С вином – виноватые

Более половины водителей во время анонимного опроса сотрудниками Госавтоинспекции признались, что хоть раз в жизни позволили себе сесть за руль подшофе.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

И это в Татарстане, где число нарушений правил дорожного движения нетрезвыми водителями в прошлом году составило менее двух процентов от общего их количества (для сравнения: по РФ – в среднем более пяти процентов).

 

Портрет среднестатистического нетрезвого водителя выглядит так: мужчина в возрасте до двадцати пяти лет, неженатый и бездетный, часто неустроенный в жизни.

В последнее время красок в этот портрет добавили… дамы. Это, как правило, обеспеченные женщины, разведенные или незамужние, с ребенком. Как говорится, «деньги есть, да счастья нету…» А душевные горести, как, впрочем, и материальные затруднения, в нашей стране привыкли «лечить» спиртным. Бед отсюда немерено: не зря же два слова – «вино» и «вина» имеют один корень.

Почему в нарушителях больше молодежи? Может, люди постарше уже обрастают к этому времени «нужными связями»? Вряд ли. Сейчас с момента задержания и до последней точки в протоколе процесс записывается на видеорегистратор. Теоретически с инспектором можно договориться по пути от машины до машины – минута-полторы есть, но недалек день, когда у наших инспекторов, как и у их западных коллег, появятся личные видеорегистраторы, которые прикрепляются на плечо. И люфт в полторы минуты тоже исчезнет.

 


 

Неуклонно снижается процент отмененных решений по «пьяным» нарушениям. Несколько лет назад таких было около трех процентов, в прошлом – 0,4


 

– Проблема нетрезвых водителей существует практически во всех странах, – утверждает заместитель начальника УГИБДД МВД по РТ Рустам Ибрагимов. – Некоторое исключение составляют разве что Германия и Великобритания с их особым менталитетом и подчеркнуто уважительным отношением к законам. Так что Татарстан со своими двумя процентами таких нарушений вполне вписывается в европейские рамки. Но вопрос здесь не только и не столько в количестве нетрезвых нарушителей, ведь и один человек в неадекватном состоянии способен натворить такое, что… Думаю, многим памятен случай, когда в Москве пьяный водитель вылетел на остановку общественного транспорта и погубил в одночасье двенадцать человек. Так что и один пьяный за рулем – реальная угроза.

Это подтверждают и цифры – число погибших по вине нетрезвых водителей по сравнению с общим числом жертв дорожно-транспортных происшествий составляет более четверти. От этих данных уже не отмахнешься, как от пустяковой проблемы… Выходит, просачиваются пьяницы через сито правоохранителей?

А «отлов» их необходимо вести строго и методично. И подобное нарушение мало зафиксировать, нарушителя необходимо срочно отстранить от управления. Так что тут никакая техника не поможет, нужен «живой инспектор».

 

СВАТА БРАТ И СЕСТРЫ ПЛЕМЯННИК

Инспекторов же нынче все меньше, машин – все больше. Сокращение штата сотрудников МВД ведется неуклонно, так что «сито» редеет, а транспортный поток становится все интенсивнее. А истину, что чем плотнее транспортный поток, тем сложнее задержать нарушителей, никто не отменял. Пока инспектор осматривает один автомобиль, десятки пролетают мимо.

 

 

Серьезный вклад в борьбу с «пьяными» нарушениями способны внести участковые уполномоченные.

Участковый лучше всех знает грехи и пристрастия своих подопечных, так что может пресечь нарушение в самом начале. Тем более, что все полномочия у него сегодня есть – от права останавливать любую машину на своей территории до доступа к базе данных по штрафам ГИБДД. У каждого из них сегодня есть планшеты, ноутбуки и алкотестеры.

В результате, например, в Москве с ее более чем двенадцатимиллионным населением за сутки задерживают около двухсот подвыпивших водителей – тех, кто уже принял на грудь, но натворить еще ничего не успел. Даже по европейским меркам их должно быть в разы больше. Уже просто потому, что год от года растет число дорожно-транспортных происшествий по вине нетрезвых водителей. А этот показатель надежнее. Все просто – водителя подшофе не задержали, так вроде его и не было. А вот ДТП-то фиксируются все, и освидетельствование обоих участников на наличие алкоголя в этом случае обязательно.

 

В Казани в руки стражей дорог попадаются 10–15 водителей-выпивох в будние дни и раза в полтора больше в праздничные.

На селе несколько иная проблема. Согласно статистике, большее число нетрезвых водителей задерживают все же в крупных городах. Ну, понятно, на периферии машин поменьше, скажете вы. Но стоит приехать в деревню и увидишь: практически возле каждых ворот стоит пусть не шикарная иномарка, но – средство передвижения. И некуда правду деть – кардинального поворота сельчан в сторону трезвости пока, увы, не отмечено. А потому небольшое число задержанных подвыпивших водителей вряд ли может успокаивать. На одном из заседаний Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения прозвучал интересный пример. В течение месяца в Спасском районе силами местного отдела ГИБДД не было остановлено ни одного нетрезвого водителя. Направленный для проверки экипаж республиканской Госавтоинспекции за два вечера «отловил» несколько таких нарушителей. Как говорится, комментарии излишни…

Как известно, в районе обычно каждый каждому если не родственник, то уж точно знакомый. И не у каждого инспектора хватит духу или, если угодно, чувства долга наказать брата или свата на 30 тысяч рублей, да еще и без водительского удостоверения оставить. Конечно, если он «просто попался», а не аварию спровоцировал. Хоть и говорят, что все суд решает, а инициатор-то – инспектор ГАИ…

Впрочем, и вариант «родственно-дружеской услуги», и классический пример взятки расцениваются законом как коррупция. Наказание для стражей дорог за это предусмотрено уголовное. Несколько лет назад случаев коррупции было достаточно много, все они закончились как минимум увольнением сотрудника, как максимум – реальными сроками заключения. Зная отношение следственного комитета республики к злоупотреблению должностными полномочиями, нынче служивый народ начал относиться к себе бережнее. Вероятно, свою положительную роль играет и элемент гласности: у любого гражданина есть возможность заявить на взяточника, а у инспектора – на предложившего взятку.

– Очень важна здесь позиция начальника районного подразделения ГИБДД, – говорит Рустам Ибрагимов. – Нацелен он на борьбу с пьянством за рулем – будет порядок в районе по этой части. Вот сравним. Ютазинский район на юго-востоке республики граничит с Башкортостаном. В последние четыре года здесь наблюдается увеличение числа задержанных нетрезвых водителей и снижение числа дорожно-транспортных происшествий по их вине.

 


 

Из полутора миллионов зафиксированных нарушений 15-20 тысяч связаны с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, плюс четыре тысячи тех, кто отказался от медицинского обследования на алкоголь. Казалось бы, по сравнению со «встречкой» или превышением скорости немного. Но неадекватный человек за рулем – это страшно


 

В Зеленодольском районе, схожем по условиям, с точностью до наоборот: снижение выявляемости и рост аварийности по вине пьяных. Как думаете, в каком районе борьба с пьянством за рулем ведется добросовестнее?

Принцип неотвратимости наказания – один из важнейших в воспитании законопослушности в людях. Во многих регионах России с явлением «родственно-дружеской» коррупции борются так: перебрасывают сотрудников из района в район. Но дело это непростое, возможно только по приказу министра внутренних дел. Потому что инспектор обладает полномочиями только в том районе, где числится. В остальных он такой же участник движения, как все.

В Татарстане избрали иной метод. Несмотря на все сокращения штатов, сохранили особый батальон дорожно-патрульной службы (несколько лет назад это был полк). Так вот инспекторы этого подразделения имеют право нести службу во всех городах и весях Татарстана и готовы оказать поддержку коллегам из любого района, а заодно и продемонстрировать, как нужно работать.

 

«ДЫРКА» В ЗАКОНЕ – УДАЧА НАРУШИТЕЛЯ

И все же это меры практического характера, тогда как основополагающие решения должны приниматься на законодательном уровне. А некоторые шаги в этой части, мягко скажем, непоследовательны. Вот, например, решение не изымать инспектором ГИБДД водительское удостоверение на месте нарушения. Предполагалось, что он будет отдавать его по вынесению соответствующего судебного приговора. Возможно, законопослушный немец или англичанин так и сделал бы. У нас же с 2013 года неуклонно растет число неизъятых водительских удостоверений – с пяти процентов до 10,5 в прошлом году. Недобросовестных граждан ищут по базе данных, ходят к ним домой, «охотятся» за их машинами. Кстати, в числе таких нарушителей есть и водители-выпивохи. Вот кому нужно было такое новшество?

– Наше законотворчество в части дорожного движения вообще грешит половинчатыми мерами, – высказывает мнение Рустам Ибрагимов. – Вот, допустим, обязали пешеходов за пределами населенных пунктов носить светоотражающие элементы. Какого размера они должны быть, на какое место, простите, прикрепляться, не оговаривается. А потом, вы уверены, что на полутемной окраине города или даже в центре неосвещенной деревни пешехода лучше видно, чем на проселочной дороге? То же самое с детскими удерживающими устройствами – никакой четкости в формулировках, а значит, зацепка для нарушителя.

 


 

Принцип неотвратимости наказания – один из важнейших в воспитании законопослушности в людях


 

Вот сейчас разговор идет о том, чтобы изымать у пьяницы водителя автомобиль. Многие возражают: мол, а если это не его авто? Так предмет нарушения вообще не должен быть привязан к собственнику. Отберут автомобиль у виновника, пусть потом хозяин с ним в гражданском порядке разбирается. В конце концов, сам виноват, раз доверил своего «железного коня» человеку ненадежному. Автомобиль – это же средство повышенной опасности. Ружье оформляем на одного человека, и подсудное дело – передать его другому. А с машиной, выходит, можно?

И все же изменить менталитет россиянина нельзя даже самыми карательными мерами. Понимание того, что ты никогда, ни при каких условиях не сядешь за руль пьяным, должно стать элементом культуры каждого водителя. И не табу, а просто нормой. В той же Германии законопослушания добивались веками, тогда как россияне потратили это время на обучение умению свои законы обходить. Но цивилизованный человек, а в XXI веке мы все считаем себя именно таковыми, просто обязан жить так, чтобы не доставлять проблем, а уж тем более угрозы жизни и здоровью других.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще