В танце можно выразить всё – настроение, чувства, мысли, судьбу… Такая многогранность определяет особую поэтику хореографии, её связь с природой, реальностью и миром человеческих грёз. О традициях казанского балета и хореографии как образе жизни мы беседуем с народным артистом Татарстана Рифатом Абульхановым, в недалёком прошлом – солистом балета театра им. М.Джалиля.
– Рифат Назимович, театр для вас был мечтой?
– Для кого-то театр, возможно, является мечтой, а для меня он стал прекрасной реальностью. Моя мама очень любила театр и хотела видеть меня артистом. Как-то летом сосед показал нам с друзьями вырезку из газеты о наборе в хореографическое училище. Мы поехали на площадь Свободы, там было много детей. Я поступил, а мои друзья нет! Педагоги лучших хореографических вузов страны по тогдашней традиции отбирали в разных городах талантливых детей. В Казани из двух тысяч ребятишек отобрали двадцать, и я чудом оказался в их числе. А выпускались мы в 1975 году из Московского академического хореографического училища.
– Всему ли можно научиться в балете или есть вещи, которым научить невозможно?
– В первую очередь необходимы природные данные. Во-вторых – огромное желание чего-то добиться. Чем раньше ребёнок попадёт в хореографическое училище, тем больше шансов, что у него появятся осанка, шаг, грациозность. Очень многое здесь зависит и от упорства. День прошёл зря, если вы не танцевали… Таким упорством обладали многие великие артисты – Дудинская, Уланова, Плисецкая. Из танцовщиков – Марис Лиепа, Барышников и особенно Нуриев.
– Тело никогда не лжёт?
– Да, тело каждого человека уникально, но не все могут довести его до совершенства. Это очень сложно. Многие ломаются, в прямом и переносном смысле, и уходят из балета. Остаются самые преданные, выносливые и целеустремлённые.
Балет – искусство очень эмоциональное. Если у артиста мало эмоций, зал ему просто не поверит. По сути, сюжет любого балета – это сказка, вечная сказка о любви и хрупкости красоты. Поэтому эмоций во мне гораздо больше, чем рационализма
– Что вам дала учёба у таких корифеев, как Леонид Жданов и Марис Лиепа?
– Мне очень повезло с педагогами. Особенно мы были влюблены в Александра Александровича Прокофьева. В первые годы нам очень много дал Леонид Тимофеевич Жданов. Он преподавал основы классического танца и человек был изумительный. Марис Лиепа был суперзвездой. Приходя в училище, он красиво снимал сапоги, вставал к станку, разминался, демонстрируя великолепную технику, потом работал с нами индивидуально. Иногда употреблял особый сленг, принятый в Большом театре. Нам это безумно нравилось, и мы всегда смотрели на него раскрыв рты.
– Как вас встретила Казань?
– Впервые в балетном зале нашего оперного театра я появился в сентябре 1975 года, сразу после училища, и, судя по комплиментам, понравился труппе. Я усердно трудился на репетициях, стремился танцевать технично, грамотно и выразительно. Но предела совершенству нет. Сначала, как и все молодые артисты, танцевал в кордебалете и одновременно учил текущий репертуар. Только через два года вышел в па-де-труа в «Лебедином озере», потом станцевал Принца в «Золушке», Поэта в «Шопениане», Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Вакха в «Вальпургиевой ночи», Зигфрида в «Лебедином», Макбета в одноимённом балете Кирилла Молчанова.
– Какие роли и амплуа вам ближе?
– Я безнадёжный романтик. Для меня каждый спектакль был праздником. Когда выходишь на сцену, нужно идти только вперед и думать только о том, что ты хочешь донести до публики. Спектакль – это колоссальное напряжение. А то, что даётся с трудом, особенно ценишь.
– Ваш самый любимый балет?
– Очень люблю «Шурале», «Сильфиду», «Щелкунчика».
– В вас больше рационального или эмоционального?
– Балет – искусство очень эмоциональное. Если у артиста мало эмоций, зал ему просто не поверит. По сути, сюжет любого балета – это сказка, вечная сказка о любви и хрупкости красоты. Поэтому эмоций во мне гораздо больше, чем рационализма.
– Джордж Баланчин однажды пошутил: «Балет – это женский мир, в котором мужчина лишь почётный гость». Вы готовы поспорить?
– Спорить не буду, потому что реально в каждом человеке имеется женское начало, а тем более если это артист. Мужской танец, безусловно, существует, но в итоге всё расплавляется в огне страстей. Партнёрша выбирает того, кто ей удобен в танце. Я танцевал со многими балеринами, потому что они сами выбирали меня.
– Говорят, что в хорошем танце нет ни одного лишнего движения. Это так?
– Да, именно так. В танце необходимы абсолютная концентрация мысли и стыковка с музыкой. Внутренний ритм рождает гармонию. Страстность рождает воодушевление, а творческий поиск помогает достичь цели и поразить зрителя, который искренне переживает и следит за каждым движением артиста.
– Балетная магия кружила вам голову или это была обычная рутинная работа?
– Каждый спектакль неповторим, эмоции зашкаливали, кружили голову, а великая музыка и аплодисменты заглушали любую боль. Болячки остались, но я редко о них думаю. После спектакля долго остывал, анализировал своё исполнение, обменивался мнениями с балетмейстером, партнёршей. Мне повезло: я очень любил свою работу.
Балет – это гораздо больше, чем просто танец, это особенная жизнь. В ней присутствует всё: страсть, чувственность, овации, интриги, сломанные рёбра, искусственные связки, обезболивающие уколы…
В танце необходимы абсолютная концентрация мысли и стыковка с музыкой. Внутренний ритм рождает гармонию. Страстность рождает воодушевление, а творческий поиск помогает достичь цели и поразить зрителя, который искренне переживает и следит за каждым движением артиста
– От чего зависит качество человеческой жизни?
– От внутренней правды. Если изменишь или обманешь – жизнь беспощадно накажет за всё.
– Мечтаете ли вы сами поставить балет на казанской сцене?
– Очень хотел бы поставить удивительно красивый балет «Сказки Венского леса».
– Посещаете ли вы театр?
– Театр, в котором я танцевал больше двадцати лет, стал совсем другим, ушли люди, атмосфера, поэтому я крайне редко там бываю.
– Чем вы предпочли заниматься после ухода со сцены?
– Долгое время я преподавал классический и историко-бытовой танец в Казанском институте культуры. Пытался заниматься бизнесом, но понял, что это совсем не моё. А в настоящее время открыл свою школу-студию и обучаю всех желающих танцевать вальс. У нас к каждому индивидуальный подход, есть специально разработанная программа для любого возраста и уровня физической подготовки. Поэтому любой человек может уверенно и самостоятельно совершенствоваться и создавать в танце свой индивидуальный стиль. Мир танца прекрасен, и у нас много учеников.
Марат ШАКИРЗЯНОВ