Сотрудники Госавтоинспекции республики обеспокоены растущим числом аварий с участием общественного транспорта
«Заходим, быстрей, не задерживаемся!» – кондуктор красного автобуса эмоционально подгоняет пассажиров взмахами руки. Погрузка-выгрузка людей происходит в ударном темпе, как в армейский вертолёт перед боевым вылетом. «Де-е-ержимся!» – уже привычно предупреждает кондуктор, когда автобус срывается с места, на ходу закрывая двери. Пасажиров вжимает в сиденья и бьёт о поручни, но никто не падает: все, как и сказано, «держатся». Одна из пассажирок озабоченно спрашивает: всегда ли водитель так лихачит? Кондуктор отвечает иронично: мол, по-всякому бывает.
Король казанских дорог
История свежая и совершенно обыденная. По крайней мере, на моём любимом 89-м маршруте. Так уж вышло, что куда бы я ни направлялся, с этим автобусом очень часто «по пути». И вроде бы грех жаловаться – даже когда сильно опаздываешь, шустрый 89-й домчит до места вовремя. Про себя я давно прозвал этот маршрут «королём казанских дорог» – за присущую водителям тягу к быстрой езде.
Но даже субъективные тёплые чувства к этому автобусу не избавляют от ощущения, что неправильно возить пассажиров, как дрова. Среди нас и пенсионеры, и маленькие дети, которым «держаться» не всегда так уж легко. Но даже недавний скандал не отучил 89-й от его привычек.
Не слишком вежливая пассажирка толкнула тринадцатилетнюю девочку, руку которой зажало между поручнем и дверью автобуса – в результате школьница получила перелом, а вместо помощи дождалась только едкого комментария от кондуктора и полного безразличия от остальных свидетелей происшествия. Скорую для пострадавшей вызвали только сотрудники ближайшей от остановки аптеки. «Дочь кричала от боли, а всем было наплевать», – рассказала мама школьницы. Девочка, по её словам, ехала в гости к бабушке, а оказалась в больнице.
Как показывает практика, проверками и оформлением документов водители– перевозчики нередко пренебрегают. За полтора часа работы полицейские выявили около десятка нарушений в работе междугородних автобусов
Эта история, получившая большой резонанс в соцсетях и СМИ, скорее, про безразличие окружающих к чужой беде, а не про опасное вождение. Однако после скандала во всех автобусах 89-го маршрута появились (и до сих пор висят) объявления, в которых просят откликнуться свидетелей происшествия. На фоне листовок, в которых описывается, как пассажирка автобуса получила перелом во время поездки, лихачества водителей выглядят, согласитесь, ещё более неуместно.
Уличные гонки и кулачные бои
К слову, отнюдь не на одном лишь 89-м маршруте присутствует нездоровая тяга к опасному вождению. «Краснобусы» нередко становятся участниками аварий на дорогах столицы Татарстана. На днях на проспекте Победы автобус уже пятого маршрута «влетел» в пассажирский «Мерседес». Медпомощь потребовалась семерым пассажирам, в том числе беременной женщине. Авария произошла возле остановки, и, по словам очевидцев, нескольким пешеходам едва удалось спастись, буквально в последнюю секунду отпрянувшим от колёс «краснобуса».
На следующий день – ещё одно происшествие. Автобус переехал лежащего на земле мужчину, который оказался в больнице в тяжёлом состоянии. Так и не удалось выяснить, почему пострадавший вообще лежал на проезжей части, но ситуации в целом это не меняет. Ежедневно сотрудники ГИБДД регистрируют до пяти аварий с участием «краснобусов».
Водители мчат по улицам, оправдывая это тем, что отстают от графика. Устраивают гонки в борьбе за пассажиров, кулачные поединки. Прямо на глазах у прохожих, бросив автобусы посреди проезжей части. Такой случай тоже имел место буквально на днях. Поневоле задумаешься, что важнее – быстрота или безопасность поездки с такими водителями?Какие права у «безбилетника»?
Собственные правила на дорогах устанавливают не только городские автобусы, но и междугородние. В этом в прошлые выходные убедился лично, когда не смог уехать в марийский город Звенигово. Автобусы туда должны отправляться три раза в день с автовокзала «Казань-2». По крайней мере, в соответствии с расписанием. Однако в кассах автовокзала билеты продают с крайней неохотой, предлагая оплачивать проезд непосредственно водителю.
Причина проста: места на автобус водители продают через онлайн-сервис «BlaBlaCar» и, набрав таким образом полный салон пассажиров, уезжают задолго до назначенного в расписании времени.
Не спорю, для многих такой способ забронировать себе место даже удобнее, чем покупка билета в кассе автовокзала. Но непонятно, как при этом соблюдается транспортное законодательство. Как ведётся учёт собранных с пассажиров денег? Почему билеты у водителя можно купить дешевле, чем в самом автовокзале? Действуют ли страховые гарантии на людей, купивших место в автобусе через приложение, не имеющее никакого отношения к автовокзалу?
Когда я всё же настоял на покупке билета через кассу, водителю пришлось меня дождаться. И он был крайне недоволен, так как ему пришлось высадить пассажира, который забронировал место через «BlaBlaCar».
На днях на Горьковском шоссе сотрудники Госавтоинспекции провели рейд «Тоннель-автобус», который подтвердил, что наплевательское отношение к правилам пассажирских перевозок остаётся весьма острой проблемой. Полицейские проверяли документы, исправность автобусов и соблюдение правил перевозки пассажиров: всего за полтора часа работы выявили десять нарушений в работе междугородних рейсов.
– Из-за большого количества ДТП с участием перевозчиков такие мероприятия проводятся регулярно. В первую очередь причиной происшествий являются нарушения правил дорожного движения. Помимо этого, бывают сопутствующие моменты: дорожные условия, техническое состояние транспорта, – рассказал начальник отдела технадзора городской Госавтоинспекции Алексей Евтодьев.
Как показывает практика, техническими проверками и оформлением документов водители нередко пренебрегают. К примеру, в путевом листе автобуса маршрута Зеленодольск – Казань полицейские не нашли отметки механика об исправности транспорта. Как пояснил Алексей Евдотьев, за это водителя ждёт штраф в размере трёх тысяч рублей, а перевозчика оштрафуют на тринадцать тысяч.
Через несколько минут полицейские остановили еще одного водителя, который вёз пассажиров из Васильева в Казань: при себе у него не оказалось вообще никаких путевых документов. А большая часть пассажиров ехала, по сути, «безбилетниками», купив себе место через онлайн-приложение…
Транспорт – не просто бизнес
На фоне растущего числа аварий с участием «краснобусов» и крайне подозрительной политики междугородних перевозчиков трудно не вспомнить недавнее повышение проездных тарифов. Веские и обоснованные причины повысить плату за проезд всегда найдутся…
Перед новым годом начальники частных и муниципальных автотранспортных предприятий Казани грозились полной отменой вечерних (после 19.00) рейсов и увеличением интервала между движением автобусов с десяти минут до часа. Избежать коллапса, по утверждениям перевозчиков, помогли бы увеличение стоимости проезда до 28 рублей и полная компенсация за перевозку льготников от властей. Ну разве это не шантаж чистой воды? В итоге, конечно, согласились и на 27 рублей… Пока что. Перевозчики отчётливо дали понять, что повышение до 27 рублей их аппетит утолит весьма скудно и дальнейший рост проездных тарифов не за горами.
При обсуждении проблем транспортного сообщения всегда остаётся в тени простая истина. Транспортная инфраструктура – это не стартап и не бизнес-проект, который должен быть прибыльным и удобным для владельца. А проезд в общественном транспорте – не чашечка кофе и не «девяток яиц», от которых можно отказаться, покрепче затянув пояса. Без общественного транспорта жизнь большого города попросту невозможна.
При этом ругать транспортную инфраструктуру республики не очень-то и хочется: по сравнению с большинством регионов страны работа наземного транспорта у нас отлажена. Но ведь и от тех кричащих фактов, которые мы привели в этой публикации, тоже никуда не уйти…