С книжных страниц на музейные витрины

Как уже сообщалось, в центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара». По словам директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Зили Валеевой, экспозиция достойна занять первую строчку в рейтинге музейных событий России.

Автор статьи: Роман МЕДНИКОВ

Фото: пресс-служба Президента РТ

 

ermutaz-2602

 

Как уже сообщалось, в центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара». По словам директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Зили Валеевой, экспозиция достойна занять первую строчку в рейтинге музейных событий России.

 

Выставка объединила свыше двух тысяч экспонатов из шести крупнейших музеев страны – Государственного Эрмитажа, Исторического музея, Музея Востока, Волгоградского краеведческого, Самарского историко-краеведческого музеев и Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника.

Открытие экспозиции вызвало ажиотаж – казанский Эрмитаж с трудом вместил всех желающих в числе первых «повторить» путешествие Ибн Фадлана. Среди почетных гостей можно было увидеть Госсоветника РТ, председателя попечительского совета фонда «Возрождение» Минтимера Шаймиева, директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, министра культуры Татарстана Айрата Сибагатуллина, Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Ирак в России Исмаила Шафика Мухсина, председателя Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России Равиля хазрата Гайнутдина, председателя ДУМ Татарстана Камиля хазрата Самигуллина и многих других.

 


 

Без «Записки» Ибн Фадлана было бы невозможно доказать, что в 922 году в Болгаре уже был добровольно принят ислам, отметил Государственный Советник Татарстана, председатель попечительского совета фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев


 

Ахмад ибн Фадлан был вторым лицом посольства аббасидского халифа аль-Муктадира. В 921–922 годах он был отправлен с дипломатической миссией к предводителю волжских булгар Алмышу, став посредником между арабским миром и народами Восточной Европы. Посланник вел подробные отчеты о своей поездке, впоследствии объединенные в рукописный труд, сегодня известный под названием «Записка».

Отчет Ибн Фадлана стал уникальным кладезем исторических знаний для последующих поколений. Автор рассказывает о нравах, культуре и быте народов, с которыми ему довелось повстречаться на пути, в том числе и о Волжской Булгарии, принявшей ислам.

Фотокопию рукописей Ибн Фадлана Академии наук СССР подарила в 1935 году делегация правительства Ирана, а для казанской выставки был специально сделан новый перевод «Записки», опубликованный во внушительном пятикилограммовом каталоге.

 

 Михаил ПИОТРОВСКИЙ,
директор Государственного Эрмитажа:
Выставка рассказывает о культурах государств прошлого: в основе лежат подлинные предметы, так или иначе представляющие культуру народов, о которых писал Ибн Фадлан. По существу, в этих залах перед нами раскинулась сама книга, но в новом, зримом и ощутимом формате.

Сама выставка составлена из предметов, словно сошедших со страниц труда Ибн Фадлана. В экспозицию вошли подлинные вещи, о которых писал автор, и теперь посетители могут не только представить, но и увидеть то, с чем арабский посланник сталкивался в своем путешествии, проникнуться атмосферой тех времен.

Представленные публике экспонаты найдены в результате археологических раскопок, куплены на аукционах, прибыли, без преувеличения, со всего мира. От керамической посуды и национальных костюмов до уникальных ювелирных украшений и именного оружия – всему нашлось место под сводами казанского Эрмитажа.

Приветствовал собравшихся на открытии выставки Минтимер Шаймиев. Он поздравил Михаила Пиотровского с юбилеем, о котором и сам директор Государственного Эрмитажа не знал: оказывается, в этом году исполняется 50 лет с того момента, как его отец, Борис Пиотровский, возглавил руководство самого именитого музея России.

– Это пример семейной династии, уважаемой и достойной своего дела, – подчеркнул Госсоветник, поблагодарив Михаила Пиотровского в том числе и за поддержку проекта «Культурное наследие: древний город Болгар и остров-град Свияжск».

 


 

Фотокопию рукописей Ибн Фадлана Академии наук СССР подарила в 1935 году делегация правительства Ирана, а для казанской выставки был специально сделан новый перевод «Записки», опубликованный во внушительном пятикилограммовом каталоге


 

– Мы восстанавливаем Свияжск и Болгар и добились того, что последний включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Чего, кстати, могло и не произойти без «Записки» Ибн Фадлана: без этого труда просто невозможно было бы доказать, что в 922 году в Болгаре уже был добровольно принят ислам, – отметил Минтимер Шаймиев.

 

 

По его словам, открывшаяся в казанском Эрмитаже выставка имеет множество откликов в самом Болгаре. Например, в экспозиции Памятного знака, построенного как раз в честь принятия ислама волжскими булгарами, установлена объемная карта маршрута путешествия Ибн Фадлана, а также размещена сама копия «Записки» на татарском, русском, английском, немецком и арабском языках, изданная при содействии фонда «Возрождение».

Михаил Пиотровский в свою очередь подчеркнул уникальность открывшейся в центре «Эрмитаж-Казань» экспозиции как результата совместной работы большой команды различных музеев.

 


 

Представленные публике экспонаты найдены в результате археологических раскопок, куплены на аукционах, прибыли, без преувеличения, со всего мира


 

– Это единое музейное пространство России в действии. Каждый музей обладает сокровищами, по-своему раскрывающими написанное Ибн Фадланом, и эта выставка была бы невозможной без их участия. В результате мы видим экспозицию, которая рассказывает о культурах государств прошлого: в основе лежат подлинные предметы, так или иначе представляющие культуру народов, о которых писал автор «Записки». По существу, в этих залах перед нами раскинулась сама книга, но в новом, зримом и ощутимом формате, – рассказал он, подчеркнув, что данная экспозиция станет важной частью глобальной программы по изучению ислама.

Отправиться в «Путешествие Ибн Фадлана…» в казанском Эрмитаже можно будет на протяжении шести месяцев. По словам организаторов, выставка останется «штучной работой»: вряд ли представленные экспонаты еще когда-нибудь будут собраны под крышей одного музея.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще