Северное опережение

В Арктике впервые в истории российского флота всплыли из-подо льда, разрушив его толщу, сразу три атомные подводные лодки.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Фото: matveychev-oleg.livejournal.com

Конкуренты оказались не готовы к решительным действиям России по освоению Арктики

 

евменов
Главком ВМФ адмирал Николай Евменов доложил Владимиру Путину о не имеющей аналогов арктической экспедиции «Умка-2021».

На днях закончилась российская военная экспедиция в Арктику «Умка-2021». По её итогам глава государства Владимир Путин заявил, что этот поход не имеет аналогов ни в сегодняшней, ни в прошлой истории России. Президент поручил продолжить изучение и освоение Крайнего Севера в целях обеспечения военной безопасности страны. И это только один из эпизодов той не всегда заметной борьбы, что развернулась в этом регионе за обладание его углеводородными запасами и возможностью контроля за морскими путями.

В Арктике впервые в истории российского флота всплыли из-подо льда, разрушив его полутораметровую толщу, сразу три атомные подводные лодки. В это же время отрабатывали свой полёт два истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31. Местом проведения учений стали Земля Франца-Иосифа, остров Земля Александры и прилегающие акватории, покрытые льдом. Было задействовано около двухсот образцов вооружения.

В последние годы Россия проявляет наивысшую военную активность в регионе, и этому есть серьёзные причины. Всё более интенсивное таяние арктического льда создаёт условия для круглогодичной навигации по Северному морскому пути и Северо-Западному проходу и добычи углеводородов на шельфе Арктики, запасы которых, по оценкам учёных, достигают четверти общемировых.

Сегодня о границах в Северном Ледовитом океане спорят несколько арктических стран. Это Россия, Канада, США, Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия. Каждая из них имеет свою точку зрения, порой отличную даже от традиционных союзников (например, Канада и США). В такой ситуации, когда договориться, что не исключено, не получится никогда, весьма эффективным аргументом в споре является наличие у того или иного государства военного потенциала в регионе.

 


Объём перевозок по Севморпути увеличился с 6,5 млн тонн в 1986 году до 33 млн тонн в 2020-м


 

В условиях Арктики также крайне важно наличие очень специфической инфраструктуры. И Москва в последние годы над этим усиленно работает, ведь объём перевозок по Севморпути увеличился с 6,5 млн тонн в 1986 году до 33 млн тонн в 2020-м.

В 2013 году был восстановлен аэродром «Темп» на Новосибирских островах, где была отстроена заново мощная арктическая база. Через год в Вооружённых силах создали объединённое командование «Север». Были развёрнуты базы, аэродромы и силы противовоздушной обороны на других островах региона. Введён в строй ледокол «Арктика», проходят испытания такие же суда «Сибирь», «Урал», строятся «Якутия» и «Чукотка», планируется создание патрульных кораблей ледового класса. Сюда завезена и проходит испытания самая современная наземная техника. Как результат – с 2019 года проход иностранных кораблей по Севморпути стал возможен только при условии предварительного уведомления российской стороны за 45 дней и только с российским лоцманом на борту.

Когда наши учёные в 2007 году погрузились на аппарате «Мир-1» на дно Северного полюса и оставили там флаг России из титанового сплава, в зарубежной прессе эти действия вызвали некое подобие сарказма и издёвок. Сейчас же настроения многих лидеров арктических стран изменились настолько, что близки к растерянности.

Всё это, несомненно, крайне беспокоит и раздражает конкурентов. Например, Китай, также претендующий на богатства Арктики, полностью солидарен с США в том, что Севморпуть не должен контролироваться Россией, и это тот редкий вопрос, по которому между Москвой и Пекином существуют острые разногласия.

Китай разместил полярную станцию и исследовательский ледокол на норвежском Шпицбергене, а после экономического кризиса принялся ускоренно скупать активы Исландии. В 2012 году Китай и Исландия заключили соглашение о свободной торговле – первый подобный договор Поднебесной с европейской страной.

Между тем пока слишком мало стран, которые могут противопоставить России в регионе что-то реальное.

 


Когда наши учёные в 2007 году погрузились на аппарате «Мир-1» на дно в точке Северного полюса и оставили там флаг России из титанового сплава, в зарубежной прессе эти действия вызвали некое подобие сарказма и издёвок… Сейчас же настроения многих лидеров арктических стран близки к растерянности


 

Так, Канада содержит в Арктике несколько рот рейнджеров с лёгким стрелковым вооружением. Страна имеет довольно слабые сухопутные силы и военно-воздушные войска и то лишь на своём юге. Оттава планирует построить до восьми ледоколов, один уже на ходу, на стапелях ещё три, но все они обладают крайне слабым вооружением.

Дания, включающая огромную и стратегически важную Гренландию, в 2011 году продала все три своих ледокола, ликвидировала подводный флот и резко сократила надводный. В Арктике она имеет лишь лыжный патруль «Сириус» в количестве тридцати человек. Сюда изредка заходят один-два её военных корабля, чтобы обозначить своё присутствие.

Относительно силён норвежский флот, но он несравним с Северным флотом России. К тому же Осло в основном проявляет интерес к разработке углеводородов в регионе и предпочитает переговоры. Так, в 2011 году Норвегия и Россия договорились о мирном разделе экономических зон в Баренцевом море, поделив пополам спорный район.

Несопоставимо более мощными являются военные соединения США. Например, американский Атлантический флот сильнее всех названных флотов вместе взятых. То же касается и Тихоокеанского флота Соединённых Штатов. Однако корабли США заходят в Арктику крайне редко, Вашингтон планирует построить несколько ледоколов, но сегодня у него их нет совсем.

Ситуация в Арктике отличается от других регионов тем, что это место из-за особых климатических условий слишком специфическое как для жизни и работы, так и для решения военных вопросов. Порой наличие огромного военного потенциала в других точках мира не способно обеспечить решение узких задач в регионе, который требует наличия специально подготовленной инфраструктуры, техники, вооружений и соответствующей выучки и опыта размещённого здесь контингента. По всей видимости, российское руководство это усвоило раньше остальных, а станут ли конкуренты мириться с фактическим доминированием нашей страны в Арктическом регионе, покажет время.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще