Сила и тернии ремесла

За последние тридцать лет в России признаны утраченными более двухсот традиционных промыслов

В каждом случае это не только прерванная культурная традиция, но и «зарытый в землю» инструмент экономического развития территории. Одно утешает: этот кладезь поистине неисчерпаем.

Автор статьи: Белла АХАТОВА

Фото: tatar-inform.ru

 

 

За последние тридцать лет в России признаны утраченными более двухсот традиционных промыслов. В каждом случае это не только прерванная культурная традиция, но и «зарытый в землю» инструмент экономического развития территории.

 

Одно утешает: этот кладезь поистине неисчерпаем. Почти в каждом российском регионе продолжают бытовать художественные ремёсла, в которые наши предки вложили свои знания, душу и нехитрую житейскую философию.

Гжельский фарфор, вологодское кружево, каслинское литьё… Или взять, к примеру, классический образец ювелирного ремесла волжских булгар – женскую височную подвеску в виде кольца с уточкой. Один из таких шедевров был найден в 1960-е годы возле села Мокрые Курнали Алексеевского района, и теперь эта «уточка» – гордость коллекции Национального музея Татарстана. В средние века у булгарских красавиц такие подвески ценились даже больше, чем серёжки. Они не отягощали мочку уха и при малейшем дуновении издавали мелодичный перезвон. Украшение отсылает к древнему сюжету об утке, которая по легенде достала из воды первый комочек земли. Кроме этого, утка олицетворяла семейное благополучие. Булгарские мастера изготавливали такие украшения из золота, бронзы, серебра, меди – по вкусу и достатку заказчика. К сожалению, полностью воссоздать старинную технологию не удалось. Если сравнивать музейную «уточку» с аналогичными изделиями со­временных мастеров, то они будут отличаться даже по весу.

«К тому, что наши предки делали, мы близко не можем подойти. Музыкальные инст­рументы, украшения… Целая индустрия была! А мы больше поговорить любим», – не мог скрыть своего разочарования Раис Татарстана Рустам Минниханов на недавнем заседании Совета по культуре и искусству, на котором обсуж­далась ситуация с народны­ми художественными промыс­лами. По его словам, пока не всё растеряли, надо создавать индустриальный парк для ремесленников: закупать оборудование, привлекать маркетологов, выходить на электронные площадки. А не так: «Три платья сошьёте, одно для себя, два на выставку. С таким подходом мы далеко не уедем», – доходчиво пояснил Глава рес­публики. И тут же привёл в пример Якутию: там на праздник Ысыах (аналог татарского Сабантуя) даже молодёжь не приходит в джинсах, у всех на этот случай припасено что-то национальное. «С себя надо начинать…» – резюмировал Рустам Минниханов.

Несмотря на изобилие промышленных товаров, во всём мире наблюдается стабильно высокий интерес к вещам и предметам, созданным с использованием ремесленных практик. И это далеко не только сувениры в привычном понимании. Сочетание традиций и новых технологий позволяет производить самую разную продукцию – от детских игрушек и домашней утвари до эксклюзивных дизайнерских коллекций текстиля, мебели и тех же украшений. Другое дело, что ради удешевления товара уже не везде строго соблюдаются традиционные технологии. Деградация художественного качества происходит также из-за недостаточной квалификации мастеров, которые неизбежно приходят на смену «штучным» носителям традиций. И эти тонкие этические моменты тоже нельзя сбрасывать со счетов, когда речь идёт о перспективах «ремесленной экономики».

С одной стороны, народные художественные промыс­лы (НХП) являются уникальным этнокультурным маркером территорий их бытования, и эксперты ревниво следят за тем, чтобы не происходило смешения разных с географической точки зрения техник и традиций. С другой стороны, на то он и промысел, чтобы каждая сработанная на совесть вещь не только радовала глаз, но и приносила людям практическую пользу, а самим мастерам – трудовую копеечку. Поэтому даже эксперты признают, что повышение потребительских качеств ремесленной продукции, её адаптация к современным трендам – одно из условий выживания традиционных промыслов.

 


Татарстан является участником крупных выставочных мероприятий по продвижению традиционной культуры, среди мастеров НХП проводится также республиканский конкурс «Ремесленник года»


 

Не секрет, что в советское время предприятия НХП выживали за счёт государственного заказа. Наибольший подъём этой отрасли промышленности наблюдался в период 1950–1990-х годов. Хватало в стране и училищ для подготовки специалистов этого профиля. Но в последующие годы в силу известных обстоятельств отрасль, можно сказать, рухнула. По официальным данным, в стране закрылось более 140 фабрик, а те, что остались, значительно сократили производство. В этом мартирологе есть и татарстанские предприятия – Арское производственное объединение «Национальная обувь», Казанская фабрика музыкальных инструментов.

На сегодняшний день в Татарстане зафиксировано 11 видов традиционных ремёсел и почти столько же признано утраченными, в их чис­ле – чугунное литьё, высокорельефная чеканка, ковро­ткачество, пуховый промысел, чернение по серебру, чебаксинская ковка.

К слову, кузнецы из села Чебакса под Казанью без малого сто лет ковали свою славу. Среди них были экипажники, решёточники, кроватники. Чебаксинская, или казанская, ковка особенная, в ней нет ни одной прямой линии, а в «зарослях» металлических цветов и побегов прячутся драконы, орлы и фамильные вензеля заказчиков. Замечательные образцы этого художественного промысла до сих пор украшают старинные казанские здания – дом Ушковой, усадьбу Сандецкого и другие. В самой же Чебаксе давно нет ни одной кузницы и ни одного кузнеца. Последний из них, по свидетельству старожилов, умер в 1950-е годы, унеся с собой тайну сплава, который даже век спустя не брала никакая ржа.

Конечно, возрождение кузнечного промысла – задача более сложная, чем, скажем, нынешние попытки вернуть былую славу арским ичигам и кукморским валенкам. Но и в этом деле, думается, нашлись бы энтузиасты. Главное, чтобы сами мастера определились, что для них важнее – культура, аутентичность промысла или бизнес-план?

Надо сказать, что и в целом российская отрасль НХП словно пребывает в задумчивости: куда идти – назад, в прошлое или рука об руку с XXI веком? В практической же плоскости обсуждаются три сценария – экономический, историко-культурный и комплексный. Первый предполагает развитие технологий, применение новых материалов, гибкую интеграцию НХП в туристическую отрасль, современные направления моды и дизайна. Всё это помогает актуализировать традицию, но при этом всё же существует риск потери её уникальности.

Выбор культурного сценария подразумевает отношение к традиционным ремёс­лам как к самоценному явлению, где ключевой была и остаётся фигура мастера. Однако повсеместный акцент на «реликтовость», по мнению экономистов, неизбежно приведёт к консервации отрасли. Третий путь – это разделение экономики и культуры. Что-то уйдёт в музей, а что-то прорастёт заново, в том числе как часть креативной индустрии. Прямо скажем, непростой выбор…

Ну а в Казани тем временем уже и место присмотрели для ремесленного технопарка.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще