Одной из популярных тем на недавней «Прямой линии» с Президентом России был вопрос о ЖКХ. На вопрос о том, почему в СССР годами не повышались тарифы, а сейчас они постоянно растут, Владимир Путин ответил: «Другая жизнь была совсем. Да, была стабильность в этом вопросе. Но эта сфера еще в советское время страшным образом недофинансировалась». Что касается сегодняшнего дня, то Президент подчеркнул: регионы могут повышать тарифы ЖКХ свыше четырех процентов, но только по согласованию с местными депутатами.
В текущем году размер платы за «коммуналку» в Татарстане вырастет в среднем на 4,5 процента. Если сегодня мы платим за кубометр газа 5 рублей 16 копеек, то с 1 июля голубое топливо подорожает на два процента. Тарифы на водоснабжение и водоотведение во втором полугодии увеличатся на 3 процента, электроэнергию – на 7,2. И все ничего – если бы вместе с ростом тарифов повышались количество и качество услуг в сфере коммунального хозяйства! Увы, их уровень существенно не меняется, и у потребителей в связи с этим возникает немало резонных претензий и вопросов. Предлагаем вниманию некоторые разъяснения специалистов Госалкогольинспекции и Управления Роспотребнадзора РФ по РТ по наиболее часто возникающим вопросам, связанным с услугами ЖКХ.
Качество предоставления коммунальных услуг регулируется постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
– Как распознать некачественное оказание коммунальных услуг и можно ли уменьшить плату либо вовсе не вносить ее, если дома, например, холодно, а из горячего крана льется чуть теплая вода?
– Качество предоставления коммунальных услуг регулируется постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Если у собственника есть все основания полагать, что коммунальные услуги оказываются некачественно, алгоритм его действий может быть следующим. Обращение (письменное или устное) в организацию, предоставляющую коммунальные услуги. Шаг второй – инициирование официальной проверки качества оказания услуг, фиксация нарушения с последующим составлением акта. Проверку желательно проводить в присутствии еще двух собственников. Шаг третий: написать заявление с просьбой произвести перерасчет платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества. Следующий шаг понадобится в случае, если организация, предоставляющая услуги, не реагирует на обращение жителей. В таком случае им необходимо обратиться в Государственную жилищную инспекцию или в ее территориальный орган, который назначит свою проверку качества оказания услуг.
– Совсем недавно мы сделали в квартире ремонт с полной заменой труб и сантехники. Сейчас в нашем доме затеяли капитальный ремонт. Это, конечно, хорошо. Но нам заявили, что будут менять трубы в нашей квартире в обязательном порядке. Как быть? Пускать рабочих или нет? Ведь после такой замены от нашего евроремонта камня на камне не останется.
Если у собственника есть все основания полагать, что коммунальные услуги оказываются некачественно, алгоритм его действий может быть следующим. | |
Обращение (письменное или устное) в организацию, предоставляющую коммунальные услуги. Шаг второй – инициирование официальной проверки качества оказания услуг, фиксация нарушения с последующим составлением акта. Шаг третий: написать заявление с просьбой произвести перерасчет платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества. |
– К сожалению, препятствовать замене труб вы не имеете права. Если впоследствии произойдет авария, в ней обвинят вас и возмещать ущерб придется вам. Но можно подготовиться к предстоящим работам. Дело в том, что по закону организация, проводящая капитальный ремонт дома, не имеет права ухудшать состояние вашей квартиры. Иными словами, квартиру обязаны оставить в том виде, в каком она была до начала капремонта. До начала капремонта можно обратиться в эксплуатирующую организацию, чтобы ее представители провели осмотр квартиры и составили акт санитарного и технического состояния жилья. Эта услуга должна быть бесплатной, потому что капремонт затеяли не вы. В акте желательно зафиксировать, из каких материалов сделан ваш ремонт и какого качества. Можно даже сфотографировать отремонтированные помещения – фотографии понадобятся, если дело дойдет до суда.
– Я прописана у родителей, но живу в квартире, купленной совместно с мужем. Все коммунальные услуги мы оплачиваем по месту фактического проживания. Раз в год я получала соответствующую справку и относила ее в ЖЭУ по месту жительства родителей, и из их квартплаты вычитали приличную сумму. Но недавно такую справку перестали принимать. Почему? Правы ли коммунальщики?
– Коммунальщики не правы, и вы можете оспорить их действия в судебном порядке. Вам нужно сослаться на нормы Жилищного кодекса РФ, допускающие возможность произведения перерасчета за отдельные виды коммунальных услуг. В п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса сказано: при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемых исходя из нормативов потребления, осуществляются с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Порядок такого перерасчета предусмотрен разделом VI постановления Правительства № 307 от 23.05.2006 г. (в редакции 21.07.2008 г.) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Но для того чтобы сделали перерасчет, необходимо соблюдение двух условий: временное отсутствие потребителя в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд и отсутствие в данном жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг – водоснабжению, теплоснабжению и т. п. Если эти условия соблюдены, потребителю необходимо в течение месяца после окончания периода временного отсутствия (в вашем случае один раз в год) написать письменное заявление с просьбой о перерасчете. К нему в обязательном порядке следует приложить документы, подтверждающие факт временного отсутствия. Это могут быть копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы, справка о нахождении на лечении в больнице, проездные билеты или их копии, счета за проживание в гостинице, общежитии, справка из органа внутренних дел о временной регистрации либо другие документы, подтверждающие временное отсутствие.
Перерасчет оплаты услуг обязаны сделать в течение пяти дней после подачи заявления. А если по каким-то причинам откажут, потребуйте сделать это в письменной форме, чтобы не потерять право на перерасчет. Ведь если срок будет пропущен по вине организации, впоследствии вы сможете доказать свою правоту. Правда, для этого придется обращаться в суд.
По закону организация, проводящая капитальный ремонт дома, не имеет права ухудшать состояние вашей квартиры. Иными словами, квартиру обязаны оставить в том виде, в каком она была до начала капремонта
– Должны ли жители многоквартирных домов пускать в квартиру представителей управляющей компании для снятия показаний счетчиков?
– Установленные счетчики необходимо проверять, и жители обязаны обеспечивать контролерам доступ к приборам. Однако в целях собственной безопасности не забывайте требовать у контролеров соответствующие документы.
– Кому нужно сообщить о поломке счетчика?
– Потребитель должен сохранять в целости пломбы на счетчиках. Если произошло повреждение пломбы или самого счетчика, сообщить об этом следует в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.
– Есть ли необходимость сообщать в управляющие компании об изменении количества проживающих в квартире?
– Если квартира не оборудована счетчиками, то не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений вы должны сообщить об увеличении или уменьшении числа людей, проживающих в квартире, в том числе временно.