Что необходимо сделать, чтобы учащиеся с удовольствием ели вкусную и полезную пищу
-Хотим посмотреть, как школьники обеспечены горячим питанием, узнать, что ваши малыши едят на завтрак.
– У нас обычная школа, достаточно старая. В Казани много современных образовательных учреждений, где есть на что посмотреть. Почему именно к нам? – голос моей телефонной собеседницы звучит всё тревожнее. Даже на расстоянии читается её мысль: «Что-то случилось? Кто-то нажаловался?»
– Ваша школа находится рядом с моим домом, вот и выбрала её! – объясняю честно.
Собеседница – директор школы №111 Анастасия Яковлевна Звездина – почти поверив в непредвзятость и «незаточенность» журналиста на негатив, слегка успокоилась:
– Приходите, пожалуйста.
КОМУ – ЭКОНОМИЯ, КОМУ – РАСХОДЫ
Беспокойство руководителя можно понять: по всей стране в школах, где обучаются дети 1–4 классов, проверяют, как выполняется указание Президента России Владимира Путина об обеспечении бесплатным горячим питанием. В нашей республике в начальных классах обучаются 209 235 детей, и каждому из них положен бесплатный горячий завтрак или обед стоимостью 51 рубль 85 копеек. Таким образом предполагается, что за год татарстанская семья сможет сэкономить на школьном питании не менее девяти тысяч рублей. Бюджету год бесплатного питания младших школьников обойдётся более чем в 2,2 миллиона рублей.
По данным Министерства образования и науки республики, горячим питанием в Татарстане обеспечены 97,9 процента школьников. В частности, его получают все младшеклассники и 96,3 процента учеников 5–11 классов. Роспотребнадзор уже проверил 408 школ (25,7 процента) и в каждой второй выявил нарушения.
ГОРЯЧЕЕ СЪЕДАЕТСЯ, ХОЛОДНОЕ ВЫБРАСЫВАЕТСЯ
В числе самых популярных нарушений названа низкая температура подачи горячих блюд – и это отклонение, по мнению санитарных врачей, довольно легко исправить. Бесспорно, можно разогреть еду и устранить проблему. Но в больших школах, на 1000–1500 учеников, проблема холодного «горячего» питания носит системный характер. Причина тому – технологии подачи блюд. В столовых одновременно питается большое количество детей, еду по столам начинают разносить задолго до перемены. Так что к приходу учеников пища зачастую успевает остыть и даже обветриться и в результате остаётся несъеденной.
По сути, в том числе и из-за того, что еда оказалась холодной, за один учебный год около полумиллиона государственных рублей в виде недоеденной пищи отправляются в помойное ведро. И это абсолютно точная цифра: соответствующий (20 процентов) коэффициент выброшенной пищи вычислен Роспотребнадзором во время проверок. По мнению главы этого надзорного ведомства Марины Патяшиной, было бы оптимально, если бы ребёнок оставлял на тарелке хотя бы десять, а не двадцать процентов еды.
Согласно результатам анкетирования, проведённого татарстанским управлением Роспотребнадзора в ста школах, всегда завтракают перед уходом в школу только 63 процента детей, не всегда – 31 процент, остальные никогда не едят дома по утрам
На наш вопрос: «Каким вы видите системное решение проблемы остывшей еды?» – Марина Патяшина предложила увеличить продолжительность школьных перемен, чтобы ученики успевали поесть горячее. «В школах с двухсменным режимом работы есть проблемы с нехваткой посадочных мест в столовых, а существующая система перемен не позволяет организовать питание с выделением достаточного времени для приёма пищи. Как следствие – столы приходится накрывать заранее», – сказала главный санврач республики. Кроме того, по её мнению, подачу блюд ускорили бы сервировочные столики и увеличение числа разносчиков блюд.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ
Даже в условиях эпидемии коронавируса в школах должны разрешать родителям контролировать качество питания детей. «С апреля прошлого года по нашей инициативе в школах завели журнал родительского контроля. Каждые мама или папа по согласованию с администрацией могут зайти в столовую, продегустировать блюда и оставить отзыв в журнале. Раз в неделю мы собираем эти отзывы и анализируем, – говорит генеральный директор Департамента продовольствия и социального питания Казани Рима Мухамедшина. – Кроме того, контроль могут осуществлять и сами учащиеся. Так, школьники Казани, например, пользуются мобильным приложением «Поел и доволен». Абсолютно все желающие могут позвонить нам на горячую линию и высказать своё мнение. В официальном аккаунте в «Инстаграме» с понедельника по субботу в сториз проводятся опросы на соответствие ежедневного меню для младших классов».
