Замечательным и интереснейшим проявлением народного художественного творчества является кружевоплетение. Как в музыке из семи нот создаётся удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора элементов создаются изделия, поражающие красотой, бесконечностью узоров и изяществом. Все знают знаменитые вологодские кружева, которые считаются брендом России, но кружевоплетением занимались и занимаются во многих регионах России. Есть свои бренды этого творческого занятия и в Татарстане.
ПОЗНАЛА СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА
Ныртинское кружевоплетение стало известно благодаря теоретическим и этнографическим исследованиям Альбины Обрезковой. В настоящее время Альбина Петровна – руководитель клуба пенсионеров «Утешение. Вдохновение», объединяющего семьдесят талантливых людей, занимающихся рукоделием при библиотеке-филиале №15 Централизованной библиотечной системы Казани. А до этого сорок лет преподавала русский язык и литературу, краеведение в школах Казани, в течение двенадцати лет вела курс «Кружевоплетение» в Казанском институте культуры и искусств. Альбина Петровна – автор книг «История развития кружевоплетения в Казанской губернии (XIX–XXI вв.)» и «Ныртинское плетёное кружево». О себе и своём ремесле Альбина Петровна говорит: «Сама жизнь вела меня так, чтобы я познала все секреты мастерства рукотворного чуда – кружевоплетения».
Альбина Обрезкова родилась в Коми АССР, где кружевоплетение на коклюшках – любимое занятие очень многих. Под строгим надзором бабушки она освоила это ремесло. После окончания Сыктывкарского педучилища девушка встретила свою судьбу – Юрия Обрезкова из села Абди Тюлячинского района. Так Альбина оказалась в Татарстане.
Молодые супруги жили в Казани, но часто бывали у свекрови – на родине мужа. Как-то для изучения со школьниками темы «Русская свадьба в Среднем Поволжье» Альбине Петровне понадобились старинные наряды. И тогда свекровь Васса Ивановна достала из сундука полотенца, наволочки и подзор, украшенные необычными кружевами. Альбина решила узнать историю их возникновения и научиться этому мастерству. Пытливая, она начала свои исследования. Ответ на вопрос «Почему Нырты – центр местного кружевоплетения?» она нашла в дореволюционной литературе. Приехав в Казань в 1765 году, Пётр I возмущался, что медную руду надо завозить с Урала. Приглашённый немецкий рудокоп открыл месторождение медной руды в Абдинской волости Мамадышского уезда.
В 1749 году на этом месте был построен медеплавильный завод. Приглашённые горные рабочие приехали с жёнами, которые были обучены искусству кружевоплетения. И уже вскоре с коклюшками не расставались жительницы окружных деревень Абди, Большие Нырты, Покровка. В близлежащем селе Завод-Нырты в 1889 году даже открылась промышленно-художественная школа по кружевному промыслу.
Благодаря обучению художественная продукция кружевниц стала более разнообразной: в неё вошли шёлковые дамские воротнички, подкрашенные в кремовый цвет, платки, косынки, наволочки, а также модные в то время квадратные салфетки – подставки для подсвечников. Мастерство кружевниц было высоким. Прекрасные кружева экспонировались на Всемирной выставке в 1900 году в Париже и были премированы. Однако после прихода советской власти кружевное производство постепенно исчезло.
ИЗЯЩЕСТВО И СТРОГОСТЬ
Для совершенствования мастерства Альбина Петровна поехала в Москву к известной мастерице Ирине Урываевой, стала плести ныртинские кружева, да так умело, как будто этой техникой владела всегда. Ныртинское кружево отличается изяществом и строгостью, исполняется сложной и высокохудожественной техникой сцепного плетения, в которой отдельные части узора соединяются между собой крючком. Узоры создаются одной линией с помощью тесьмы и отличаются сложными композициями. Орнамент чаще состоит из растительных мотивов (листья, цветы, различные узоры).
Наша героиня не только возродила технику ныртинского кружевоплетения, но и достигла в этом искусстве небывалых высот. Как настоящий творец и художник, она легко вводит в кружева новые мотивы, создаёт и настоящие картины. Кружевного Зиланта, Сизого Селезня, Кота Казанского ныне, пожалуй, кроме неё, на коклюшках никто не сплетёт. Альбина Петровна может плести все предметы женского гардероба: платья, жакеты, воротники, галстуки, сумки, перчатки. В своё время супруге первого Президента Республики Татарстан она подарила кружевной зонтик.
В 2009 году художественно-экспертный совет при Кабинете Министров РТ присвоил Альбине Обрезковой статус «Мастер народных художественных промыслов Республики Татарстан». Её работы демонстрировались на международных ярмарках и выставках во Франции, Германии, Санкт-Петербурге, на многочисленных всероссийских и республиканских выставках
На Сабантуе в 2000 году её работами заинтересовался Президент России Владимир Путин. Мастерица рассказала Президенту, что в Татарстане развито рукоделие, а сейчас возрождается ныртинское кружево, и в подтверждение своих слов подарила ему кружевной чёрно-белый воротник.
Альбина Петровна продолжает изучение истории кружевоплетения. В 2018 году на IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Традиционная культура народов Поволжья» она выступила с докладом «Кружевные «особинки», удивив участников сведениями о том, что при Покровском женском монастыре Мамадышского уезда Казанской губернии, который возник на основе татаро-кряшенской общины в 1907–1908 годах в двух километрах от села Нырты, были мастерские, где девушек учили рукоделию, ткачеству, вышиванию, прядению и плетению на коклюшках.
«Применение техники ныртинского плетения позволило монашкам создавать уникальные кружевные вещи – «особинки». Это плетение портретов, икон. Во время посещения Казани великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в 1910 году две сестры из Покровской женской общины преподнесли ей в дар точную копию портрета преподобного Серафима Саровского. В какой технике была выполнена эта копия – не уточнено, но я уверена: это была кружевная работа», – говорит Обрезкова.
СТАРИННЫЙ ПРОМЫСЕЛ В РЫБНОЙ СЛОБОДЕ
Славилось своими кружевами и село Рыбная Слобода. Искусство плетения кружев узнали здесь ещё в ХVI столетии от выходцев из северных русских областей – Новгорода, Пскова. Это занятие являлось главным для русских женщин села, и им занимались почти все жительницы.
Наибольший расцвет плетения кружев в Рыбной Слободе приходится на XIX век и связан с именами помещиц Донауровых. Они разрабатывали новые оригинальные узоры, применяли уже существующие приёмы к чисто городским вещам – футлярам для зонтиков, саше для носовых платков, пелеринкам, воротникам, перчаткам, обучали мастериц кружевному делу в женских классах. Славились рыбнослободские кружева во всём мире. Присылали заказы из Москвы, Петербурга, Америки. По каталогам выставок конца прошлого столетия, газетным статьям видно, что кружева Рыбной Слободы занимали достойные места на отечественных и международных выставках, проводимых в Нижнем Новгороде, Петербурге, а также в Брюсселе, Париже и Чикаго.
В ХХ веке кружевоплетение в Рыбной Слободе постепенно угасает. В 2009 году отдел культуры Рыбно-Слободского района решает возродить забытый промысел и приглашает на работу в районный Дом культуры выпускницу кафедры декоративно-прикладного искусства Казанской академии культуры и искусств, уроженку Рыбно-Слободского района Рамзию Фаттахову.
– Я с радостью приняла это предложение. Предмет «Кружевоплетение» в университете был у меня одним из любимых. В студию «Возрождение» приглашала всех желающих обучаться мастерству. С первого дня работы студии со мной мои мастерицы Любовь Ахунова, Татьяна Потапова, Анна Кильянова, Вера Емельянова, Галина Хроленко, Чулпан Мифтахова, – рассказывает наша собеседница. – Первой моей задачей было не столько возрождение именно рыбно-слободского кружева, сколько обучение азам плетения на коклюшках вообще. В начале деятельности самым трудным было обеспечить студию всем необходимым: бубнами-валиками, пяльцами, коклюшками и прочими инструментами и приспособлениями. Это сейчас всё можно заказать по интернету, а когда мы начинали, почти ничего готового найти не представлялось возможным. Но желание научиться искусству было огромным, и у нас всё получилось. Уже через два года мы плели салфетки, воротники, кружевные вставки, сувениры.
Создавали и ныртинские кружева, и вологодские, и вятские. Технике плетения нашего рыбнослободского мерного кружева я обучалась на курсах и семинарах в Центре русского фольклора в Казани. Было очень полезным знакомство с редкими образцами рыбнослободского кружева, хранящимися в Национальном музее РТ. По своей схеме мерное кружево состоит из постоянно повторяющихся одинаковых элементов. Края могут быть самыми разными. Наше мерное многопарное кружево мы применяем для украшения платочков, краёв полотенец, используем для декорирования костюмов.
Кружевниц начали приглашать на все крупные массовые мероприятия в районе. Затем с выставками и мастер-классами стали выходить на республиканский и всероссийский уровни: казанский Сабантуй, Всероссийская Спасская ярмарка, Всероссийский фестиваль русского фольклора «Каравон», Всероссийский фольклорно-этнографический фестиваль «Кузьминки», Фестиваль культур «Мозаики народов мира».
Студийцы начали приучать к мастерству кружевоплетения юное поколение. В 2018 году организовали в Центре детского творчества кружок для девочек 14–15 лет. Сейчас воспитанницы освоили основные элементы цепного кружева и уже принимают участие со своими работами в районных мероприятиях. Рамзия Фаттахова гордится, что работа её студии «Возрождение», занятия с детьми и молодёжью дают уникальную возможность сохранить старинный промысел Рыбной Слободы.
ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У КРУЖЕВА?
Альбина Обрезкова и Рамзия Фаттахова сожалеют, что кружевное ремесло не получает в наше время достойного развития. Кружевоплетение на коклюшках живо только благодаря отдельным энтузиастам, влюблённым в это искусство. Кружевоплетение – это очень кропотливый, длительный и дорогой процесс, на одно изделие может уйти и больше месяца. Бизнесом это вряд ли может стать. С каждым годом всё сложнее набирать группы для обучения, молодёжь не привлекает такое трудоёмкое и сложное занятие.
Кружевному промыслу очень трудно развиваться и совершенствоваться в наше время. В повседневной жизни люди предпочитают машинное кружево, а не изделия самобытных мастеров. Выбирают дешёвые сувениры, а не кружевные вещи, сплетённые вручную.
Мастерам-кружевницам нужна поддержка, в первую очередь со стороны властей разного уровня, в основном администраций районов. Нужны постоянные заказы на сувенирные изделия из кружев для гостей республики и туристов, посещающих районы. Рамзия Фаттахова добавляет: «И вообще нам нужна поддержка всех людей: приезжайте и приходите на наши выставки, приобретайте изделия, делайте заказы. Наш промысел, хранящий связь поколений, обязательно нужно сохранить».
Альбина Петровна расстраивается, что не развивается ремесло кружевоплетения в местах его традиционного распространения – в сёлах бывшего Мамадышского уезда, которые издавна блистали искусством ныртинского кружевоплетения. Но искренне верит, что всё же и там появится интерес к забытому промыслу, и он возродится в новом виде.
Евгения ШЕМЕЛОВА