Щит от экстремизма

Перспективы духовного образования в нашей стране обсудили в Казани в ходе видео­моста с Москвой и Симферополем.

Автор статьи: Полина ТРИФОНОВА

Фото: orthedu.ru; business-gazeta.ru

 

1248317126_4c8p1111

 

Перспективы духовного образования в нашей стране обсудили в Казани в ходе видео­моста с Москвой и Симферополем.

 

Что представляет из себя будущее духовного просвещения в России? Как выстроено современное исламское образование в нашей стране и за ее пределами? Каким образом медресе и исламские институты содействуют борьбе с экстремизмом?

Эти и многие другие вопросы обсудили накануне в рамках видеомоста Москва – Казань – Симферополь, организованного на базе информационного агент­ства «Россия сегодня» и Казанского федерального университета.

 


В настоящее время в нашей стране функционирует около восьмидесяти учебных заведений, где преподают основы ислама, около десяти из них – университеты


 

Уже в первые минуты онлайн-встречи было обозначено, что духовное образование для России, как для государства, около семидесяти лет проводившего политику атеизма, – вопрос крайне непростой. Нужно приложить еще немало усилий для того, чтобы общество и власть осознали, насколько приоритетна духовная сфера и как сложно поддается она регулированию.

В настоящее время в нашей стране функционирует около восьмидесяти учебных заведений, где преподают основы ислама, около десяти из них – университеты. Но, как отметил заместитель муфтия Республики Крым Эсадуллах Баиров, «десять – это мало для такой огромной страны, как Россия».

 

 Рафик МУХАМЕТШИН, заместитель муфтия Татарстана:

33132

Но для того чтобы данная сфера стала профессиональной, 20–25 лет недостаточно. Должны пройти многие годы и даже десятилетия, чтобы мы могли сформировать некую строгую традицию.

 

 

А потому ребята из Крыма вынуждены уезжать в другие регионы для получения высшего исламского образования. Многие из абитуриентов выбирают Татарстан. «Основная масса наших ребят направляется на учебу именно в Казань: мы близки по масхабам, по духу и корням. Кроме того, в Татарстане, по сравнению с Москвой, образование и проживание доступнее в финансовом плане», – рассказал Эсдуллах Баиров.

Исламское образование в Татарстане действительно находится сегодня на высоком уровне. Школы при мусульманских общинах, медресе, Российский исламский институт – все это не просто работает, но и вызывает неподдельный интерес у населения. Для сведения: только на курсах при мечетях начальное религиозное образование получают почти 30 тысяч слушателей и преподают около 1200 наставников.

«Но для того чтобы данная сфера стала профессиональной, 20–25 лет недостаточно. Должны пройти многие годы и даже десятилетия, чтобы мы могли сформировать некую строгую традицию», – считает заместитель муфтия Татарстана, ректор Российского исламского университета (г. Казань) Рафик Мухаметшин.

Именно для продвижения высшего образования в мусульманской среде в текущем году планируется открытие Болгарской исламской академии. Эта академия, как известно, – крупный федеральный проект. В Болгаре будут обучаться не только татарстанские студенты, но и подающие надежды студенты-мусульмане со всей страны. В новом учебном году вуз начнет работу в пилотном режиме: первая группа будет состоять из 25 наиболее талантливых представителей исламской общины, 15 из которых будут получать знания магистра, 10 – доктора наук.

Стратегической задачей Болгарской академии станет «импортозамещение» высшего исламского образования. «Важно помнить, что система исламского образования – это не просто совокупность определенных знаний, но и мировоззренческие посылы. Не секрет, что мусульманский мир переживает сложные времена. И нет никакой гарантии, что молодой человек, отправившись получать религиозное образование за пределы России, вернется на родину человеком, адекватно воспринимающим действительность», – считает Рафик-хазрат.

Ответ на вопрос, почему в светской России так много внимания уделяется духовному просвещению, на видео­мосте прозвучал однозначно: это помогает уберечься от чуждых или нетрадиционных религиозных учений.

«Экстремисты пользуются отсутствием у молодежи элементарных знаний о религии и национальных традициях. Важно поэтому, чтобы в России развивалось исламское образование. Если религию не будем преподавать мы, это будут делать другие. Щитом от разного рода «проповедников» могут служить только качественные знания о своей религии и национальных традициях», – считает Эсдуллах Баиров.

 



Рушан АББЯСОВ: Наши задачи не ограничиваются сферой образования. Большая работа проводится и в Интернете, и в социальных сетях. Уже разработаны специальные программы исламского образования в Интернете


 

Задумаемся: что из себя представляют люди, завербованные экстремистскими группировками? Эксперты в один голос твердят: чаще всего это молодые люди в возрасте до тридцати лет, не имеющие системного религиозного образования. Они верили в свою правду, потому что не знали, как выглядит правда настоящая, шли вопреки своему окружению, бунтовали…

«Наши задачи не ограничиваются сферой образования. Большая работа проводится и в Интернете, и в социальных сетях. Уже разработаны специальные программы исламского образования в Интернете. Например, есть такие проекты, как «Интернет-медресе». Подобные программы дают возможность дистанционно получить исламское образование, что, безусловно, сможет оградить нашу молодежь от радикальных экстремистских идей», – рассказал первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Рушан Аббясов.

Завершившийся видеомост еще раз продемонстрировал: достойное теологическое образование – это не прихоть, а насущное требование.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще