4 декабря 2021

Реквием в жанре комедии

Опубликовано: 13.10.2016 16:25

 

kamalteatr-14

 

Татарский академический театр им. Г.Камала представил первую премьеру нового сезона – спектакль «Без ветрил» по одноименной пьесе Карима Тинчурина в постановке Георгия Цхвиравы.

 

«Без ветрил» – это татарская классика. Пьеса написана драматургом в 1926-м, в один год с «Голубой шалью» – возможно, поэтому их сценическая  судьба тоже во многом схожа. Режиссером первой постановки «Без ветрил» был сам Карим Тинчурин, и он же сыграл одну из главных ролей – Батырхана. Причем спектакль давали в два вечера, что по тем временам совсем не редкость.

 


Главное, что отличает нынешнюю постановку «Без ветрил» от всех  предыдущих, – это смена исторического ракурса


 

За девяносто лет, прошедших со времени написания пьесы, это уже  пятая  постановка «Без ветрил» на камаловской сцене. Однако нынешняя версия  выбивается из общего ряда, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, театр впервые доверил постановку национальной классики режиссеру со стороны и с иной ментальностью.  Да, в биографии Георгия Цхвиравы был непродолжительный казанский период (пять лет жизни им отдано Казанскому ТЮЗу), более того, в те же годы на камаловской сцене шел поставленный им спектакль «Ханума».  Но это была совсем другая история. В настоящее время Цхвирава  является главным режиссером Омской драмы, и приглашение его в Казань на постановку одной из лучших пьес татарского классического репертуара – действительно, знак особого доверия.

 

  «Без ветрил» – это татарская классика.
Пьеса написана драматургом в 1926-м, в один год с «Голубой шалью» – возможно, поэтому их сценическая  судьба тоже во многом схожа. Режиссером первой постановки «Без ветрил» был сам Карим Тинчурин, и он же сыграл одну из главных ролей – Батырхана.

Но главное, что отличает нынешнюю постановку «Без ветрил» от всех  предыдущих, – это смена исторического ракурса. Объективно пьеса написана в жанре сатирической комедии, высмеивая суетность, беспринципность и никчемность представителей  «старого мира» (действие охватывает период с 1910 по 1925 год).  В таком же комедийном ключе она представлялась и на сцене, не оставляя шансов на сочувствие тем, кто надеялся повернуть вспять ход истории. Однако на самом деле все обстояло много сложнее – и в жизни, и в самой пьесе.

Теперь-то мы понимаем, что на обочину истории был вытеснен цвет нации – просвещенные купцы и меценаты, потомственные интеллигенты, офицеры, не уронившие чести… Не говоря уже о трагической судьбе самого Карима Тинчурина, которого спустя двенадцать лет после описанных событий расстреляют как врага народа, а его пьесы на долгие десятилетия окажутся под запретом.  Поэтому просто немыслимо ставить сегодня «Без ветрил» так, как если бы ничего этого не было… Более того, в самой пьесе есть предчувствие грядущих трагедий. Иначе откуда эта глубина и неоднозначность тинчуринских образов, олицетворяющих как старую, так и новую Россию? Другое дело, что до сих пор режиссеры предпочитали следовать сценической традиции и закрывать глаза на «многослойный» характер этой пьесы, живописующей человеческие типы эпохи в диапазоне от сатиры до трагедии.  

Настоящая классика всегда современна, и новый спектакль камаловцев это не декларирует, а скрупулезно расчищает Тинчурину-драматургу  путь к современному зрителю, уходя от идеологических клише и театральных штампов, невольно опутавших самую провидческую из его пьес.

 

image_printРаспечатать

Фото: kamalteatr.ru
Автор статьи: ОЛИНА Светлана
Выпуск: №150 (28144)


Добавить комментарий

02.12.2021

Как архитекторы ловили «дух места»

Разрабатывается новый облик театра имени Г.Камала

Как уже сообщалось, в Казани прошёл двухдневный установочный семинар для финалистов международного конкурса на разработку архитектурной концепции нового здания Татарского академического театра им. Г.Камала, старт которому был дан в июле этого года.

5201
01.12.2021

Дом для «Мастеровых»

Новое здание русского драматического театра «Мастеровые» в Набережных Челнах готово наполовину. Открытие состоится в следующем году и станет большим событием в культурной жизни Закамья.

5650
29.11.2021

По «Пушкинской карте» пустят в кино

Татарстан вошёл в пятёрку российских регионов, где наиболее активно используется «Пушкинская карта» при покупке билетов на культурные мероприятия.

7970
29.11.2021

Маленькая дверь в большую литературу

В Казани наградили победителей восьмого сезона независимой литературной премии «Глаголица»

Этому предшествовала пятидневная литературная смена с мастер-классами и увлекательными экскурсиями, в которой приняли участие 120 финалистов конкурса, в том числе из ближнего зарубежья – Молдовы, Казахстана, Киргизии и Украины.

5810
26.11.2021

С миру по гранту…

Президентский фонд культурных инициатив поддержал более семидесяти татарстанских проектов

Понятие «грант» появилось в нашем обиходе недавно, но уже сейчас это один из самых эффективных механизмов государственной поддержки проектов, которые не являются прибыльными, но нередко привносят в нашу жизнь то, чего не купить ни за какие деньги.

9920

Мнение

Алексей КУРТОВ, президент Российской ассоциации политических консультантов, на заседании экспертного клуба «Волга» в Казани:


Бесспорно, цифровизация госуслуг – это огромное благо, и Россия развивается здесь семимильными шагами. Однако оценивать это явление нужно и с социальной стороны. А между тем общество просто не поспевает за темпом внедрения новых технологий, ведь ещё много людей живут без компьютеров и с кнопочными телефонами. Иными словами, любая бабушка должна верить, что цифровизацию Правительство проводит именно для неё. Однако до этого весьма далеко.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    4 декабря

    Владимир Романович Алекно (1966), тренер-волейболист, обладатель многочисленных спортивных трофеев, бывший главный тренер мужской команды «Зенит-Казань».

    Николай Николаевич Рыбушкин (1954), депутат Госсовета Татарстана, доцент кафедры уголовного права КФУ.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров