Сегодня в Национальной галерее «Хазинэ» открылась выставка в честь известного театрального художника Петра Сперанского, вписавшего своё имя в историю двух татарских театров – драматического и музыкального.
Более трёхсот спектаклей татарской, русской и зарубежной классики, опер и балетов было оформлено мастером за полвека творческой деятельности. На выставке «Пётр Сперанский – «архитектор» татарского театра» представлены эскизы декораций легендарных спектаклей театра им. Г.Камала «Ходжа Насретдин» и «Король Лир», казанских оперных постановок «Алтынчеч», «Пиковая дама», балета «Шурале» и других. Часть экспозиции посвящена лирическим пейзажам с видами Казани, Крыма и Кавказа, а также многочисленным орнаментальным композициям, на основе которых в своё время были изданы первые альбомы по татарскому народному орнаменту.
Искусствоведы называют Петра Тихоновича Сперанского (1891–1964) ренессансной личностью. Он работал художником ещё в труппе «Сайяр». Помимо Казанской художественной школы, у него за плечами были факультет архитектуры и драматическая студия, и в молодости он сам играл на сцене. Как педагог, Пётр Сперанский воспитал несколько поколений театральных художников в первую очередь для татарского театра.
У него были прекрасные учителя – Николай Иванович Фешин, Павел Петрович Беньков, архитектор Карл Людвигович Мюфке… И от общения с каждым он смог взять по максимуму. Театральным эскизам Сперанского присуща высокая живописная культура, и одновременно в них чувствуются отличное знание архитектурных форм, умение использовать масштаб любой сцены. «Тишина. Открывается занавес. Раздаются аплодисменты», – так очевидцы вспоминали реакцию зрителей на спектакли, оформленные Петром Сперанским – русским художником, ставшим «архитектором» татарского театра.