Закон о социальном предпринимательстве создаёт основу социально ориентированного государства
В июле нынешнего года Государственная Дума приняла поправки в закон о поддержке малого и среднего бизнеса, вводящие в деловой обиход понятие социального предпринимательства. О том, что это за явление и как оно отразится на повседневной жизни страны, мы беседуем с членом экспертного совета по развитию социального предпринимательства при Госдуме РФ и депутатом Госсовета Татарстана Рустемом Хасановым.
СТАНУТ ЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЯМИ
– Рустем Ринатович, вы один из разработчиков законопроекта. Поясните, что это за документ и в чём его важность?
– Президентом страны был подписан Закон №245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». Этот статус определяется в документе как деятельность, направленная, помимо прочего, на решение общественных проблем. Теперь бизнес сможет официально подключиться к этой работе и получать за это определённые бонусы.
– Но ведь цель любого бизнеса – прибыль. При чём тут решение социальных проблем?
– Ну, во-первых, помимо «узкоспециализированных» стяжателей? Во все времена среди купцов и промышленников находились благотворители, которые на свои средства строили школы, больницы, приюты для бездомных. Во-вторых, большинство предпринимателей хорошо осознают социальную ответственность как минимум перед своим коллективом – людям надо вовремя платить зарплату, делать соответствующие страховые и пенсионные отчисления. А теперь представьте, что вы сумели интегрировать в трудовой коллектив многодетных родителей, предпенсионеров, инвалидов или бывших осуждённых. Дав этим людям возможность зарабатывать и достойно жить, вы уже выполняете важную социальную роль, будь то борьба с бедностью или профилактика рецидивной преступности.
– Сколько инвалидов или бывших сидельцев нужно набрать, чтобы по закону получить статус социального предприятия?
– Вообще, в законе прописано несколько вариантов признания предприятия социальным: у вас может не быть никаких «особенных» граждан, но вы оказываете некие важные социально-медицинские услуги или производите, например, ортопедические товары. Что касается приёма на работу людей из социально незащищённых групп, то их в коллективе должно быть не менее половины и на них должно уходить не менее четверти средств из фонда оплаты труда.
Рустем ХАСАНОВ, член экспертного совета по развитию социального предпринимательства при Госдуме РФ: | |
Мы подошли к пониманию того, что бизнес нужно классифицировать не только по обороту и сфере деятельности, но и по степени его влияния на общество. |
– Сколько у нас сегодня социальных предпринимателей?
– Пока… нисколько. С точки зрения закона предприниматель становится таковым лишь с момента внесения в реестр социальных предпринимателей. Но первый реестр в соответствии со сроками, указанными в законе, будет составлен только в апреле будущего года. В стадии разработки сама процедура, которая должна быть отражена в соответствующем постановлении Правительства. На октябрьском заседании экспертного совета мы как раз обсуждали перечень и порядок подачи документов для включения в реестр и решали вопрос, как максимально дебюрократизировать этот процесс.
– Ну а в перспективе?
– Сейчас это сложно спрогнозировать. К социальным предприятиям могут относиться, например, организации, в которых более 25 процентов фонда оплаты труда идёт на зарплату многодетных родителей. Однако количество детей в семье – это личные данные? и не всякий их раскрывает, да и не у всякого об этом спрашивают при трудоустройстве. Это выявляется разве что окольными путями, скажем, по заявлениям на налоговые вычеты. Также невозможно сказать, сколько и в каком процентном соотношении на тех или иных предприятиях будут трудоустроены граждане, освободившиеся из мест лишения свободы. Кроме того, можно лишь предполагать, как бизнес отреагирует на вступление закона в «окончательную» силу.
ОПЦИИ ДЛЯ БИЗНЕСА
– Реакция, вероятно, будет в значительной мере зависеть от мер поддержки будущих социальных предпринимателей?
– Разумеется. Мы должны мотивировать ведение бизнеса, который, помимо прочего, решает острые общественные проблемы. Для эффективного влияния на социальный климат было бы неплохо разработать гибкую систему. Законодатель должен установить меры поддержки, определившись с социальным заказом. Сегодня нам, предположим, надо трудоустроить по России пятьдесят тысяч мам детей-инвалидов – объявляем на ближайшие три года льготный режим для социальных предпринимателей, которые берут их на работу. А завтра у нас амнистия – двести тысяч человек выходят на свободу: объявляем беспрецедентные меры поддержки тем, кто работает с этой категорией. При этом бонусный пакет должен быть максимально разнообразным, чтобы дифференцированно подходить к потребностям предпринимателей на местах.
– А не проще ограничиться «универсальными» налоговыми льготами?
– Нет. Представьте: работает предприниматель по упрощённой системе налогообложения, платит шесть процентов с выручки – зачем ему налоговые льготы? Не будет он ради них стремиться попасть в реестр, тем более что затраты на обслуживание социального статуса могут «съесть» всю выгоду. Практика показывает, что для кого-то определяющим условием работы является предоставление в безвозмездное пользование муниципальных зданий и другой инфраструктуры. Для многих предприятий самым серьёзным бонусом был бы упрощённый доступ к государственным торгам. Для этого, на мой взгляд, надо отменить для социальных предприятий обеспечительный взнос. Ведь для малого и среднего бизнеса резервировать, изымая из оборота, а то и взяв в кредит, миллионы рублей – весьма непривлекательная затея. Кроме того, необходимо установить «отсечку» на снижение стоимости контрактов – скажем, 15 процентов от стартовой цены. Если несколько участников дошли до нижнего порога, то тендер автоматически выигрывает фирма, входящая в «социальный» реестр.
В законе прописано несколько вариантов признания предприятия социальным: у вас может не быть никаких «особенных» граждан, но вы оказываете некие важные социально-медицинские услуги или производите, например, ортопедические товары. Что касается приёма на работу людей из социально незащищённых групп, то их в коллективе должно быть не менее половины и на них должно уходить не менее четверти средств из фонда оплаты труда
– С одной стороны, государство предлагает бизнесу включиться в решение социальных проблем, с другой – требует повышать производительность труда. Но как её повышать, принимая на работу не самую трудоспособную часть населения?
– Ну, во-первых, те же предпенсионеры – едва ли не лучшие кадры страны, особенно в инженерно-технических специальностях. Во-вторых, хоть как-то работающий инвалид куда «производительнее» вынужденного иждивенца, не говоря уже о пользе его социализации.
– Многими вопросами, отнесёнными новым законом к социальному предпринимательству, сейчас де-факто занимаются благотворительные организации. Могут ли они получить статус социального предпринимателя и соответствующую поддержку?
– Мы вносили такие предложения на стадии подготовки законопроекта, однако, заметим, принят пока не отдельный закон, а лишь поправки к действующему закону о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства. Некоммерческие организации в число МСП не входят и на «предпринимательскую» поддержку рассчитывать не могут, но зато получают солидную господдержку в виде грантов.
– Вернёмся к перспективам существующего закона. Не получится ли так, что в категорию социальных предпринимателей попадут мошенники. Ведь в девяностые мы уже проходили неразбериху с налоговыми вычетами, когда на бумаге – общество инвалидов, а на деле – контора «Рога и копыта»…
– Как участник экспертного совета я предложил ввести ряд действенных, на мой взгляд, ограничительных мер. В феврале текущего года озвучил идею, что, во-первых, социальный предприниматель ни в коем случае не должен становиться юридическим лицом. Как теперь уже сказано в законе, это статус, который присваивается и ежегодно подтверждается (или не подтверждается) включением в государственный реестр. Во-вторых, если организация, добившись этого статуса, в течение года занималась совсем другими делами, то она не просто покинет реестр, но и понесёт серьёзную ответственность, не говоря уже о том, что должна будет вернуть государству все полученные от него бонусы, включая налоговые вычеты.
Мы должны мотивировать ведение бизнеса, который, помимо прочего, решает острые общественные проблемы. Для эффективного влияния на социальный климат было бы неплохо разработать гибкую систему. Законодатель должен установить меры поддержки, определившись с социальным заказом
– Как это должно выглядеть на практике?
– Представьте, что некий бизнесмен, у которого сто инвалидов по зрению собирают электрические розетки, заключил госконтракт и решил «сэкономить»: уволить всех инвалидов, закупить розетки в Китае и быстренько их по этому контракту продать. Так вот, в контракте на этот случай обязательно должно быть прописано его выполнение силами социального предприятия. И если выявляется попытка мошенничества, то к человеку, который плюнул в душу неравнодушных сограждан, применяются соответствующие меры, предусмотренные законодательством.
ФУНДАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
– Планируется ли принятие республиканского закона о поддержке социальных предпринимателей?
– Пока таких законопроектов у нас нет. В перспективе всё зависит от того, насколько полно вопрос об этой поддержке будет решён на федеральном уровне.
– И если вопрос решится в соответствии с вашими установками, то…
– Летом я начал писать колонку для одного издания, которую, правда, так и не дописал. Заголовок был «Революция, которую никто не заметил». Новый закон, оставшийся в тени других событий, может неожиданно перекроить весь существующий в России рынок труда. Сегодня вот, к примеру, за неправомерный отказ в трудоустройстве предпенсионеров государство вынуждено ввести уголовную ответственность. А завтра, возможно, многие предприниматели будут сами стремиться к приёму граждан из социально незащищённых категорий. Кроме того, я очень надеюсь, что закон о социальном предпринимательстве заставит пересмотреть в пользу обычных людей антимонопольное, налоговое и трудовое законодательство. Мы подошли к пониманию того, что бизнес нужно классифицировать не только по обороту и сфере деятельности, но и по степени его влияния на общество. Социальное воздействие как критерий оценки деятельности хозяйствующего субъекта – такого в России ещё не было. А ведь это фундамент социально ориентированной экономики, без которой никогда не будет социально ориентированного государства.