На что ориентироваться нашей школе в эпоху глобальной информации
В последние годы в Казани довольно часто проводятся крупные мероприятия в сфере образования. У нас проходил финал всероссийского конкурса «Учитель года», Казанский федеральный университет уже не первый год проводит международный образовательный форум, в этом году впервые прошел международный дискуссион «Образование России». В кулуарах подобных мероприятий находится немало интересных собеседников, но разговоры с ними нередко остаются за рамками обзорных материалов с самих форумов.
В преддверии грядущего традиционного августовского большого педсовета, где, несомненно, будут много говорить о перспективах отечественного образования, корреспондент «РТ» делится с читателями газеты одной из таких бесед с доктором педагогических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования, генеральным директором ООО «Мобильное электронное образование» Александром Кондаковым.
– Александр Михайлович, в чем, на ваш взгляд, сегодня главное противоречие нашего образования?
– Наверное, главное – это то, что образование развивается пока еще в некотором отрыве от трендов развития общества в целом. Вот недавно вице-президент Сбербанка объявил, что они будут увольнять три тысячи юристов, потому что цифровые системы с искусственным интеллектом позволяют заключать кредитные и прочие договоры без участия человека. Появились автомобили без водителя, и, возможно, через пять-десять лет мы увидим массовый уход профессии водителя. То же самое сегодня происходит с туристическим бизнесом – нам гораздо удобнее пользоваться в путешествиях сайтами booking.com или Airbnb.ru. Мы оплачиваем коммунальные услуги и получаем всевозможные документы, за которыми раньше стояли месяцами, через многофункциональные центры при поддержке Интернета.
А школа на этом фоне пока еще остается печатной, бумажной.
Сегодняшняя школа должна быть ориентирована на требования экономики завтрашнего дня, а это междисциплинарные отрасли – нанотехнологии, биотехнологии, квантовые вычисления, робототехника, 3Д-моделирование, прототипирование
– Так ли это плохо?
– Согласен, в этом есть свои плюсы, поскольку очень опасно трогать такие деликатные системы, как образование. Но очевидны и минусы: мы должны готовить людей к жизни в том обществе, которое будет через десять-пятнадцать лет. Да что там десять-пятнадцать! По прогнозам ученых, у детей, которые сегодня пошли в первый класс, средняя продолжительность жизни составит больше ста лет, потому что за счет новейших технологий очень быстро меняются возможности сохранения и укрепления здоровья человека. И мы должны исходить из того, что в ближайшее время образование кардинально изменится.
Еще пять – десять лет назад новые профессии появлялись раз в двадцать пять – тридцать лет. Сегодня – каждые три-пять лет. И если раньше система образования могла нормально работать в режиме «Десять лет – школа, пять лет – вуз», то сегодня мы должны думать о том, что пятилетняя подготовка в вузе, к сожалению, выведет на рынок труда людей, не приспособленных к требованиям того дня, когда они окончат высшее учебное заведение.
То же самое касается и школы. Поэтому очень важный момент – не декларативно, а реально сосредоточиться на главном. Нужны серьезные изменения в образовании. Предыдущим знаковым этапом в этой сфере было появление печатного станка Гуттенберга, это дало доступ к информации, заложенной в книгу, другое печатное издание. Сегодня мы живем в условиях безграничного доступа к информации. И нужно правильно организовать деятельность ребенка, учителя, семьи, школы в этих условиях.
Александр КОНДАКОВ, доктор педагогических наук: | |
Сегодняшняя школа работает в условиях всеобщей глобализации, и мы должны вырастить детей, умеющих жить в сложном, многополярном, многокультурном, многоконфессиональном мире. |
– Но многие родители до сих пор уверены, что не было и нет ничего предпочтительнее советской школы, которая была лучшей в мире…
– Она была лучшей для своего времени. Потому что была построена с учетом требований научно-технической революции того времени. Сегодняшняя школа работает в условиях всеобщей глобализации, и мы должны вырастить детей, умеющих жить в сложном, многополярном, многокультурном, многоконфессиональном мире. Сегодняшняя школа должна быть ориентирована на требования экономики завтрашнего дня, а это междисциплинарные отрасли – нанотехнологии, биотехнологии, квантовые вычисления, робототехника, 3Д-моделирование, прототипирование. Нужно воспитывать в ребенке такие личностные качества, как упорство, настойчивость в достижении цели, многокультурность, умение жить в мире с другими людьми. Детям должны быть присущи креативность, способность к творчеству, созданию нового знания, критическое мышление в работе с информацией и ее обработкой…
Вот наша компания, например, создала новый продукт – мобильную электронную школу. Она прошла апробацию во многих субъектах России, мы получили очень хорошие результаты и отклики. Появляются более высокий интерес у детей к творчеству, более серьезная мотивация, лучшие результаты работы. Цифровые системы позволяют формировать личностные качества, компетенции, базовые знания и навыки одновременно. А это сложная психолого-педагогическая задача. Но надо понимать: это не дистанционное образование. Нет, наш опыт показывает: работа в системе – это примерно двадцать процентов времени, остальное – это работа учителя и детей между собой. При этом роль учителя – помочь ребенку найти правильный алгоритм, отследить его личностное развитие, помочь ему вырасти достойным гражданином. Это более сложная задача, чем выйти и просто прочитать урок. Но педагоги должны сегодня решать все более сложные задачи, ведь мир тоже становится все более сложным.
Да, многие любят говорить: «Вот в наше время»… Ну, давайте прочитаем «Отцы и дети» Тургенева – там была та же проблема. Думаю, и при фараонах так говорили. Но мы должны двигаться вперед. Если мы работаем в Сети, общаемся через гаджеты, получаем информацию и при этом считаем, что наши дети должны сидеть, сложив руки, за партой и перекладывать счетные палочки – это по меньшей мере лукавство.
– Должны ли мы сегодня ориентироваться на лучшие мировые образцы в образовании или стоит все-таки вернуться к поиску собственного пути в этой области?
– Подчеркну еще раз: мы должны учитывать ведущие мировые тренды, чтобы не отстать. Но система образования должна быть национальной, учитывать наши культуру, историю, семейные, конфессиональные особенности и, конечно, задачи социально-экономического развития страны. В образовании по-прежнему очень важно формирование личностных качеств человека, его ценностных установок, самоидентификации, которая чудовищно быстро меняется. Нужно понимать, что наша идентичность сегодня во многом определяется тем, что мы живем во всемирном облаке, где, взаимодействуя между собой, получаем какие-то услуги, интересуемся, где что происходит, обмениваемся информацией. Но это не отменяет и национальной российской идентичности, идентичности гражданина Татарстана или жителя Казани, члена своей семьи. Это ключевой момент в условиях всеобщей информатизации, всеобщего Интернета. Если мы не сформируем эту новую идентичность человека, можем получить в дальнейшем очень серьезные проблемы.
Роль учителя – помочь ребенку найти правильный алгоритм, отследить его личностное развитие, помочь ему вырасти достойным гражданином. Это более сложная задача, чем выйти и просто прочитать урок
– Сегодня ряд образовательных экспертов высказывает мнение, что высшее образование – вовсе не обязательное условие для успешности…
– Да, человек вполне может быть успешным и без него. У нас в компании работают программисты, не имеющие не то что высшего – даже среднего профессионального образования. Они блестящие специалисты, очень творческие, креативные люди. Это большой недостаток, что мы превратились в страну всеобщего высшего образования. У нас, к сожалению, практически ушел блок эффективного среднего профессионального образования. А из вузов, увы, зачастую выходят люди, которые не могут найти себя на рынке труда. Это неэффективное расходование денег налогоплательщиков.
– Тогда какие, на ваш взгляд, профессии будут востребованы в обозримом будущем?
– Маркетолог в социальных сетях, например. Программисты-фронтэнды – это те, кто создает интерфейс платформ, с которыми мы работаем. Потому что этот интерфейс должен быть понятен и эффективен. В общем, это все те профессии, что связаны с цифровыми технологиями. Математика, физика, естественнонаучный цикл…
– Что же делать гуманитариям?
– Цифровое общество, развитие искусственного интеллекта предъявляют огромнейшие требования к тому, что мы называем гуманитарным знанием. Потому что по-прежнему очень важны личностные качества человека, этика – что хорошо, что плохо, что достойно, что недостойно… Нужны будут и психологи, и социологи, и филологи. Я всегда цитирую Стива Джобса: «Только точные науки в содружестве с искусством заставляют наши сердца петь».