Как кистью, красками и талантом художника можно бороться с коррупцией
Дорога на дачу занимает слишком много времени, поэтому, чтобы без толку не глазеть на мелькающие за окном автобуса привычные пейзажи и не быть в курсе телефонных переговоров рядом сидящих пассажиров, слушаю радио. В поисках любимых мелодий прыгаю с одной FM-волны на другую, и вдруг через наушник в ухо влетает фраза: «Эту картину в принудительном порядке нужно вешать в кабинетах современных царедворцев». Так-так, интересно, о чем это?
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
Оказывается, на «Маяке» в утренней детской (!) передаче «Хочу все знать. Искусство» радиоведущий Алексей Весёлкин вместе со своей гостьей – галеристом, историком искусства Викторией Анисимовой рассказывают ребятам о картинах великого русского художника Василия Сурикова. Фраза, которую Алексей выдал в эфир как будто специально для меня, относилась к картине «Меншиков в Берёзове».
Поскольку застала только «хвост» любопытного разговора, а мысли о принудительном приобщении к творчеству Сурикова крутились в голове в течение всего процесса борьбы с жизнелюбивыми сорняками, то, вернувшись домой, тут же разыскала в Интернете и радиобеседу Весёлкина с искусствоведом, и всё, что было в Сети об этом, на первый взгляд, мрачном и грустном полотне.
Художник намеренно изобразил богатырскую фигуру Александра Даниловича в темной махонькой избушке с узким окном, напоминающим тюремное: свет увидеть можно, а выбраться через него из темницы не получится. Картина-размышление на тему личности в истории
Вглядитесь в ключевую фигуру этого трагического квартета: Александр Данилович Меншиков – ближайший соратник Петра I, который в 14 лет стал наперсником царя во всех его озорных затеях и увлечениях, который 30 лет назад был не только другом и правой рукой императора, но, носивший титул светлейшего князя и чин генералиссимуса, обладал практически безграничной властью и несметным состоянием (только по числу крепостных он был вторым после царя душевладельцем в России, а богатство из его дворца вывозили телегами два года!). И вот он в ссылке в небольшом сибирском городке Берёзове (ныне пгт Берёзово в Ханты-Мансийском автономном округе) – обвинен в злоупотреблениях и казнокрадстве, лишён всех занимаемых должностей, наград, имущества, титулов. По дороге в Сибирь в 12 верстах от Казани схоронил любимую жену, княгиню Дарью Михайловну…
Эта картина, по мнению Виктории Анисимовой, – размышление Сурикова о том, как много сделали петровские реформы для России, но они неизбежно дали «откатную волну», под которую и попали некогда всемогущий Меншиков и его семья.
Суриков не идеализирует Меншикова: да – гениальный ум, невероятная интуиция, работоспособность, практически рабская преданность Петру I. Но – стяжатель, не просто подворовывал, воровал масштабно, за что был бит лично Петром в кровь
Художник намеренно изобразил богатырскую фигуру Александра Даниловича в темной махонькой избушке с узким окном, напоминающим тюремное: свет увидеть можно, а выбраться через него из темницы не получится. Картина-размышление на тему личности в истории. Суриков не идеализирует Меншикова: да – гениальный ум, невероятная интуиция, работоспособность, практически рабская преданность Петру I. Но – стяжатель, не просто подворовывал, воровал масштабно, за что был бит лично Петром в кровь. И все равно воровал – казённые злоупотребления Меншикова вскрылись в 1715 году. Тогда же и выяснилось, что основной его капитал составили отнятые под разными предлогами земли, вотчины, деревни. После смерти своего ближайшего помощника Лефорта Пётр скажет о Меншикове: «Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная».
ДЕТЯМ – О КОРРУПЦИИ
Фортуна – дама непостоянная, может и отвернуться. А расплачиваться придется не только тебе. И вот судьба берет человека в самом расцвете сил за загривок и вышвыривает на Север. Да вместе с детьми. И далее искусствовед Анисимова, постоянно обращаясь к детской аудитории, начинает рассказ о судьбе двух дочерей и сына Меншикова.
Яркое цветное пятно на картине, лучик света в этой мрачной и убогой избе – младшая дочь Меншикова Александра. | |
Она переживет смерть матери, сестры, отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает блестящую карьеру, волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона – генерал-аншефа, брата всесильного регента Российской империи Эрнста Бирона. |
Отец делал на старшую дочь Марию большую ставку – начал подыскивать ей выгодного жениха, когда девочке было всего девять лет. Путем уговоров, подлогов и интриг состряпал ей, 16-летней, обряд обручения с 11-летним императором Петром II. Но противники оказались сильнее. Через год несостоявшаяся императрица окажется в Берёзове. Черный цвет ее одеяния на картине – пророчество Сурикова о её печальной судьбе: не пройдёт и полугода, как она умрёт от оспы. Меньше чем через месяц после нее уйдёт из жизни и сам Меншиков…
Сын Александр, в богатом кафтане, подперев голову одной рукой, другой в задумчивости отколупывает с подсвечника восковые слезинки. Он подавал большие надежды, мечтал стать инженером, но отец и его судьбу перекроил на свой лад – посчитал, что сын должен быть при дворе. Впрочем, ему повезет намного больше других отпрысков Меншикова – он выживет в ссылке, станет генерал-аншефом, но и его жизнь оборвется в 50 лет.
Яркое цветное пятно на картине, лучик света в этой мрачной и убогой избе – младшая дочь Меншикова Александра. Она переживет смерть матери, сестры, отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает блестящую карьеру, волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона – генерал-аншефа, брата всесильного регента Российской империи Эрнста Бирона. Но и на ней лежало проклятие Меншиковых – Александра умрёт в 23 года при родах вместе с новорождённым.
На этом гостья и радиоведущий распрощались, а что остается делать 10–12-летним детям, прослушавшим такую поучительную передачу? Бежать в слезах к родителям и умолять не заниматься подворовыванием и казнокрадством (если, конечно, смогут выговорить эти слова), чтобы потом не корить себя за их изломанные жизни? И уже другими глазами вглядываться в убранство избы, в иконы, в четыре скорбных лика, изображённых Суриковым.
Да уж, вряд ли кто из нынешних районных мелких и крупных руководителей, чиновников повыше добровольно захочет «украсить» свой кабинет этим произведением искусства. А насильно кто ж их заставит?
НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ
Впрочем, здесь стоит ещё раз вспомнить о роли личности. А конкретнее – о личности председателя Верховного Суда Татарстана Ильгиза Гилазова и его заместителя по уголовным делам Максима Беляева. Заместитель подал идею, председатель дал добро – и несколько лет назад в здании Верховного Суда напротив зала квалификационной коллегии появилась репродукция назидательного полотна-диптиха кисти нидерландского художника Герарда Давида «Суд Камбиса». У этой картины есть и второе название – «Сдирание кожи с продажного судьи». Согласитесь, одного названия достаточно, чтобы отбросить всякие дурные помыслы. А если в ожидании вызова на квалификационную коллегию судья приглядится к мелким деталям картины повнимательнее, прочувствует сюжет сполна… Очень правильный и непринудительный ход руководства для постоянного напоминания служителям Фемиды об их долге и присяге.
Сюжет картины замысловат, почерпнут художником из трактата древнегреческого историка Геродота, но осовремененный (один писал стилосом в 530–522 годах до н. э. в Греции, другой – кистью в конце XV века в городе Брюгге для зала судебных заседаний в ратуше для напоминания о необходимости судить справедливо).
На заднем плане в левом углу первой части диптиха автор изобразил крыльцо, на котором виден человек, протягивающий судье кошель с деньгами. В центре – сцена ареста судьи Сисамна, уличенного во взятке. Сам персидский царь Камбис (напомним, все – в средневековых одеждах) перечисляет мздоимцу на пальцах случаи, когда тот пользовался служебным положением и судил неправомерно. За его спиной виден стражник, крепко держащий судью за руку, и сын судьи.
Можно было бы и ограничиться только этим полотном, но у истории есть продолжение. И вот на правой части диптиха художник изображает непосредственно ужасную казнь: палачи начали снимать с живого судьи кожу. Вокруг стола, где идет экзекуция, столпились свидетели во главе с Камбисом. А заканчивается история в правом верхнем углу картины, где в судейском кресле, обтянутом кожей казненного судьи, восседает его сын, которого царь в назидание всем назначил новым судьей. Как пишут историки, метод, опробованный в Брюгге, оказался действенным: пока картины не сняли со стен ратуши, уровень коррупции в торговом городе оставался на поразительно низком уровне…