На Казань обрушился шквал весенних вернисажей: «Световая и фарфоровая природа женщины», «Аплодисменты», «Слова. Цветы», «Швейцарские часы»…
Все эти выставки, открывшиеся в столице Татарстана почти одновременно, лишь отчасти приурочены к Международному женскому дню, который всегда был и остаётся поводом для особого воодушевления, в том числе творческого. Обращает внимание другое – «виновники» первых весенних вернисажей отличаются друг от друга не только художественной манерой, но и представляют самые разные творческие сообщества.
Сколько сегодня в Татарстане союзов художников, доподлинно не скажет никто. Официально вроде бы два, а неофициально, если сосчитать, то пальцев одной руки уже точно не хватит. Конечно, ничего странного или зазорного в этом нет, художники по определению люди свободные: с кем хотят, с теми в союз и вступают.
Буквально на днях в Казани заявило о себе ещё одно творческое объединение – «Общество зависимых художников» (от кого и чего зависимых, в релизе не уточняется), которое взял под своё крыло Центр современной культуры «Смена». В качестве презентации нового сообщества здесь открылась выставка «Слова. Цветы». Но если вы подумали, что это ещё одно приношение женщинам (вернисаж проходил 7 марта), то ошибаетесь. Среди представленных на ней экспонатов – портреты Сергея Шойгу, главы российского МИДа Сергея Лаврова… Словом, выставка «посвящена патриотизму и тем, кто его олицетворяет». Тем временем «Общество зависимых художников» уже анонсировало следующую свою выставку под названием «Ленин в квадрате». Её автор – молодой казанский художник Слава Зайцев, который «оживил образ Ленина», используя при создании своих картин «материальные свидетельства советского периода: лампочки, значки, купюры и грамоты». Не поверите, но и третья выставка будет посвящена Ленину… На этот раз художники обещают совместить «остроту кубизма и энергетику революционного плаката».
С началом весны активизировал свою выставочную деятельность в Казани Творческий союз художников России (не путать с Союзом художников РФ), ведущий свою родословную от РАБИСа – основанного в 1919 году профсоюза работников искусств, членами которого в разные годы были К.Малевич, М.Шагал, А.Родченко, Кукрыниксы и многие другие. В настоящее время, говорится на сайте организации, ТСХР объединяет около 15 тысяч художников из 47 регионов России.
Аккурат в эти дни президент ТСХР Константин Худяков, одновременно возглавляющий Поволжское отделение Российской академии художеств, выставляется в Казани, в Галерее современного искусства ГМИИ РТ. Выставочный проект называется «Световая и фарфоровая природа женщины». Автором «световой природы» является сам Константин Худяков, работающий в авангардном стиле цифровой живописи. Традиционные инструменты художника ему заменяют компьютерные технологии, а сами картины больше похожи на голограммы. Исследовать женскую природу автор пытается также с помощью виртуальной реальности. Зрелище фантастическое! В экспозиции представлены также авторские куклы, созданные Александрой Худяковой, дочерью академика. Две несовместимые на первый взгляд стихии – футуристические картины и почти классическое искусство куклы – дополняют друг друга, показывая многогранный и непостижимый мир женской души.
В тот же день, когда династия Худяковых презентовала свой проект в Галерее современного искусства, казанские художники, представляющие региональное отделение ТСХР, тоже отметились выставкой, правда, не в центре Казани, а на площадке поскромнее – в культурном центре «Московский». Выставка называется «Аплодисменты» и тесно связана с театром, балетом, цирком. К последнему, например, давно неравнодушен художник Ильгизар Самакаев. Среди представленных им работ есть даже портрет Юрия Никулина, написанный, что называется, с натуры… Выставка знакомит также с творчеством Вячеслава Выборнова, Анатолия Егорова, Александра Лопаткина и других казанских художников.
Как день ясно, что сама по себе принадлежность к творческому союзу сегодня никаких особых преференций не сулит и во всём, что касается организации выставок, художники, как правило, вынуждены полагаться на себя. Они к этому привыкли и не ропщут на судьбу. Творчество для них самоценно. И в Казани, по счастью, появляется всё больше мест, где тоже разделяют эту точку зрения и всегда готовы поддержать местных художников. Это и музеи, и небольшие частные галереи… Например, в уютной и теплой атмосфере Дома-музея В.И.Ульянова-Ленина на днях открылась выставка пейзажей Альберта Галимова «Швейцарские часы», вобравшая в себя впечатления казанского художника о стране, которую он полушутя (хотя и не без оснований) называет «колыбелью Октябрьской революции»… Среди новых адресов можно также упомянуть галерею «Дом ART», обосновавшуюся в двухэтажном особнячке из красного кирпича в бывшем Собачьем переулке (ныне улица Некрасова). Сейчас, например, здесь проходит выставка памяти недавно ушедшего казанского художника-авангардиста Олега Иванова. В первую очередь именно эти скромные вернисажи и создают то многообразие и весеннее буйство красок, которые отличают казанскую художественную жизнь в любое время года.