22 сентября 2021

Рифат Абульханов: Балет – это больше, чем танец

Опубликовано: 15.07.2020 15:15

 

щакирзянов

 

В танце можно выразить всё – настроение, чувства, мысли, судьбу… Такая многогранность определяет особую поэтику хореографии, её связь с природой, реальностью и миром человеческих грёз. О традициях казанского балета и хореографии как образе жизни мы беседуем с народным артистом Татарстана Рифатом Абульхановым, в недалёком прошлом – солистом балета театра им. М.Джалиля.

 

– Рифат Назимович, театр для вас был мечтой?

– Для кого-то театр, возможно, является мечтой, а для меня он стал прекрасной реальностью. Моя мама очень любила театр и хотела видеть меня артистом. Как-то летом сосед показал нам с друзьями вырезку из газеты о наборе в хореографическое училище. Мы поехали на площадь Свободы, там было много детей. Я поступил, а мои друзья нет! Педагоги лучших хореографических вузов страны по тогдашней традиции отбирали в разных городах талантливых детей. В Казани из двух тысяч ребятишек отобрали двадцать, и я чудом оказался в их числе. А выпускались мы в 1975 году из Московского академического хореографического училища.

 

– Всему ли можно научиться в балете или есть вещи, которым научить невозможно?

– В первую очередь необходимы природные данные. Во-вторых – огромное желание чего-то добиться. Чем раньше ребёнок попадёт в хореографическое училище, тем больше шансов, что у него появятся осанка, шаг, грациозность. Очень многое здесь зависит и от упорства. День прошёл зря, если вы не танцевали… Таким упорством обладали многие великие артисты – Дудинская, Уланова, Плисецкая. Из танцовщиков – Марис Лиепа, Барышников и особенно Нуриев.

 

– Тело никогда не лжёт?

– Да, тело каждого человека уникально, но не все могут довести его до совершенства. Это очень сложно. Многие ломаются, в прямом и переносном смысле, и уходят из балета. Остаются самые преданные, выносливые и целеустремлённые.

 


Балет – искусство очень эмоциональное. Если у артиста мало эмоций, зал ему просто не поверит. По сути, сюжет любого балета – это сказка, вечная сказка о любви и хрупкости красоты. Поэтому эмоций во мне гораздо больше, чем рационализма


 

– Что вам дала учёба у таких корифеев, как Леонид Жданов и Марис Лиепа?

– Мне очень повезло с педагогами. Особенно мы были влюблены в Александра Александровича Прокофьева. В первые годы нам очень много дал Леонид Тимофеевич Жданов. Он преподавал основы классического танца и человек был изумительный. Марис Лиепа был суперзвездой. Приходя в училище, он красиво снимал сапоги, вставал к станку, разминался, демонстрируя великолепную технику, потом работал с нами индивидуально. Иногда употреблял особый сленг, принятый в Большом театре. Нам это безумно нравилось, и мы всегда смотрели на него раскрыв рты.

 

– Как вас встретила Казань?

– Впервые в балетном зале нашего оперного театра я появился в сентябре 1975 года, сразу после училища, и, судя по комплиментам, понравился труппе. Я усердно трудился на репетициях, стремился танцевать технично, грамотно и выразительно. Но предела совершенству нет. Сначала, как и все молодые артисты, танцевал в кордебалете и одновременно учил текущий репертуар. Только через два года вышел в па-де-труа в «Лебедином озере», потом станцевал Принца в «Золушке», Поэта в «Шопениане», Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Вакха в «Вальпургиевой ночи», Зигфрида в «Лебедином», Макбета в одноимённом балете Кирилла Молчанова.

 

– Какие роли и амплуа вам ближе?

– Я безнадёжный романтик. Для меня каждый спектакль был праздником. Когда выходишь на сцену, нужно идти только вперед и думать только о том, что ты хочешь донести до публики. Спектакль – это колоссальное напряжение. А то, что даётся с трудом, особенно ценишь.

 

С--Кристиной--Андреевой--и--Михаилом--Тимаевым

 

– Ваш самый любимый балет?

– Очень люблю «Шурале», «Сильфиду», «Щелкунчика».

 

– В вас больше рационального или эмоционального?

– Балет – искусство очень эмоциональное. Если у артиста мало эмоций, зал ему просто не поверит. По сути, сюжет любого балета – это сказка, вечная сказка о любви и хрупкости красоты. Поэтому эмоций во мне гораздо больше, чем рационализма.

 

– Джордж Баланчин однажды пошутил: «Балет – это женский мир, в котором мужчина лишь почётный гость». Вы готовы поспорить?

– Спорить не буду, потому что реально в каждом человеке имеется женское начало, а тем более если это артист. Мужской танец, безусловно, существует, но в итоге всё расплавляется в огне страстей. Партнёрша выбирает того, кто ей удобен в танце. Я танцевал со многими балеринами, потому что они сами выбирали меня.

