Способы защиты от экстремизма в социальных сетях обсудили в Духовном управлении мусульман республики
Современный мир охвачен борьбой с экстремизмом и находится в поисках противоядия от столь страшного явления. Свою лепту в это благородное дело вносит и татарстанское сообщество.
Накануне в Духовном управлении мусульман РТ состоялся круглый стол, где обсудили способы борьбы с религиозными агрессорами в социальных сетях.
По мнению его участников, особую тревогу вызывает то, что само понятие ислама в широких кругах все чаще употребляется в отрицательной коннотации – люди забывают о том, что в первую очередь религия проповедует миротворчество и любовь к человеку.
«В том месте, где есть знания, не может быть места ни экстремизму, ни терроризму, ни какому-либо другому недопониманию. На одной из конференций, когда мы обсуждали жизнь пророка Мухаммеда, оказалось, что мало кто знает достоверную информацию о нем. Все живут своими стереотипами, не подкрепленными объективными фактами», – посетовал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.
Ренат ПАТЕЕВ: Опираясь на свой опыт, могу сказать, что часто для человека, находящегося в такой социальной группе, религия ничего не значит, он может не читать намаз и даже не получать денег. Но он собирает вокруг себя людей, что-то постоянно рассказывает им и таким образом удовлетворяет свои эгоистические потребности
Рассуждая о причинах широкого распространения псевдорелигии в социальных сетях, глава ДУМ констатировал: в нашем обществе недостаточно по-настоящему грамотных богословов, а отыскать их в Интернете невозможно и днем с огнем. Масштабы экстремистской деятельности подтверждает статистика: с 2015 года только «Твиттер» заблокировала 936 тыс. микроблогов, 300 тыс. из них были запрещены в текущем году.
Впрочем, заблокировать – не значит решить проблему. Как сообщил руководитель управления Роскомнадзора по РТ Борис Разинов, ежедневно под запретом ведомства оказывается около ста сайтов экстремистской направленности. Впрочем, нередко специалисты блокируют одни и те же ресурсы повторно – их создатели публикуют вредный контент на сайтах с похожими названиями или попросту меняют домены.
Камиль САМИГУЛЛИН, муфтий Татарстана: | |
В том месте, где есть знания, не может быть места ни экстремизму, ни терроризму, ни какому-либо другому недопониманию. |
Другая сторона медали – различные способы обхода, откровенно говоря, нехитрого запрета. Специалисты утверждают: зайти на заблокированный Роскомнадзором сайт сегодня сможет даже подросток, не говоря уж о людях, которые специально идут в Сеть за запрещенным контентом. Более того, социальные сети и мессенджеры для распространения экстремизма применяются гораздо чаще и бороться с ними сложнее.
По словам директора Центра исламоведческих исследований Академии наук Татарстана Рената Патеева, чаще всего исламистами становятся люди, не стоящие крепко на ногах и не имеющие четко выраженной позиции. Проще говоря, маргиналы. «Опираясь на свой опыт, могу сказать, что часто для человека, находящегося в такой социальной группе, религия ничего не значит, он может не читать намаз и даже не получать денег. Но он собирает вокруг себя людей, что-то постоянно рассказывает им и таким образом удовлетворяет свои эгоистические потребности», – объяснил ученый.
Он добавил, что в группе риска находятся люди из неполных семей, недавно освободившиеся заключенные, которые не могут найти себе применения на свободе, личности, склонные замыкаться в себе, а также молодежь и мигранты. Псевдорелигия в данном случае становится лишь вожделенной точкой опоры, и совершенно неважно, под каким соусом она маскируется – как неонацизм, радикальный русский национализм или исламофашизм, считает Ренат Патеев.
Заведующий кафедрой журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Светлана Шайхитдинова считает, что настало то время, когда уже поздно искать виноватых – решить проблему это все равно не поможет. Гораздо важнее создавать положительную окружающую среду, и СМИ в этом плане – лучший инструмент. Добро, семья, любовь к Родине, мораль и другие гуманные ценности человечества – вот те маяки, на которые нужно опираться, если мы хотим изменить мир к лучшему.