По словам руководителя пресс-службы Министерства образования и науки Алсу Мухаметовой, ведомство тоже заинтересовано в активности родителей и общественности: «Во всех муниципальных образованиях созданы родительские советы по контролю организации питания в школах. Родители допускаются в школу: график посещений заранее обговаривается с администрацией, при этом количество посещений не ограничено, хоть каждый день проверяй. Сообщать о проблемах можно на сайте министерства в разделе «Оценка качества школьного питания».
Вот и журналистов «РТ» пропустили в школу без проблем, предварительно измерив температуру, обработав руки антисептиком и убедившись в наличии маски. В этой школе учатся почти семьсот человек в одну смену. После выхода указа об обязательном бесплатном горячем питании младших школьников менять особо ничего не пришлось: детей и прежде кормили горячим, просто теперь обеды для младшеклассников стали бесплатными. Журнал родительского контроля ведут с прошлого учебного года. Судя по записям, родители осуществляют контроль с завидной регулярностью – как минимум 2–3 раза в неделю измеряют температуру еды, взвешивают порции, наблюдают за реакцией детей, сами пробуют блюда. Все отклики в журнале оказались положительными.
Обеденный зал рассчитан на двести мест, но в связи с пандемией администрация составила плавающий график питания, и ученики приходят в столовую партиями максимум по 75 человек.
В департаменте питания меню разрабатывают на две недели: по два комплекса завтрака и обеда, состоящих из салата или овощей, основного блюда из мяса, птицы или рыбы и гарнира, горячего напитка и хлеба. Несколько раз в неделю детям предлагаются фрукты
Учащиеся дежурного класса на наших глазах разнесли еду по столам непосредственно перед приходом детей. В тот день на завтрак предложили салат из свёклы, филе куриных грудок в сливочном соусе с отварным рисом, чай с сахаром, хлеб и апельсины. Еда была доставлена из Департамента продовольствия и социального питания Казани в специальных гастроемкостях в термопортах, поварам осталось лишь разогреть основное блюдо.
Как пояснила заведующая столовой Людмила Аглиева, до 2012 года они готовили в собственном пищеблоке, а теперь готовую еду и продукты централизованно поставляет департамент: «Стало намного проще работать. Заявку на количество порций даём каждый день. Оплата еды и фиксация количества бесплатных завтраков ведётся посредством электронных пластиковых карт. В департаменте питания меню разрабатывают на две недели: по два комплекса завтрака и обеда, состоящих из салата или овощей, основного блюда из мяса, птицы или рыбы и гарнира, горячего напитка и хлеба. Несколько раз в неделю детям предлагаются фрукты».
Но далеко не везде выгоден аутсорсинг, к тому же руководство многих школ считает, что лучше, когда пища прошла процесс приготовления непосредственно в их столовой. Так, на взаимодействие с комбинатами питания перешли 265 школ в семнадцати муниципальных образованиях, а 85 процентов учебных заведений готовят еду самостоятельно. Кроме того, в 141 школе организована работа буфетов.
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ
Мнение школьников о питании разное. Кто-то морщится и «фукает» при словосочетании «молочная каша», кто-то её обожает, да так, что в предвкушении любимого блюда дома отказывается от завтрака.
«Современные дети зачастую не готовы к правильному питанию, – говорит директор школы Анастасия Звездина. – Культура потребления здоровой пищи формируется в детстве и становится привычкой на всю жизнь. Но, к сожалению, часто сами родители приучают детей неправильно питаться – кормят их фастфудами, сладким, блюдами с большим количеством специй и соусов. Соответственно, школьная еда, пусть качественная и полезная, порой кажется детям невкусной и пресной. Мы пытаемся организовать совместную работу с родителями. У нас есть книга «Разговор о правильном питании», и классные руководители работают по ней, стараются формировать знания о полезных продуктах, о пище, которая является вредной для здоровья. И уже есть положительные результаты: учащиеся младших классов, например, не любят салаты, а ближе к среднему школьному возрасту начинают понимать пользу овощей, предпочитают перекусывать не снеками, а овощными салатами, кашами, мясом и молочкой».
Глава государства призвал руководство Роспотребнадзора «не слезать» с темы детского бесплатного питания, а держать её под постоянным контролем. Не слезем с этой темы и мы. А в какую школу отправимся в следующий раз – выберут наши читатели.