Шама – многонациональная и трёхсотлетняя

Селу Шама, что в Алексеевском районе, около трёхсот лет

Здесь до сих пор проживают потомки первых переселенцев – основателей села. В дружбе и согласии здесь живут русские, татары, чуваши, являя собой наглядный пример толерантности и мудрости сельчан.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Фото: Фарида Якушева, “РТ”

 

 

Селу Шама, что в Алексеевском районе, около трёхсот лет. Здесь до сих пор проживают потомки первых переселенцев – основателей села. В дружбе и согласии здесь живут русские, татары, чуваши, являя собой наглядный пример толерантности и мудрости сельчан.

 

О возникновении села имеется несколько легенд. Как мы знаем, в октябре 1552 года после осады и штурма войсками Ивана Грозного Казань пала, и Казанское ханство перестало существовать как самостоятельное государство. Была проведена перепись населения, и власти прекратили всякое перемещение и передвижение сельчан. Но многие крестьяне бежали в поисках лучшей доли на восток и юго-восток. Так в этих местах появились два мужика – татарин Шамиль и чуваш Егор. Они, де, проезжали по этим местам на телегах со своими семьями и со всем домашним скарбом и остановились у реки. Один перебрался на другой берег, а другой не смог (телега сломалась) и остался на этом берегу. Построили мужики сначала шалаши, потом – дома и стали жить-поживать да добра наживать по разным берегам. Поселения разрастались, пришлые татары селились к Шамилю на левый берег, а чуваши – к Егору, на правый. А название у поселения было общее: Шамиль-Егор, усечённое позже до Шама-Егоркино. Постепенно от этого названия и вовсе осталось только первое слово. И над названием речки поселенцы долго не думали – нарекли её Шаминкой.

Другую версию нам поведал местный краевед Александр Гайнуллин, который отдал изучению истории родного края более трёх десятков лет. Начинал с родословной земляков: расспрашивал бабушек-дедушек, записывал их воспоминания, изучал историю семей. Потом, когда получил более ранние архивные данные, эти записи об односельчанах и их предках пригодились для составления общей картины истории села.

«Как земляки воспринимали ваш интерес к их родословным?» – невольно спрашиваю краеведа, представив, как он, молодой тридцатилетний мужчина, ходит по домам и расспрашивает старожилов об их прошлом.

 

 

«Меня называли «странным», ведь такие люди, как я, всегда вызывают вопросы. Но я старался не обращать на это внимания. Если бы все мы были одинаковыми, если бы не было увлечённых людей, которые чем-то интересуются, развиваются, то человечество застыло бы в своём развитии», – философски ответил он.

Итак, по сведениям, которые удалось собрать Александру Гайнуллину, село основали два друга – Алимка Толкин и Миндубай Кульметьев, которые приехали сюда, выйдя в отставку со службы в Билярском остроге (который стоял на так называемой засечной черте). «По национальности они были чуваши, некрещёные, поклонялись богу Туре, по статусу – государственные крестьяне. Толкин и Кульметьев были не «чисто» военные люди: государство их не содержало, а выделило землю «на прокорм», где они и основали поселение Шама». Как известно, солдат, которые отслужили свой срок, государство обязано было содержать вплоть до смерти. Но империи это было накладно – зачем кормить, если те сами могут себя содержать? Поэтому у отставных солдат отбирали льготы и переводили в категорию государственных крестьян. Отставники некоторое время боролись за свои права, но им не удалось их отстоять. В 1831 году часть жителей участвовала в выступлении против перевода пахотных солдат в податное сословие, но выступление было подавлено, наиболее активных участников сослали на поселение в Сибирь, отправили в действующую армию на Кавказ.

 

А ПРИЧЁМ ТУТ ХОХЛЫ?

Со временем в эти места подтянулись татары из пригорода Билярска – починков Горки и Солдатский Баран. Позже прибыли русские семьи – Федосовы, Соколовы, Таичевы. Редко бывает, чтобы фамилии первопоселенцев прошли через века, но у нас именно так и произошло: потомки семей первооснователей Толкинов и сегодня живут в Шаме.

Позже в селе появились и так называемые хохлы, в подтверждение чего до сих пор в селе, помимо русского, чувашского и татарского кормышков (кормышок – часть села, условно отделённая дорогой или оврагом), есть также «хохловка». И хотя сегодня в Шаме нет ни одного «хохла», здесь до сих пор никого не удивляет, например, ответ «В хохлах ходит» на вопрос: «Ты мою корову не видал?»

 


После революции в Шаме проживали 1800 человек, было около 250–300 домохозяйств, в каждом по 5–6 детей. С 1921 по 1926 год население убавилось почти на 500 человек. Одни не пережили голодомор, другие покинули село в поисках более хлебных мест


 

По некоторым сведениям, под «хохлами» подразумевались белорусы или украинцы. «Зачем они поселились в этом глухом поселении?» – задаёмся мы вопросом. Вот какую версию выдвинул наш собеседник: «У каждой деревни или села с нерусским населением рядом обязательно присутствует русская деревня. Туда, где было мало народа, власти переселяли семьи из Белоруссии и с Украины. Вот и в Шаму переселили около десяти семей «хохлов» (то ли белорусов, то ли украинцев)».

