросе должны быть общие правила. Нужен единый стандарт. |
Непосредственно сейчас в работе экспертной комиссии Минкульта по мемориальным доскам находятся предложения по увековечению в Казани памяти актёров Тинчуринского театра Халиля и Исламии Махмутовых, певцов Азата Аббасова, Вафиры Гиззатуллиной и Идеала Ишбулякова, поэтов Хади Такташа и Фатиха Карима, дирижёра Фуата Мансурова, государственного деятеля Шакира Ахтямова. Кроме того, в настоящее время на контроле экспертной комиссии по монументальному искусству установка тринадцати памятников, в том числе четырёх за пределами республики. В Южно-Сахалинске поставят памятник Габдулле Тукаю, в Горно-Алтайске увековечат образ снежного барса, в Крыму появится памятный знак в честь воинов-татарстанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, а в белорусской деревне Волковичи – памятник капитану Каримову. «Установка монументальных произведений в регионах России и странах зарубежья является эффективным инструментом популяризации национальной культуры и требует особого внимания со стороны министерства», – отметил Дамир Натфуллин.
А в Казани уже в ближайшее время могут появиться памятники Назибу Жиганову и Саре Садыковой, певцу Рашиту Вагапову, поэту Фатиху Кариму и Герою Советского Союза Михаилу Девятаеву. В столице также планируют установить бюст Сергея Аксакова, стелу в память о Казанском артиллерийском училище и памятник воинам-интернационалистам.
На коллегии было отмечено, что экспертная комиссия по монументальному искусству впервые была сформирована в 2008 году. В её состав входят представители научных и общественных организаций, а также учебных заведений сферы культуры и изобразительного искусства. Ежегодно комиссия рассматривает около 15-20 предложений, которые поступают от органов государственной власти и местного самоуправления, физических и юридических лиц.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – «КУЛЬТУРА»
Такие экспертные комиссии, безусловно, очень важны. Если историческая память самоценна, то когда речь идёт о памятниках и в особенности об их соответствии критериям художественности, здесь-то, как правило, и возникает больше всего вопросов. По словам заместителя министра культуры, мемориальные доски и памятники «сравнительно системно» устанавливаются только в Казани. В большинстве же муниципалитетов эта работа ведётся от случая к случаю и к тому же без учёта мнения профессионального экспертного сообщества. Достаточно сказать, что соответствующие комиссии с участием специалистов созданы лишь в 13 из 43 районов республики. Как следствие, сегодня даже в Министерстве культуры не могут сказать, сколько всего мемориальных досок установлено в Татарстане. Больше того, иногда номинально они вроде бы есть, а по факту их нет, сообщил Дамир Натфуллин.
Впрочем, есть и другие примеры. Так представитель Апастовского района не без гордости отчитался об установке 54 бюстов. Причём местная администрация не ограничивается увековечением памяти выдающихся земляков и деятелей татарской культуры. Тут вам и Пушкин, и Толстой, и бюсты российских полководцев – от Суворова до Жукова. Однако на экспертов эта своеобразная презентация произвела, скорее, удручающее впечатление. В том числе их недоверие вызвало качество материала, с которым работают местные ваятели. «Ноль эстетики!» – так охарактеризовала плоды их трудов и председатель Общественной палаты Зиля Валеева. Похоже, министр культуры ожидала подобно реакции, но не отказалась от мысли, по её словам, наглядно показать, что одного желания поставить памятник недостаточно, если его художественная ценность и качество исполнения остаются под вопросом.
По мнению экспертов, таких, как Сергей Саначин, Рауза Султанова, и других, ситуация в Казани тоже далека от идеала. В основном это касается эстетического вида мемориальных досок. За редким исключением они вызывают стойкую ассоциацию с надгробиями. Фактические ошибки на памятных табличках также не редкость. Одни эксперты предлагают привести внешний вид досок к некоему стандарту, другие, наоборот, выступают против их унификации. Кроме того, звучали реплики о явном гендерном перекосе в вопросах увековечения («в Казани крайне мало женских образов»), а также недостаточном внимании к представителям отдельных профессий – к врачам, например.
Словом, мемориальная культура – тема «горячая» и многогранная. Кстати, связана с ней и проблема надвигающегося на республику кадрового «голода» в области монументального искусства. Старые, опытные мастера уходят, а на скульптора у нас теперь не учат. Поэтому очевидно, что точку в разговоре, состоявшемся в Министерстве культуры, ставить рано.