 

– Говорят, что в хорошем танце нет ни одного лишнего движения. Это так?

– Да, именно так. В танце необходимы абсолютная концентрация мысли и стыковка с музыкой. Внутренний ритм рождает гармонию. Страстность рождает воодушевление, а творческий поиск помогает достичь цели и поразить зрителя, который искренне переживает и следит за каждым движением артиста.

 

– Балетная магия кружила вам голову или это была обычная рутинная работа?

– Каждый спектакль неповторим, эмоции зашкаливали, кружили голову, а великая музыка и аплодисменты заглушали любую боль. Болячки остались, но я редко о них думаю. После спектакля долго остывал, анализировал своё исполнение, обменивался мнениями с балетмейстером, партнёршей. Мне повезло: я очень любил свою работу.

Балет – это гораздо больше, чем просто танец, это особенная жизнь. В ней присутствует всё: страсть, чувственность, овации, интриги, сломанные рёбра, искусственные связки, обезболивающие уколы…

 


В танце необходимы абсолютная концентрация мысли и стыковка с музыкой. Внутренний ритм рождает гармонию. Страстность рождает воодушевление, а творческий поиск помогает достичь цели и поразить зрителя, который искренне переживает и следит за каждым движением артиста


 

– От чего зависит качество человеческой жизни?

– От внутренней правды. Если изменишь или обманешь – жизнь беспощадно накажет за всё.

 

– Мечтаете ли вы сами поставить балет на казанской сцене?

– Очень хотел бы поставить удивительно красивый балет «Сказки Венского леса».

 

– Посещаете ли вы театр?

– Театр, в котором я танцевал больше двадцати лет, стал совсем другим, ушли люди, атмосфера, поэтому я крайне редко там бываю.

 

– Чем вы предпочли заниматься после ухода со сцены?

– Долгое время я преподавал классический и историко-бытовой танец в Казанском институте культуры. Пытался заниматься бизнесом, но понял, что это совсем не моё. А в настоящее время открыл свою школу-студию и обучаю всех желающих танцевать вальс. У нас к каждому индивидуальный подход, есть специально разработанная программа для любого возраста и уровня физической подготовки. Поэтому любой человек может уверенно и самостоятельно совершенствоваться и создавать в танце свой индивидуальный стиль. Мир танца прекрасен, и у нас много учеников.

Марат ШАКИРЗЯНОВ

image_printРаспечатать

Фото: из личного архива Рифата Абульханова
Выпуск: №100 (28869)


  1. Людмила Белозерская:

    Браво, Маэстро! С любовью и благодарностью к Вам за то, что Вы открыли для нас другой мир! Мир гармонии и красоты танца!

Добавить комментарий для Людмила Белозерская

22.09.2021

В Чистополе ждут гостей со всей страны

К проведению вторых международных «Пастернаковских чтений» готовятся в эти дни сотрудники Чистопольского историко-архитектурного и литературного музея-заповедника.

1740
22.09.2021

Бестселлеры из Татарстана снова увидят в Москве

Таткнигоиздат представит более двухсот наименований книг на ярмарке в Москве/

1720
20.09.2021

В семье петровских музеев

Национальный музей Татарстана, единственный из нашей республики, вошёл в состав Ассамблеи петровских музеев.

3250
20.09.2021

Когда кинематограф только зарождался

Выставка «Пресинема», рассказывающая об истории кино и анимации XIX–XX веков, откроется 23 сентября в выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля.

4930
20.09.2021

Завершили гастрольный тур

Гала-концертом завершился тур участников фестивальных движений – «Созвездие – Йолдызлык» и «Наше время – Безнен заман»

Воспитанники топовых рес­публиканских фестивалей подарили красочные концертные программы жителям 19 населённых пунктов, в том числе они впервые дали концерты в Ютазинском и Агрызском районах.

 

4520

Мнение

Владимир КУТИЛОВ, политтехнолог, генеральный директор агентства «Теория Дарвина»:


В Татарстане про­шли беспрецедентно «тихие» выборы в части возможных нарушений и эксцессов. Работа центра общественного наблюдения и наличие видеокамер на участках позволили сделать голосование абсолютно прозрачным, понятным и контролируемым для всех участников процесса. Организацию выборов можно назвать образцовой.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    24 cентября

    Айрат Эдуардович Гатауллин (1982), полномочный представитель Татарстана в Турецкой Республике.

    Марат Рашитович Сафиуллин (1970), действительный член АН РТ, директор Центра перспективных экономических исследований при АН Татарстана, проректор Казанского федерального университета.

    Мария Андреевна Чупаева, заведующая отделом координации деятельности официального портала Татарстана Аппарата Президента РТ.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров