10 сентября вечером в концерт-холле «Эрмитаж» ГРК «Ривьера» состоялась торжественная церемония закрытия XIV Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
Семь фестивальных дней пролетели как один, и каждый вобрал столько впечатлений, что воспоминаний о них хватит как раз до следующего кинофестиваля, которого, кстати сказать, ждать не так уж долго – в 2019 году международный смотр мусульманского кино состоится не в сентябре, как обычно, а в апреле, в дни проведения Казанского экономического саммита «Россия – Исламский мир».
А пока напомним о наиболее ярких моментах завершившегося кинофестиваля. Помимо обширной кинопрограммы, Казанский фестиваль предоставил деятелям кино из разных стран площадки для конструктивного делового и творческого общения. Так, на прошедшем в его рамках Форуме директоров международных кинофестивалей был подписан ряд соглашений о сотрудничестве с крупнейшими киносмотрами мира. Теперь партнерами КМФМК являются Женевский фестиваль восточного кино FIFOG, Арабский и европейский кинофестиваль в Шарм-эль-Шейхе, Стамбульский фестиваль документального кино «Тюркский мир» и международный кинофестиваль «Евразия» (Казахстан). Согласно подписанным документам, фестивали-партнеры будут проводить совместные мероприятия и кинопоказы, обмениваться опытом, а также способствовать развитию совместного кинопроизводства. В воскресенье состоялось подписание еще одного соглашения – с фестивалем религиозного кино в Италии.
Карен ГЕВОРКЯН, режиссер: Казанский фестиваль необходим – есть народы, исповедующие ислам, есть культура, и должен быть соответствующий кинематограф. Я бы пожелал фестивалю и в целом этнокинематографу, представителем которого являюсь, высокой культуры исполнения
«Мы знали, что Татарстан однозначно играет важную роль в мире искусства и кино. Но не ожидали такой уверенности и такого энтузиазма», – выразил на форуме удивление (с ноткой восхищения) президент Ассоциации кино тюркского мира и председатель оргкомитета Стамбульского кинофестиваля Мендерес Демир.
Ну а на порогах кинозалов, где демонстрировались фильмы конкурсной и внеконкурсной программы, кипели свои страсти. Для зрителей показы, как всегда, были бесплатными, и стоило чуть замешкаться – пиши пропало: в полумраке кинозала взгляд чаще всего тщетно пытался отыскать свободное местечко… К счастью, организаторы, имея опыт предыдущих фестивалей, были к этому готовы и в случае переаншлага устраивали дополнительный показ. Понадобился он и в тот день, когда в «Ривьере» демонстрировался конкурсный татарстанский фильм «Мулла» по мотивам одноименной пьесы Туфана Миннуллина. Съемочной группе пришлось тоже дважды выходить к зрителям, чтобы никто из них не почувствовал себя обделенным. К слову, буквально на днях «Мулла» взял Гран-при на Международном кинофестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге, и на казанской премьере создателям картины была передана эта награда, а также приз за лучшую мужскую роль, который достался актеру Рамилю Фазлееву. Известный российский актер Марат Башаров, хоть и снялся в «Мулле» в небольшой роли, но сорвал самые щедрые аплодисменты казанской публики. Зрители благодарили съемочную группу за прекрасный фильм, а также высказали пожелание Марату Башарову чаще сниматься в национальном кино. «В этот раз я играл на русском, но надеюсь, что в следующем фильме буду говорить на родном языке», – пообещал актер.
Мендерес ДЕМИР, президент Ассоциации кино тюркского мира и председатель оргкомитета Стамбульского кинофестиваля: | |
В этот раз я играл на русском, но надеюсь, что в следующем фильме буду говорить на родном языке. |
Напомним, что в этом году в конкурсной программе КМФМК участвует 16 татарстанских фильмов. Помимо «Муллы», это короткометражная лента «Отчий дом», вошедшая в номинацию «Россия молодая», а также 14 фильмов разного формата представлены в номинации «Национальный конкурс». Еще почти столько же лент татарстанских кинематографистов вошли во внеконкурсную программу кинофорума.
Пожалуй, самые незаметные люди на кинофестивале – это члены жюри. Они избегают интервью и околофестивальных тусовок, на которые у них попросту не остается времени – успеть бы посмотреть все конкурсные фильмы. Скажем, нынче их ни много ни мало – шестьдесят пять… Тем не менее было бы непростительным упустить шанс поближе познакомиться с членом жюри XIV КМФМК, известным польским актером, режиссером и педагогом Мареком Пробошем. Он настоящая кинозвезда с неповторимым талантом и харизмой. На творческом счету актера более полусотни главных киноролей, он многократный участник Венецианского и Каннского кинофестивалей.
На встрече с казанской творческой молодежью Марек Пробош поделился секретами актерской и режиссерской профессий, а также своей жизненной философией. Ее актер сформулировал предельно кратко: «Сущность жизни – в росте!» А молодым кинематографистам Пробош рекомендовал путь, который проделал сам: «Старайтесь освоить как можно больше профессий. Чем больше вы знаете, тем больше получаете». И весьма образно пояснил: «Молодые люди могут быстро бегать, но с возрастом мы переходим на неспешный шаг. Зато если вас спросят, куда идете, вы сможете рассказать о каждом дереве, которое встретится на вашем пути, и о каждом листочке на этом дереве… Каждому дереву и каждому листочку есть что вам предложить». Присутствовавшая в зале председатель жюри XIV КМФМК Мая-Гозель Аймедова поблагодарила Марека Пробоша за «настоящий мастер-класс».
Нынче впервые на казанский кинофорум приехала целая делегация из Голливуда. Актер Шон Стоун, актриса Амина Жаман и режиссер Ануар Смаин представили на фестивале 20-минутную ленту «Поле битвы» о посттравматическом «иракском синдроме», который ломает жизни героев уже после войны. Любопытно, что актер Шон Стоун (сын оскароносного режиссера Оливера Стоуна), сыгравший в фильме американского ветерана иракской войны, во время съёмок в одной из мусульманских стран принял ислам.
Рассказать обо всех творческих встречах невозможно, они проходили буквально в режиме нон-стоп. Поэтому ограничимся мнением некоторых гостей о самом фестивале. Карен Геворкян (Армения), режиссер: «Казанский фестиваль необходим – есть народы, исповедующие ислам, есть культура, и должен быть соответствующий кинематограф. Я бы пожелал фестивалю и в целом этнокинематографу, представителем которого являюсь, высокой культуры исполнения».
Мустафа Кара (Турция), обладатель Гран-при XIII КМФМК: «Хочу сказать, что задумка с кинофестивалем в Казани очень удачна. С каждым годом он становится популярнее, растет качество работ. Фестивалю нужно развивать международные отношения, сотрудничество с другими крупными проектами, что он и делает. Думаю, у него большое будущее». Ахмад Зайери (Иран), режиссер: «Кино – это «дверь» для межкультурной коммуникации. Казанский фестиваль открыл эту дверь. Организация проекта заслуживает уважения. Все фильмы, на которых мне удалось побывать, прошли при полных залах и с неравнодушными зрителями».
В этом году в конкурсной программе КМФМК участвует 16 татарстанских фильмов. Помимо «Муллы», это короткометражная лента «Отчий дом», вошедшая в номинацию «Россия молодая», а также 14 фильмов разного формата представлены в номинации «Национальный конкурс». Еще почти столько же лент татарстанских кинематографистов вошли во внеконкурсную программу кинофорума
Рашид Фершиу (Тунис), член жюри: «Я не впервые в Татарстане, и если бы мне не понравилось, я бы сюда не вернулся. А через два года я планирую представить на фестивале еще одну свою работу. До скорой встречи!» Присутствовавшая на одном из показов министр культуры Татарстана Ирада Аюпова коротко рассказала, как менялась концепция мусульманского кинофорума: «Фестиваль сложно загнать в рамки. Изначально был один тренд – с приглашением знаменитых актеров и режиссеров. Года три назад мы сменили акцент и теперь хотим обратить внимание собственно на кино. Это должно быть не просто «посмотреть и забыть», на экране необходимо раскрывать философию, иное видение. Фильмы – вот единственная система ценностей».
Организация фестиваля отлажена как часы – начиная с угощения прибывающих гостей чак-чаком и заканчивая работой пресс-центра (в этом году на КМФМК аккредитованы около 80 СМИ из одиннадцати стран). На единственный «минус» обратил внимание в беседе с нашим корреспондентом программный директор фестиваля, московский кинокритик Сергей Лаврентьев: «Лишь в этом году я узнал, что, оказывается, международный кинофестиваль не оплачивает режиссерам конкурсных фильмов билет до Москвы. Только по маршруту Москва – Казань. Это абсолютный нонсенс. Режиссеры ведь не чиновники, они не приписаны к каким-то институциям, у которых есть деньги на поездки. Думаю, эту проблему надо срочно решать. Ведь кинофестиваль – это не в последнюю очередь живое общение создателей картин со зрителями».
В этом году определенные неудобства для казанских киноманов породил перенос главной фестивальной площадки из кинотеатра «Родина» в ГРК «Ривьера», где проживают участники фестиваля. Гостям это удобно, да и кинозалы «Алмаз Синема Порта» вмещают больше зрителей, но транспортная доступность «Ривьеры» для горожан, особенно в вечернее время, пока оставляет желать лучшего. Поэтому у зрителей пожелание в общем-то одно – «вернуть, как было». Что касается церемонии, то она по традиции началась с красной дорожки, по которой прошли участники и гости фестиваля, и завершилась показом фильма-победителя. Подробнее об этом мы расскажем в следующем номере.