Сергей Шойгу: «У меня много друзей в Казани»

Как уже сообщалось, в Казани на днях побывал министр обороны России Сергей Шойгу

В заключение рабочей поездки Сергей Шойгу встретился с журналистами федеральных и республиканских изданий и телерадиокомпаний. Одним из них был корреспондент газеты «Республика Татарстан» Шамиль Багаутдинов. Публикуем наиболее интересные и актуальные фрагменты состоявшейся беседы.

Автор статьи: Шамиль БАГАУТДИНОВ

Фото: tatar-inform.ru

 

 

Как уже сообщалось, в Казани на днях побывал министр обороны России Сергей Шойгу, который принял участие в ряде мероприятий. Вместе с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым министр обороны посетил авиазавод имени С.П.Горбунова, осмотрел цеха Казанского вертолётного завода, заложил памятный камень в основание строящегося военного госпиталя. В заключение рабочей поездки Сергей Шойгу встретился с журналистами федеральных и республиканских изданий и телерадиокомпаний. Одним из них был корреспондент газеты «Республика Татарстан» Шамиль Багаутдинов. Публикуем наиболее интересные и актуальные фрагменты состоявшейся беседы.

 

– Сергей Кужугетович, на Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова вы ознакомились с программой модернизации стратегической и дальней авиации, строительства новых самолётов. Соответствует ли продукция этого предприятия требованиям Министерства обороны страны?

– Я приезжаю сюда, конечно, не в качестве туриста или экскурсанта, а смотрю, способно ли предприятие выполнить наш заказ. Первый раз мы сюда приехали с серьёзной командой и посмотрели, следует ли нам восстанавливать производство самолётов Ту-160. Проследили полностью всю производственную линейку, схему, по которой завод работал в советское время, когда делали эти уникальные самолёты.

Конечно, вопросов тогда было много. Мы позвали тех, кто тогда работал, поговорили с инженерами, специалистами. Откровенно говоря, поначалу возникли некоторые сомнения…

И вот снова приехал в Казань через месяц, уже практически за тем, чтобы принять решение, которое надо было докладывать Президенту России: да, мы сможем решить эту проблему – сохранились кадры, оборудование. Единственное, нужно было кое-что поменять в некоторых местах. Но уже через месяц здесь было сделано так много по восстановлению производства, что мы окончательно убедились: завод сможет выпускать современные самолёты.

Потом мы приехали сюда уже с Президентом России, показали ему обновлённые цеха, оборудование. Пришли к мнению, что сможем начать здесь производство (не воспроизводство!) самолётов Ту-160. И я с уверенностью могу сказать, что сегодня это современное предприятие, которое в состоянии выполнить наши задания. Портфель заказов и контракты подписаны до 2028 года на сумму 364 миллиарда рублей.

Это, во-первых. Во-вторых, выполняется программа модернизации дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М, для нас изготавливаются специальные версии самолётов Ту-214. Осуществляются ремонт и полная модернизация самолётов Ту-95.

Очень важный для нас успех, над достижением которого долго работали и с этим, и с другими предприятиями, – так называемые контракты жизненного цикла. То есть это означает, что предприятие «ведёт» летательную машину от её рождения до утилизации. А это все регламенты, ремонты… Но в отличие от автомобиля, у которого, скажем, гарантия два года и периодическое техобслуживание, здесь другое. Здесь – постоянный контроль за техникой, и не на два года, а на всю жизнь самолёта. На заводе знают, когда надо сделать отдельные блоки, которые необходимо поменять, и эти блоки уже готовятся. И у нас сегодня из всей военной продукции примерно 80 процентов – это контракты жизненного цикла.

Казанские предприятия оборонно-промышленного комплекса абсолютно вписываются в эту схему. И самое главное – они её выполняют, что позволяет нам снизить стоимость лётного часа и спокойно чувствовать себя на дистанции десять – пятнадцать лет, в данном случае, как я уже сказал, до 2028 года.

Ещё одно предприятие – Казанский вертолётный завод. В этом году мы делаем там 22 вертолёта Ми-8, на выходе наши Ми-38, «Ансаты». Что дальше?

Думаю, до конца года подготовим и представим решение, касающееся нового облика воздушно-десантных войск и наделения их в том числе армейской авиацией. А для этого нужно большое количество вертолётов класса Ми-8МТВ. Нам нужны вертолёты, которые в состоянии летать в любую погоду. Думаю, здесь так же, как в случае с Ту-160, будет подготовлен и подписан контракт на десять лет. Чтобы предприятие знало о своём завтрашнем дне и могло заказывать и закупать комплектующие по сегодняшним ценам, не дожидаясь, когда инфляционные процессы приведут к удорожанию продукции.

 

– Расскажите о мерах по укреплению обороноспособности страны, модернизации Российской армии, новых видах вооружений.

– Мы внимательно смотрим за тем, как выполняется оборонный заказ, ведь это одна из главных забот нашего Президента, Верховного главнокомандующего страны Владимира Владимировича Путина. Он по этому поводу собирает нас два раза в год – в мае и в ноябре. И это, пожалуй, самое напряжённое время работы, когда оценивается то, что сделано, ставятся задачи на будущее.

Нам сильно помогло то, что в Сирии мы проверили фактически всё наше оружие – более трёхсот видов. Представители предприятий, конструкторы на нашей базе в Хмеймиме на месте проверяют его, дополняют, отбирают, удаляют… За это время, конечно, появилось и новое оружие. Вот простые примеры. Вы, наверное, знаете, что раньше у нас на вертолётах ставили ракеты с дальностью полёта в четыре километра – те же самые, что у ПЗРК. То есть ракета попадала в зону действия ПВО, в том числе переносных зенитно-ракетных комплексов, и могла быть ими сбита. За эти пять лет дальность данного оружия увеличена в два раза и более. Думаю, понятно, что это означает…

Там же мы проверили Ту-160, Ту-95. Дальность полёта Ту-160 сейчас увеличена на тысячу километров. Это на сегодня самые современные самолёты данного типа в мире, таких больше ни у кого нет. Если у кого-то имеются сомнения, давайте посмотрим, у каких ещё самолётов радиус полёта – семь тысяч километров, то есть четырнадцать тысяч без посадки, при этом с боевой нагрузкой в 45 тонн, и у кого скорость – 1,87 маха (скорость звука).

 


Мы внимательно смотрим за тем, как выполняется оборонный заказ, ведь это одна из главных забот нашего Президента, Верховного главнокомандующего страны Владимира Владимировича Путина. Он по этому поводу собирает нас два раза в год – в мае и в ноябре. И это, пожалуй, самое напряжённое время работы, когда оценивается то, что сделано, ставятся задачи на будущее


 

Естественно, важно не просто выпускать такую технику, но и уметь её обслуживать. Вот если вам нужно поменять на автомобиле резину, вы куда едете? На шиномонтаж. Для нас же «шиномонтаж» – это казанские заводы, где нужно менять то, что выходит из строя.

Модернизация военно-лётной техники продолжается. А значит, необходимо новое поколение специалистов. Более подготовленных, продвинутых, которые могут не только считывать информацию, но и проектировать новые воздушные суда. Я серьёзно интересовался в Казани кад­ровым потенциалом. Здесь очень высокий, сохранённый десятилетиями уровень образования, много предприятий, в том числе и военно-промышленного комплекса, работа на которых требует от специалистов современной подготовки.

Не каждая большая страна может рассчитывать на такие оборонные заказы, а тут одна республика… Думаю, в этом немалая заслуга и руководства Татарстана.

 

– Как вам удаётся настолько эффективно управлять таким огромным ведомством, как Министерство обороны?

– Нет ни одного человека, который погружён полностью в ту или иную сферу деятельности. Тем более в армии. Скажу так: чтобы успешно руководить любым коллективом, необходимо как можно лучше знать условия работы своих подчинённых. Такого подхода я придерживался ещё тогда, когда возглавлял МЧС страны. Руководитель должен знать и уметь больше, чем другие сотрудники. А значит, необходимо всё самому попробовать, чтобы понимать происходящее изнутри. Стараюсь всегда лично испытывать внедряемые нововведения. Например, когда начали создавать горные подразделения, мы пошли в горы. Воссоздавали горноспасательные подразделения – полезли в шахту.

Мы периодически ездим на танках с выпускником Казанского танкового училища, начальником Генерального штаба Валерием Герасимовым. Делаем это, чтобы знать и понимать все мелочи. Например, даже такую: какая обувь должна быть у водителя зимой и летом. Ну и так далее. Я всегда старался жить жизнью коллектива, которым руковожу. Это моя постоянная работа.

Вы, наверное, видите, что наша армия хорошо одета, прекрасно выглядят все. Мы обновили обмундирование, сменили портянки на носки, оборудовали казармы современными средствами уборки помещений, солдатские чайные перенесли в казармы.

 

– А что вы скажете насчёт строящегося в Казани военного госпиталя?

– Хочу поблагодарить руководство республики за активное содействие в реализации данного проекта. На сегодня решены все вопросы по подключению объекта к коммуникациям. Уверен, что в июле следующего года здесь откроют первую очередь, а к концу года госпиталь на 150 койко-мест будет сдан полностью. Здесь будут применены самые современные технологии не только в строительстве, но и в области медицины. Мы уже приступили к подготовке врачей, другого медперсонала, чтобы здесь был самый высокий уровень, который соответствует и стандартам Минобороны, и стандартам, установленным в Татарстане.

 


Чтобы успешно руководить любым коллективом, необходимо как можно лучше знать условия работы своих подчинённых. Такого подхода я придерживался ещё тогда, когда возглавлял МЧС страны. Руководитель должен знать и уметь больше, чем другие сотрудники. А значит, необходимо всё самому попробовать, чтобы понимать происходящее изнутри


Вопрос корреспондента газеты «Республика Татарстан» Шамиля Багаутдинова:

– Сергей Кужугетович, вы уроженец Тувинской автономии, которая граничит с Монголией и находится недалеко от стыка границ трёх государств – России, Казахстана и Китая. Поскольку я родился и вырос в Восточно-Казахстанской области, приятно, что мы с вами почти земляки. Довольны ли вы сегодняшним уровнем сотрудничества России и Казахстана, а если взять шире – между всеми членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), особенно в свете последних событий в Афганистане?

– События в Афганистане дали нам понять, что мы делаем всё правильно в час­ти взаимодействия со странами ОДКБ. Ещё когда конфликт только развивался и Кабул не был взят талибами, мы решили провести рядом с Афганистаном совместные учения с нашими коллегами из ОДКБ – Таджикистаном и ещё пока не членом ОДКБ – Узбекистаном. Мы продолжаем программу помощи вооружённым силам Таджикистана, Киргизии, Казахстана. В этом году в рамках ОДКБ, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) провели девять совместных учений. Многое из нашего оружия закупается этими странами, и мы находимся в постоянном контакте со всеми членами ОДКБ.

И насчёт Афганистана… Очень хотелось бы, конечно, чтобы там наступили спокойствие и стабильность. Движение «Талибан», запрещённое в Российской Федерации, сформировало, как обещало, координационное правительство, куда вошли представители всех народов, населяющих Афганистан, в том числе таджики и узбеки. Важно не допустить разрастания там граж­данской войны, которая может привести к потоку беженцев.

Ведь посмотрите: у нас с тем же Казахстаном практически границ нет, огромная протяжённость, хочешь – на машине езжай, хочешь – на лошади. Добавлю, что 93 процента мирового героина – это афганский героин, и нужно понимать, какие угрозы он в себе таит. «Талибан», конечно, заявил, что будет бороться с этим, но, как говорится, жизнь покажет…

 

– Какие ещё впечатления вы вынесли из этой поездки в Казань?

– Я люблю сюда приезжать. Это прекрасный город, в котором живут замечательные люди. Есть хорошая песня со словами: «Здесь живут мои друзья». У меня в Казани много друзей, людей, которых я очень уважаю. Это и первый Президент Минтимер Шарипович Шаймиев, с которым меня связывает очень многое в жизни, политике, в работе, и нынешний Президент Рустам Нургалиевич Минниханов. С ним мы с одного взгляда понимаем друг друга.

* * *

Встреча Сергея Шойгу с журналистами проходила в Казанском Кремле, где в Национальной художественной галерее «Хазинэ» была организована выставка его работ «Творчество ради жизни». Всего здесь было представлено сто произведений – художественные работы, декоративные изделия из дерева, отражающие красоту Сибири. (Напомним: министр обороны РФ является также президентом Русского географического общества.)

Экспозиция организована в рамках благотворительной инициативы – в мае на аукционе было продано десять произведений Сергея Шойгу. Все вырученные средства, а это 40 миллионов рублей, направлены на лечение и реабилитацию детей с онкологией и другими тяжёлыми заболеваниями. Помощь получили 23 ребёнка. Среди них – маленькая жительница Казани. Предполагается, что часть экспонатов выставки также будет продана в следующем году, а вырученные средства вновь пойдут на помощь тяжелобольным детям.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще