Служить не цифрам отчетов, а интересам людей

Разговор с руководителем Счетной палаты Татарстана Алексеем Демидовым

Наша беседа состоялась сразу же после одной из коллегий ведомства. На ней рассматривался и вопрос о расходовании бюджетных средств в учреждениях Минздрава республики.

1593

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

Фото: sprt.ru

 

demudov-24

 

Наша беседа с председателем Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в РТ, руководителем Счетной палаты Татарстана Алексеем Демидовым состоялась сразу же после одной из коллегий ведомства. На ней рассматривался и вопрос о расходовании бюджетных средств в учреждениях Минздрава республики. Чувствовалось, что мой собеседник мыслями находится еще там, на заседании. Но первоначальная задумчивость вдруг обернулась эмоциональным выплеском: не дожидаясь вопроса, он заговорил о том, что, похоже, волнует его давно:

 

-Все мы знаем: как только в стране стартует какая-то новая программа, руководство республики прилагает максимум усилий, чтобы Татарстан был среди ее участников, стараясь «завезти» сюда новые технологии, пилотные проекты, в том числе и в здравоохранении. К сожалению, реалии времени сегодня таковы, что учреждения социальной сферы вынуждены коммерциализировать свою деятельность и зачастую проявляют чрезмерное усердие в получении внебюджетных доходов. Беспокоят примеры, когда врач-интеллигент вдруг превращается в дельца и коммерсанта.

У нас некоторые главврачи сегодня – это как бригадный подряд. Сами занимают по несколько должностей, да еще и родственники рядом… С такими фактами, к примеру, мы столкнулись, когда проверяли Республиканский онкоцентр и Мамадышский район.

Не надо забывать, что первичная сеть у нас – самое уязвимое звено. Ведь отношения человека с медициной всегда начинаются с той же поликлиники. Я одному министру как-то сказал: за всеми цифрами, о которых вы порой взахлеб рассказываете, забываются простые истины – мы должны служить людям, а не цифрам или какой-то системе. Когда понимание этого будет доведено хотя бы до половины главврачей и руководящего состава, возможно, тогда можно будет говорить о «приветливой медицине» и «доброжелательной поликлинике». Но пока до этого – далековато…

 

– Алексей Иванович, Счетная палата чуть ли ни первой стала поднимать тему качества общественного питания в дошкольных и образовательных учреждениях. Казалось бы, это не ваш вопрос. Но данные проверок получили общественный резонанс, привлекли дополнительное внимание надзорных органов к поискам решения проблемы, активно подключились депутаты всех уровней. Сейчас градус напряжения спал, но палата продолжает отслеживать ситуацию…

– Это свидетельствует, что итоги нашей работы в финансово-бюджетной сфере востребованы властью и служат основой для принятия нужных мер. Вернемся к тому же рассмотрению результатов наших проверок на недавнем заседании комиссии, координирующей работу по противодействию коррупции. Ведь в итоге Кабинету Министров республики поручили организовать централизованные закупки продуктов питания для нужд образовательных организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания как республиканского, так и муниципального подчинения.

Вообще, социальная сфера для нас – это святое. Из года в год независимо от того, были ли соответствующие поручения от руководства республики, в какой бы район мы ни заходили с проверкой, обязательно смотрим всю социалку. Наш инспектор никогда не пройдет мимо нарушений, если попираются права престарелых, больных, детей. Так что держим руку на пульсе. Чтобы иметь свое особое мнение и возможность давать оценку – взвешенную и беспристрастную. Ведь с тем же вопросом по питанию мы, конечно же, отдавали себе отчет, что у недоработок есть объективные причины: это и низкая зарплата поваров, и невозможность постоянно увеличивать родительские взносы, и некоторые другие. Тем не менее отрадно, что определенное решение было найдено.

В прошлом году у нас было две проверки по поручениям Президента республики. Их палата провела вместе с коллегами из контрольно-счетных органов муниципальных образований. По итогам первой подготовлено 19 рекомендаций по повышению эффективности строительства и использования сельских клубов. Отмечены резервы в части оптимизации графиков их работы, дооснащения оборудованием и инвентарем, совершенствования кадрового обеспечения.

 


«Социальная сфера для нас – это святое. Из года в год независимо от того, были ли соответствующие поручения от руководства республики,  в какой бы район мы ни заходили с проверкой, обязательно смотрим всю социалку. Наш инспектор никогда не пройдет мимо нарушений, если попираются права престарелых, больных, детей. Так что держим руку на пульсе»


 

Мы также проанализировали соблюдение нормативов стоимости и определения площадей при строительстве социальных объектов в районах. Оказалось, стоимость построенных школ в расчете на одно место варьируется от 350 тысяч до миллиона рублей. При строительстве детских садов диапазон сметы – почти аналогичный. Минстроем не был определен порядок обоснования строительства новых социальных объектов либо капитального ремонта существующих. В одном из поселков Тюлячинского района начали строить новый Дом культуры стоимостью почти в 13 млн рублей. А рядом – действующий и вполне добротный Дом культуры, требующий разве что текущего ремонта. И таких нестыковок выявляется предостаточно.

Есть поговорка: где тонко – там и рвется. Мы провели аудит эффективности специализированной медпомощи больным с сосудистыми заболеваниями, а также скорой помощи, медицинской эвакуации. Выявили «тонкие» места. Это – большой коэффициент совместительства у врачей, что свидетельствует о дефиците кадров. Например, в Чистопольской ЦРБ в отделении для больных с острым нарушением мозгового кровообращения на начало 2016 года по штату было предусмотрено 22,5 ставки врачей, а фактически работали 3 специалиста. На Альметьевской станции скорой помощи работали двое при имеющихся 28 врачебных ставках.

Еще «тонкие» места – состояние автопарка службы скорой помощи, где более трети автомобилей имеют стопроцентный износ. Нужно говорить и о простоях дорогостоящего оборудования из-за неисправностей. В РКБ магнитно-резонансный томограф стоимостью 51 млн рублей в 2015 году простаивал 102 рабочих дня, в следующем – 120 дней. Простой ангиографического комплекса стоимостью 42 млн рублей составил за прошлый год 83 дня. Аналогичные факты выявлены и в Нижнекамской ЦРБ, в городской больнице №5 Набережных Челнов.

Надо сказать, что по автопарку и использованию дорогостоящего оборудования меры Кабинетом Министров уже принимаются.

 

– В данном случае, как говорится, не дай бог, если где-то порвется…

– Вот-вот. В РКБ мы выявили вопиющий факт, здесь три года (!) отсутствовало резервное электроснабжение. С 2013 года на территории РКБ не были введены в эксплуатацию дизельные генераторы. Документы на их размещение и хранение отсутствуют. В результате потребители I категории – операционные и отделения реанимации, ангиографии, томографии – оказались не подключены к источникам бесперебойного питания, не была обеспечена энергетическая безопасность больницы.

 

– Какая сфера, на ваш взгляд, сегодня требует большего наведения порядка?

– По-прежнему много нарушений происходит из-за нерационального использования государственной и муниципальной собственности. Например, нами было установлено много фактов спекуляций с землями сельхозназначения. При формальном соблюдении требований законодательства появились схемы, когда земельные участки предоставляются в аренду, а затем выкупаются на льготных условиях путем сооружения и дальнейшей регистрации фиктивных «объектов недвижимости» – вагончиков, неполноценных фундаментов и т.п. Зачастую такие участки в дальнейшем на вторичном рынке предлагаются к продаже уже по рыночным ценам. Естественно, маржа оседает у частных лиц.

Увы, не редкость и оформление договоров купли-продажи земли и недвижимости без проведения торгов, длительная невостребованность недвижимого имущества, плохая собираемость арендных платежей, долгий простой техники и оборудования, зачастую весьма дорогостоящего. Это все, что в итоге недобрали в доходную часть бюджетов разных уровней.

Далее – нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. К сожалению, проверки показывают, что госзакупки пока еще не стали полностью прозрачными и защищенными от рисков коррупционных проявлений.

Значительна часть нарушений при исполнении бюджетов. Среди них – уплата налогов, страховых взносов сверх произведенных начислений; затраты на содержание неиспользуемого имущества; излишнее авансирование поставщиков коммунальных услуг (в Бугульминском районе выявлен случай, когда аванс превысил восьмимесячную потребность в услугах); оплата некачественно выполненных работ в ходе капитального ремонта многоквартирных домов.

 


В РКБ мы выявили вопиющий факт, здесь три года (!) отсутствовало резервное электроснабжение. С 2013 года на территории РКБ не были введены в эксплуатацию дизельные генераторы. Документы на их размещение и хранение отсутствуют. В результате потребители I категории – операционные и отделения реанимации, ангиографии, томографии – оказались не подключены к источникам бесперебойного питания, не была обеспечена энергетическая безопасность больницы


 

В прошлом году руководителям министерств и ведомств, главам муниципальных образований по выявленным нарушениям направлено 16 представлений и 57 информационных писем, составлено 115 протоколов об административных правонарушениях. Административным штрафам были подвергнуты 5 юридических и 39 должностных лиц. К дисциплинарной ответственности по представлениям Счетной палаты и органов прокуратуры привлечены 74 должностных лица, шесть из которых были уволены.

Отмечу: почти 90 процентов всех выявленных нарушений было восстановлено в бюджеты разных уровней. Большая часть недостатков устраняется во время наших проверок, которые становятся для многих руководителей и бухгалтеров своеобразной школой. Ведь наша задача –  не только выявление нарушений, но и профилактика, чтобы подобное в дальнейшем не повторялось. В качестве профилактической меры хорошо зарекомендовало себя заключение по результатам анализа и систематизации нарушений и недостатков. Оно готовится по итогам каждого года и направляется во все министерства, ведомства и муниципалитеты.

 

– Вы упомянули про многочисленные нарушения с землями сельхозназначения…

– Эти факты выявляются не только Счетной палатой, но и другими контролирующими органами. Поэтому вопрос был вынесен на обсуждение Межведомственного координационного совета. В прошлом году совет подробно рассмотрел такой аспект землепользования, как несанкционированная добыча общераспространенных полезных ископаемых, нецелевое использование земель сельхозназначения.

Напрашивался вывод, что фиксировать факты незаконного освоения земельных ресурсов и накладывать административные штрафы недостаточно, а порой и малоэффективно. Проблема требовала комплексного решения. Была очевидна необходимость повышения эффективности системы контроля за использованием земельных ресурсов на основе риск-ориентированного подхода. Весь прошлый год в рамках специально созданной рабочей группы велась планомерная работа по анализу, обобщению и систематизации основных нарушений и недостатков в сфере земельных отношений.

В качестве инструмента системного контроля в данной сфере были подготовлены методические рекомендации по организации межведомственного системного контроля за управлением и распоряжением земельными ресурсами. Этот документ направлен муниципалитетам для использования в работе.

 

 У Счетной палаты не такой большой инспекторский состав – чуть более 20 человек.
Поэтому стараемся сместить акцент в работе и брать не количеством проверок, а их качеством, внутренним содержанием. Используем современные информационные технологии, базы данных.

– Бытует мнение, что, если бы в министерствах как следует работал внутренний аудит, не было бы особой необходимости и в Счетной палате. А вы как считаете?

– Организации внутреннего контроля было уделено много внимания в рамках Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в РТ. С нашей стороны разработаны методические рекомендации по организации системы внутреннего (ведомственного) контроля главного распорядителя бюджетных средств, ориентированной на профилактику коррупционных проявлений. Руководителям исполнительных органов власти дано поручение создать подразделения, которые бы занимались внутренним финансовым контролем и аудитом. Сегодня во многих министерствах такие подразделения действуют.

У Счетной палаты не такой большой инспекторский состав – чуть более 20 человек. Поэтому стараемся сместить акцент в работе и брать не количеством проверок, а их качеством, внутренним содержанием. Используем современные информационные технологии, базы данных. С каждым годом растет число проведенных аудитов эффективности – в минувшем году их было четыре. И эта форма контрольной деятельности все более востребована. Ведь основная задача сегодня состоит в том, чтобы выделяемые из бюджета средства расходовались не просто по назначению, а с максимальной эффективностью.

Замечу, что второй год при формировании бюджета Республики Татарстан применяется программный подход.

Когда мы проводили экспертизу законопроекта о бюджете республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, то отметили, что по 24 из 30 госпрограмм, включенных в расходную часть бюджета, объемы финансирования, предусмотренные в программах, отличаются от показателей проекта закона, по отдельным программам – в несколько раз. В связи с этим Счетная палата предложила после утверждения бюджета республики уточнить параметры по 24 государственным программам с учетом объемов бюджетных ассигнований на 2017 год.

В отчетном периоде мы также провели мониторинг реализации государственных программ РТ в 2014 и 2015 годах. Было установлено отсутствие четкой взаимосвязи между бюджетными ассигнованиями и результатами, недостаточное качество планирования индикаторов государственных программ. Так, по отдельным мероприятиям при изменении объемов финансирования не корректировались оценочные показатели. В ряде случаев индикаторы были значительно перевыполнены при неизменных объемах финансирования. То есть отдельные заказчики государственных программ на этапе планирования устанавливают заведомо достижимые показатели, создавая для себя комфортные условия.

В отчетах по отдельным госпрограммам расходы не соответствовали законодательно утвержденным показателям. По некоторым программным мероприятиям отсутствовала информация о достижении индикаторов.

 

– Смотрю на структуру выявленных в 2016 году финансовых нарушений и вижу их отсутствие в части бухгалтерского учета и бюджетной отчетности. Помнится, в прежние годы таких нарушений отмечалось немало. А теперь что: бухгалтеры перестали ошибаться?

– Увы, нет. Дело в том, что с прошлого года при проведении контрольных мероприятий стал применяться новый классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита. Он был одобрен Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ. Поэтому при подведении итогов за 2016 год нами не учтены в денежном выражении нарушения бухгалтерского учета и ряд других нарушений. Они просто не вошли в новый классификатор. В отчетном году таких нарушений было установлено на общую сумму 797 млн рублей. И если учитывать эти данные, то итоговая сумма по выявленным нарушениям будет вполне сопоставима с показателями предыдущих лет.

 

– Материалы проверок Счетная палата направляет в Прокуратуру РТ.

– Да, по всем проверкам – 100 процентов.

 

– И какова отдача, высока ли активность надзорного органа?

– У органов прокуратуры достаточно широкий арсенал воздействия на нарушителей. При том, что не всегда есть основания для возбуждения уголовных дел. Хотя отмечу, что за прошлый год по нашим материалам возбуждено пять уголовных дел. Среди используемых мер – административные наказания, дисциплинарные, предупреждения и другие. Всего же в прошлом году по результатам контрольных мероприятий палаты органами прокуратуры вынесено 48 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечены 33 должностных лица, возбуждено три административных производства.

Кстати, в нашей деятельности зачастую выявляются факты нарушений, о которых мы информируем органы, уполномоченные на составление протоколов. Это Управление Федеральной антимонопольной службы, Министерство здравоохранения, Министерство образования и науки, другие органы, осуществляющие контроль в сфере лицензирования деятельности, Министерство экологии и природных ресурсов, Роспотребнадзор и другие.

 

– Известно, что к вам за опытом работы часто приезжают коллеги из регионов России. А скоро здесь высадится десант зарубежных ревизоров и аудиторов.

– Да, в мае в Казани впервые пройдет семинар Ассоциации органов внешнего финансового контроля регионов Европы, в которой наша палата состоит с 2007 года. Прошлой осенью мы получили право провести этот форум в Казани. И уже через два месяца столица Татарстана станет площадкой для обсуждения вопросов о проведении аудита эффективности государственных инвестиций в области спорта на примере крупных международных соревнований. В течение четырех лет счетные палаты России и Татарстана мониторили, насколько эффективно использовались бюджетные средства, выделяемые на подготовку, организацию и проведение в Казани Универсиады 2013 года.

 


Наша задача –  не только выявление нарушений, но и профилактика, чтобы подобное в дальнейшем не повторялось. В качестве профилактической меры хорошо зарекомендовало себя заключение по результатам анализа и систематизации нарушений и недостатков


 

Сегодня можно говорить о формировании устойчивого бренда «Казань – спортивная столица России». Гарантом этого статуса стали не только успехи наших атлетов в командных видах спорта, но и доверие экспертного мирового сообщества. За последние годы в столице республики успешно прошел ряд крупных международных соревнований европейского и мирового уровня по зимним и летним видам спорта. Вскоре мы будем принимать гостей со всего мира на футбольных форумах – матчах Кубка конфедераций – 2017 и Чемпионата мира – 2018.

Недавно на эту тему высказался и Президент России. Он поставил в пример Казань и Сочи, где успешно используется наследие летней Универсиады и зимней Олимпиады. И особо подчеркнул, что все вложенные государством средства позволили масштабно преобразить эти города, обновить не только спортивную, но и транспортную, туристическую, культурную, социальную инфраструктуру. И все работает на благо людей. Так что нам есть что показать и о чем рассказать.

 

– Алексей Иванович, мой последний вопрос вам не как председателю Счетной палаты республики, а как человеку с огромным жизненным опытом. В чем призвание человека, что, на ваш взгляд, позволяет с удовлетворением оценивать свои дела?

– Могу говорить только о себе. Вся моя трудовая жизнь посвящена республике. При этом почти четверть века – алексеевской земле. Горжусь тем, что немало удалось там сделать. Какая основная задача руководителя любого звена и уровня? Для себя ответ сформулировал давно – созидать на благо родной земли и ее жителей. В числе первых в Татарстане мы провели в районе газификацию, заасфальтировали дороги, возвели мосты…

Всегда ратую за адресную помощь конкретным людям. В моей жизни таких встречалось немало. Но особое место в сердце по сей день занимают воспитанники приюта «Забота», семейный детский дом Людмилы Панкратовой, человек с уникальными способностями, но ограниченными возможностями Александр Озеров и многие другие.

Вот есть выражение «посильная помощь». Мы и сами не всегда знаем, что нам по силам, пока не начнем действовать. В таких делах, уверен, помощь меряется не силами, а душой и сердцем. Я глубоко благодарен всему коллективу и каждому сотруднику Счетной палаты, которые откликнулись и приняли самое сердечное участие в жизни нуждающихся людей.

Служение людям, человеку – в этом вижу свое призвание. И по мере возможностей, конечно, наставничество. Видеть, как твои ученики становятся профессионалами и настоящими людьми – огромная радость.

 

От редакции. 20 марта Алексей Иванович Демидов отметил круглую дату – 65-летие со дня рождения. Редакция газеты «Республика Татарстан» присоединяется ко всем многочисленным поздравлениям в его адрес.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще