Школа Лазько

Музыкальная жизнь Казани много лет была связана с именем этого замечательного музыканта

За годы работы в Казанской консерватории профессор Лазько воспитала целую плеяду певцов, которые составляют гордость не только Татарстана и республик Поволжья, но и достойно представляют отечественную вокальную школу на оперных сценах российских городов и в самых престижных залах Европы.

Музыка – это следы, по которым можно вернуться в разное время жизни.

Мудрость

 

ЛАЗЬКО1

 

Три года назад остановилось серд­це замечательного педагога, заслуженного деятеля искусств Татарстана, профессора кафедры сольного пения Казанской государственной консерватории Валентины Андреевны Лазько, не дожившей всего три месяца до своего столетнего юбилея…

 

Музыкальная жизнь Казани на протяжении многих лет была связана с именем этого замечательного музыканта, прекрасного педагога, обаятельной женщины. За годы работы в Казанской консерватории профессор Лазько воспитала целую плеяду певцов, которые составляют гордость не только Татарстана и республик Поволжья, но и достойно представляют отечественную вокальную школу на оперных сценах российских городов и в самых престижных залах Европы.

Уровень профессионального мастерства учеников Валентины Андреевны позволяет говорить о созданной ею вокальной школе, в которой нашли продолжение традиции итальянского вокального искусства и русской вокальной культуры.

Сложный жизненный путь, тяжёлые испытания, выпавшие на долю Валентины Андреевны, как и многих её сверстников, закалили характер. Каждый, кому выпала радость общения с этой скромной, интеллигентной женщиной, по сей день не перестаёт удивляться стойкости и духовной энергии, которые излучали её взгляд и улыбка.

 


Класс В.А.Лазько все годы был неким магнитом, притягательным центром, куда устремлялись как молодые, начинающие обучение вокалисты, так и уже известные певцы, пытающиеся познать секреты вокального мастерства, которыми в полной мере владела Валентина Андреевна


 

Валентина Андреевна с раннего возраста начала петь, в довоенные годы окончила вокальное отделение Рязанского музыкального училища. А дальше – судьба большинства людей её поколения. Трагические события военных лет, воспоминания о страшных минутах бомбёжек, когда она с маленькой дочерью на руках оказалась в самом пекле войны, потом эвакуация. С 1942 года Валентина Андреевна жила в Казани, работала в военном госпитале, на заводе. Эвакуация, стрессы, голодные годы – всё это было пережито благодаря её мужеству и несгибаемой воле.

Окончание войны Валентина Андреевна встретила в Казани. Большим счастьем стало открытие здесь консерватории, куда она поступила на вокальный факультет в класс заведующего вокальным факультетом профессора К.Е.Цветова. Годы учёбы Валентина Андреевна вспоминала с необыкновенной теплотой. Оканчивая консерваторию, В.А.Лазько с успехом исполнила партию Микаэлы в опере Бизе «Кармен».

К сожалению, жизненные обстоятельства помешали становлению её артистической карьеры на оперной сцене. Всю свою творческую энергию Валентина Андреевна отдала педагогике. По её словам, она хотела увидеть себя в своих учениках. Сочетание доброты и твёрдости духа, мягкости и энергичности, тонкости и волевой целеустремлённости создали в этом человеке редкий сплав качеств, объединённых необыкновенной музыкальностью, трепетностью и одухо­творённостью. Именно музыкальность как особое свойство и состояние души являлась стержнем педагогического таланта Валентины Андреевны.

 

Зиля-Сунгатуллина
Зиля Сунгатуллина

 

Класс В.А.Лазько все годы был неким магнитом, притягательным центром, куда устремлялись как молодые, начинающие обучение вокалисты, так и уже известные певцы, пытающиеся познать секреты вокального мастерства, которыми в полной мере владела Валентина Андреевна.

Робкие, неуверенные студенты-первокурсники на её уроках превращались в ярких, артистичных профессиональных музыкантов, обладающих не только прекрасной вокальной школой, но и владеющих всей палитрой исполнительских средств, необходимых для создания самых разных сценических образов.

Кропотливая работа Валентины Андреевны с каждым из студентов всегда сочеталась с уроками, которые смело можно было назвать мастер-классами, поскольку они проводились с ведущими солистами оперных театров (гео­графия была самая обширная). Это была школа мастерства для всех, кому посчастливилось присутствовать на её уроках. Увлечённость, полная поглощённость музыкой, а также душевная утончённость и поэтическая приподнятость создавали необыкновенную атмосферу, которую ощущали присутствующие. Работа с необычайной самоотдачей, самозабвенное и творческое проникновение в самую суть музыкального образа способствовали постижению тайн вокального искусства, помогали раскрываться и «распеваться» в полной мере вокальной и музыкальной одарённости каждого из её учеников.

 


К сожалению, жизненные обстоятельства помешали становлению её артистической карьеры на оперной сцене. Всю свою творческую энергию Валентина Андреевна отдала педагогике. По её словам, она хотела увидеть себя в своих учениках


 

Особое мастерство В.А.Лазько заключалось в умении голосом показать тончайшие психологические нюансы, передать изменение эмоционального состояния, развитие чувства, что позволяло создавать яркие образные характеристики.

Ещё одной стороной мастерства Валентины Андреевны был талант показать тембровую характеристику, найти индивидуальную окраску для каждого голоса. Обладательница прекрасного колоратурного сопрано и, казалось бы, созданная лишь для воплощения поэтических, лирических образов, В.А.Лазько благодаря своему вокальному таланту была способна перевоплотиться и в страстную Кармен, и в трагическую Любашу для того, чтобы добиться образной и вокальной выразительности у своей ученицы. Но что ещё более поразительно – это то мастерство, с которым Валентина Андреевна именно голосом мог­ла показать необходимую характеристику мужского образа. Это могли быть и Каварадосси, и Онегин, и Кончак.

 

Ганеева
Венера Ганеева

 

Традиции В.А.Лазько сегодня продолжают многие её выпускники, которые сочетают успешную артистическую карьеру с преподаванием. Это народные артисты России и Татарстана профессор З.Сунгатуллина, профессор В.Ганеева, доцент КГК К.Хайрутдинова, доцент КГПУ Х.Гиниятова, профессор Центра оперного пения Г.Вишневской А.Фадеичева, доцент Уфимского института искусств С.Аскаров, народная артистка Марий Эл Т.Перепелица (скончалась в 2019 году), доцент В.Лейбов и другие.

В течение многих лет рядом с Валентиной Анд­реевной находилась одна из любимых её учениц – заслуженный деятель искусств Татарстана, профессор, заведующая кафед­рой оперной подготовки Казанской консерватории Светлана Назибовна Жиганова.

Среди наиболее известных учеников Валентины Андреевны – народный артист Татарстана, солист Пражского оперного театра Э.Трескин, народный артист Татарстана С.Раинбаков, заслуженная артистка России Л.Башкирова, заслуженная артистка России и народная артистка Татарстана В.Гизатуллина, заслуженный артист России А.Беркович, заслуженный артист России и Татарстана М.Соколов, заслуженная артистка России Е.Пахомова, заслуженный артист России В.Царёв, бывший преподаватель Казанского музыкального училища Р.Узбекова, народный артист Чувашии Ю.Прокопьев, заслуженный артист РТ Ю.Галявинский, преподаватель Вологодского музыкального училища Н.Магафурова, заслуженная артистка Удмуртии М.Трофимова…

 

Трескин
Эдуард Трескин

 

Перечислить всех титулованных выпускников Валентины Андреевны трудно – список окажется слишком длинным.

Глубоко порядочный, честный и бескорыстный человек, она те же качества воспитывала и в своих студентах, многие из которых были с ней в дружеских отношениях.

Валентина Андреевна Лазько всегда поддерживала советом, творческими консультациями своих бывших студентов, которые, несмотря на самые высокие звания, никогда не прерывали дружеских и профессиональных контактов с ней.

Марат ШАКИРЗЯНОВ

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще