Фонд поддержки современного искусства «Живой город» провёл в Свияжске очередную, уже седьмую летнюю театральную лабораторию. Темой нынешней «Свияжск АРТели» стал «театр художника».
Традиционно организаторы пригласили в Свияжск три команды, которые на протяжении недели что-то придумывали в привычном уже формате «сайт-специфик», то есть когда неотъемлемой частью театральных эскизов становятся конкретные места и объекты острова-града. Стоит отметить, что за время существования лаборатории (с 2014 года) вся история Свияжска, начиная с Ивана Грозного, столько раз уже была отрефлексирована, в том числе весьма продвинутыми российскими режиссёрами и такими звёздами мировой величины, как Rimini Protokoll, что на этом фоне не повториться и сочинить что-то новое – задача не для слабонервных. Тем не менее вновь прибывшим участникам «Свияжск АРТели» это всегда удавалось. Удалось и на этот раз.
Неделя выдалась жаркой, всех тянуло к воде, и в результате берега Волги и Свияги стали основной локацией для всех трёх эскизов. Ну а в минувшие выходные в Свияжск потянулись зрители-«однодневки» (по меткому выражению одной из участниц лаборатории), чтобы увидеть «театр художника» своими глазами.
Незадолго до лаборатории в Свияжске уже появился один арт-объект – старый списанный дебаркадер. Возможно, когда-нибудь здесь будет Музей реки (по крайней мере, у местной администрации есть такие планы), но и сейчас это вполне себе ностальгическое место, особенно для тех, кто вырос на Волге. Здесь даже хочется медитировать. Если бы только не комары… Похоже, достали они в Свияжске и молодую художницу Марию Алигожину, которая взялась освоить во время лаборатории пространство плавучей пристани и создала инсталляцию из мелкого подручного хлама типа пенопластовых шариков из старого и прохудившегося ортопедического матраса. При желании в этом можно найти разные смыслы, но комариная тема там всё-таки доминирует. Больше того, дебаркадер стоит неровно, чуть под углом, и, попадая внутрь этого искривлённого пространства и постоянно слыша рядом назойливое жужжание, доносящееся из динамиков, начинаешь невольно терять самообладание… В человеческих отношениях нередко действует тот же механизм саморазрушения, когда почва вдруг уходит из-под ног и любая мелочь может вывести нас из себя. Так с лёгкой руки мудрой и изобретательной Маши Алигожиной у театральной лаборатории неожиданно появился слоган: «Пусть комарики тебя не кусают». То бишь в искусстве, как и в жизни, в любой ситуации выручают чувство юмора и самоирония.
Авторы следующего перформанса – трое художников из «Театра Взаимных Действий» – в каком-то смысле подхватили и по-своему визуализировали эту мысль. Зрителей снова собрали на берегу, фактически на пляже, и мимо них под музыку из «Амаркорда» Феллини медленно проплыла лодка с тремя лицедеями. Двое с выбеленными, как у клоунов, лицами, были в лодке, а третий – с лошадиной головой, похожий на Христофора со знаменитой свияжской фрески, – тащил лодку по мелководью. В общем, цирковая кавалькада, достойная того же Феллини. Да и само название перформанса «И театр плывёт» – это пара-
фраз другого фильма знаменитого итальянского режиссёра («И корабль плывёт»). «Клоуны» двигались как в пантомиме (одним из них была Ксения Перетрухина, очень известный театральный художник), и это было весело, хотя в «плавучем театре» разыгрывалась пьеса об истории Свияжска, в которой больше страшного и трагичного. Время – это река не только в том смысле, что «всё проходит, и это пройдёт», но и в том, что все мы в одной лодке.
Третий эскиз, показанный уже на закате, назывался «Рыбацкие байки», его авторы – художники Данил Чащин и Дмитрий Разумов. По жанру это театрализованный сторителлинг (искусство рассказывать истории) с неожиданными поворотами и интерактивом. Трое артистов и примкнувшая к ним парочка местных жителей удили рыбу на берегу реки, а пока на костре варилась уха, рыбаки, как водится, рассказывали всякие небылицы. Рыбацкие байки, как и уха, настоящие, из местной жизни. И всё это транслировалось в прямом эфире в социальную сеть. Ну а завершался эскиз совместным, артистов и зрителей, поеданием горячей ухи…
Своеобразным бонусом для зрителей, кроме ухи, стал перформанс «Взаимопроникновение» от создателей казанского «Театра.Акт» Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова. В рамках лаборатории они пешком проделали путь из Казани в Свияжск, захватив с собой сосуд с землёй из исторического центра столицы. Перформанс длился 16 часов, а перемещения Ангелины и Родиона можно было наблюдать в режиме реального времени на сайте «Живого города». По прибытии на остров-град они рассыпали землю в «Саду размышлений» возле музея истории Свияжска. По словам перформеров, органическое вещество поч-
вы играет огромную роль в экосистеме. Это живая энергия города, несущая в себе информацию как о его прошлом, так и о будущем, и ритуал взаимопроникновения этих энергий укрепляет связь между городами. «Мы это сделали! – написала Ангелина Мигранова на своей страничке в «Фейсбуке» после завершения лаборатории. – Это было взаимопроникновение во всех смыслах. Взаимопроникновение энергий городов, энергий каждого из нас друг с другом и с островом». Скорее всего, нечто похожее испытывали и все остальные участники VII театральной лаборатории «Свияжск АРТель».