Почему же село носит название Шама? Объяснения этому не найдено ни в одном документе. Известно только, что в разные времена называлось оно Починок Шама, Егорьевская Шама, Сухая Шама, позже стало деревней Шама. Во второй половине XIX века, когда здесь появились мечеть (в 1930 в ней разместили клуб, склад, позднее разобрали) и церковь, Шама получила статус села.

 

«В НИЗЕНЬКОЙ СВЕТЁЛКЕ ОГОНЕК ГОРИТ, МОЛОДАЯ ПРЯХА ПОД ОКНОМ СИДИТ…»

Помещиков в селе не было, крестьяне держали коров, свиней, овец, выращивали хлеб, корма. Возделывали лён и ткали из него ткани для одежды, домашнего обихода. Это был длительный процесс. Сеяли лён обычно в мае, во влажную и тёплую почву, посев сопровождался обрядами, от исполнения которых зависел урожай. С началом осени, как только листья на стебле начинали «подгорать», крестьяне откладывали все другие работы и спешили убрать лён. Выдергивали его из земли (теребили) мелкими пучками, удаляя сорную траву, связывали в небольшие снопы. Снопы сушили либо прямо в поле, либо, если погода не позволяла, в бане или избе, а затем деревянными колотушками выколачивали из них семена, из которых потом выжимали масло. Отделённые от стебля волокна мяли и трепали, затем расчёсывали поочерёдно гребнем и щёткой. Часть волокна, которая оставалась на них, была самого низкого качества и шла на изготовление мешковины и другой грубой ткани. А вот волокна, оставшиеся после такого двойного чесания, и были «льном» в нашем понимании. Из него-то и пряли нить с помощью прялки и веретена, за которыми женщины проводили при свете лучины долгие вечера. Нити сортировали, самую хорошую, ровную и крепкую оставляли для шитья. Красивая прялка была гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Почти в каждом доме имелись ткацкие станки. За зиму женщины должны были наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью. Сейчас напоминанием о былом ремесле служит единственный ткацкий станок, который нашёл прописку в краеведческом музее, функционирующем в местной школе. Ткачество осталось в прошлом, им в селе больше никто не занимается. Стариной может тряхнуть разве что 80-летняя жительница Мария Ермола­ева, которая до сих пор владеет этим мастерством.

 

ИЗ КОЛХОЗА В КОЛХОЗ

В 1919 году в Шаме образовался сельский совет, который возглавил Ксенофонт Соколов. В 30-е годы ему удалось организовать два колхоза, причём по национальному признаку: в одном были русские, в другом – татары и чуваши. Русских в то время в селе была половина населения – намного больше, чем сейчас, и они объединились в колхоз «Трудовик», а татары и чуваши – в «Октябрь». С наступлением «механизированных времён» колхозы было решено объединить. А кого назначить председателем – русского, татарина или чуваша? В те времена, надо отметить, власти старались не обидеть ни одну нацию, даже школ в селе было три: русская (церковно-приходская), чувашская и татарская (примечетская). Вопрос о председателе решали всем миром – созвали народ на центральную площадь и выбрали того, кто умел говорить на трёх языках – русском, татарском и чувашском. Такими навыками обладал Сайфулла Сайфутдинов («отатаренный чуваш» – по определению Александра Гайнуллина).

В конце 50-х годов наступила эра глобализации, и шаминские колхозы оказались в структуре Билярско-Чистопольского хозяйства имени Свердлова в форме двух комплексных бригад. В 1980 году шаминский колхоз возродился под названием «Дружба», в 1995–2000 годы он функционировал как коллективное предприятие «Шама», а в 2001-м, когда в район пришли агрокорпорации, вернулся в состав коллективного предприятия «Билярск».

 

 
В Шаме сегодня осталось 127 хозяйств – 400 жителей. Действуют восьмилетняя школа (в ней учатся 30 детей) и детский сад (15 детей), имеется Дом культуры (построен в 1989 году) с библиотекой, фельдшерско-акушерский пункт

Шаминцы всегда славились трудолюбием, находчивостью, взаимовыручкой, что помогало им преодолевать все трудности. Паевые земли получили все достигшие шестнадцатилетия, независимо от профессии. Но распорядились они ими не по-крестьянски: продали или сдали в аренду агрохолдингу «Красный Восток Агро» и работают теперь там в качестве наёмных крестьян. Жалуются на низкую зарплату, которую к тому же выплачивают, по их словам, несвоевременно. Крепких фермеров в селе нет (что им делать без земли-то?), но почти каждый владеет личным подсобным хозяйством, в самых крупных из которых содержится по 5–6 коров, либо выращивает бычков на мясо. Часть мужчин работают на стороне, вахтовым методом. Они считаются на селе самыми предприимчивыми и успешными людьми.

Шаминцы умеют не только хорошо работать, но и отдыхать, особенно в праздники. Общим для всех – и русских, и татар, и чувашей является Сабантуй. «Когда я перелистывал подшивки старых газет, увидел заметку про наше село – там написано, что каждый год в Шаме проводят Сабантуй, – рассказывает Александр Гайнуллин. – Нынче, – написано там, – Сабантуй провели сначала чуваши, потом – татары с русскими. И датировано это было 1927 годом. И теперь в селе дружно празднуют и Сабантуй, и Пасху, и все другие национальные праздники».

+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
Еще