Русский художник татарского театра

В Национальной галерее «Хазинэ» открылась выставка в честь известного театрального художника Петра Сперанского, вписавшего своё имя в историю двух татарских театров – драматического и музыкального.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: vk.com; izo-museum.ru

 

 

 

Сегодня в Национальной галерее «Хазинэ» открылась выставка в честь известного театрального художника Петра Сперанского, вписавшего своё имя в историю двух татарских театров – драматического и музыкального.

 

Более трёхсот спектак­лей татарской, русской и зарубежной классики, опер и балетов было оформлено мастером за полвека творческой деятельности. На выставке «Пётр Сперанский – «архитектор» татарского театра» представлены эскизы декораций легендарных спектаклей театра им. Г.Камала «Ходжа Насретдин» и «Король Лир», казанских оперных постановок «Алтынчеч», «Пиковая дама», балета «Шурале» и других. Часть экспозиции посвящена лирическим пейзажам с видами Казани, Крыма и Кавказа, а также многочисленным орнаментальным композициям, на основе которых в своё время были изданы первые альбомы по татарскому народному орнаменту.

Искусствоведы называют Петра Тихоновича Сперанского (1891–1964) ренессансной личностью. Он работал художником ещё в труппе «Сайяр». Помимо Казанской художественной школы, у него за плечами были факультет архитектуры и драматическая студия, и в молодости он сам играл на сцене. Как педагог, Пётр Сперанский воспитал несколько поколений театральных художников в первую очередь для татарского театра.

 

П.Сперан­ский. Эскиз декорации к балету «Алтын тарак» Э.Бакирова. 1957 год.

 

У него были прекрасные учителя – Николай Иванович Фешин, Павел Петрович Беньков, архитектор Карл Людвигович Мюфке… И от общения с каждым он смог взять по максимуму. Теа­тральным эскизам Сперанского присуща высокая живописная культура, и одновременно в них чувствуются отличное знание архитектурных форм, умение использовать масштаб любой сцены. «Тишина. Открывается занавес. Раздаются аплодисменты», – так очевидцы вспоминали реакцию зрителей на спектакли, оформ­ленные Петром Сперанским – русским художником, ставшим «архитектором» татарского театра.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще