Равновесие на обрыве Истории

Как удержать маятник Истории в точке равновесия? Как обеспечить устойчивость планеты, которая сходит не только с геологической, но и с исторической оси?

Фото: wikipedia.org

 

 

Современное человеческое общество, этот своеобразный Ноев ковчег, продолжая раскачиваться на волнах полярных начал, набирая предельную скорость, похоже, обрекает себя на катастрофу. Как удержать маятник Истории в точке равновесия? Как обеспечить устойчивость планеты, которая сходит не только с геологической, но и с исторической оси?

Анализу этих проблем был посвящен Международный форум ЮНЕСКО «Сбережение человечества как императив устойчивого развития», который завершился 15 сентября в Казани. Один из его участников – профессор, заведующий кафедрой КазГИК, ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО) Энгель Тагиров предлагает варианты ответов на ключевые вопросы современности.

 

ЗАКАТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?

На наших глазах рождается новый эон, судьбоносный путь планеты, пугающий кефолическими призраками: «война всех против всех», «конец истории», «последний день Помпеи». Катастрофическое начало очередного всечеловеческого транзита связывают с реваншем Бога войны.

Да, война вновь пытается перехватить инициативу в определении приоритетов человечества, формировании вопросов его повестки дня. Тема побед в космосе, глубинах океана и житнице человечества – Земле на ленты и экраны информационных каналов вкрадывается лишь для разбавления сообщений о главных действах – подготовке к войнам (бум военных учений, испытаний ультрасовременной боевой техники, парады и выставки вооружений) или их ведении на всем планетарном пространстве. Горячих точек в мире уже не счесть. Они становятся обыденностью. Гонка вооружений и «возгонка» температуры окопно-баррикадного сознания – новые, но уже характерные приметы современности. Вирус психоза агрессивности оккупирует жизнетворные клетки социума – от семейно-родового до глобально-мирового. Из недр неспокойной повседневности вырывается возрастающая в числе, сложности и масштабности критически кипящая масса конфликтов.

 


Закон устойчивости Вселенной предъявляет к сакральным островкам мира требование – обеспечивать равновесие прав народов, молящихся разным богам. Это особо касается Татарстана как уникального интерконфессионального явления


 

Философия миролюбия подавляется психологией мирозлобия, идеология войны и насилия одерживает тактическую пиррову победу над культурой согласия и диалога, до сих пор сдерживавшей людские эмоции и действия в рамках этико-нравственных канонов. Настает время, по поводу которого можно сказать: «Бог умер, теперь все дозволено» (И.Кант). Иначе как объяснить печально-тревожные факты? Только за 12 лет XXI века произошло более сорока войн. Средний индекс миролюбия на планете снизился на порядок, и на такую же величину повысился уровень милитаризации государств. На издержки, связанные с необходимостью применения насилия, в современном мире тратится 14,3 трлн долларов, или 13,4 процента мирового ВВП. Глобальная ориентация на насилие и войну размывает не только экологический, но и духовный остов планеты: для сохранения жизни скоро по-требуется вторая Земля. Такая ориентация и тенденция милитаризации может подвести к антропологической катастрофе, наступлению постчеловеческого мира.

Догадываемся ли мы, куда стремимся? Есть все основания полагать, что крен в сознании уже наметился. В нем укрепляется мысль о необходимости и возможности сохранения жизни на Земле как высшей ценности, плода, тысячелетиями взращиваемого всеми поколениями сада духовности. Важно утвердиться в представлении о том, что нынешняя трансформация мироздания имеет объективный характер. Цивилизационный кризис, разлом фундаментальных основ человеческого общежития не означает конца света. Проблема состоит в исчерпании запаса прочности, рассчитанного на жизнедеятельность человечества в рамках крупной полосы истории. Но вслед этому исчерпанию зарождается новая эпоха, эпоха устойчивости.

 

УСТОЙЧИВОСТЬ – НРАВСТВЕННАЯ СУБСТАНЦИЯ

Понятие «устойчивость» (sustainability) вошло в современный научный оборот 50 лет назад. Но его идейно-мировоззренческие истоки восходят к более глубокому пласту истории, к осевому времени (с 800 по 200 гг. до н.э.), когда совершился первый в истории человечества «духовный прорыв». Это время возникновения крупнейших философских школ, мировых религий, основных цивилизаций. Время проникновения человека в глубину великой тайны истории, состоящей в том, что ее развитие протекает неравномерно, циклично, скачкообразно. Именно тогда его и осеняет мысль об «исправлении» исторического процесса – придании ему устойчивого характера.

 


Бернард ШОУ: Мир не только лучше, но бесконечно труднее войны


 

Человечество, покидая эпоху мрака, выходя из своей предыстории, сразу приступает к осуществлению уникального эксперимента – перехода от многотысячелетней полосы доистории – варварства – к цивилизации, которая, по сравнению со стадией дикости, очень молода. На пути ее утверждения были не только блистательные победы, но и сокрушительные поражения, взлеты и падения, расцвет и гибель, в том числе и немалого числа продвинутых цивилизаций (шумеры, аккадцы, скифы, майя…). Ценности, рожденные эпохой цивилизации, – мир, гуманизм, толерантность, диалог – придавали уверенность, усиливали витальную энергию человечества, обеспечивали сохранение его культурного кода. Они служили предпосылками перехода к состоянию динамичного, устойчивого и целенаправленного развития. Но воплощать эти ценности в жизненную практику в статусе этической нормы и закона нравственности было несравнимо труднее, чем совершать обратное – разрушать, воевать. Вспомним Б.Шоу: «Мир не только лучше, но бесконечно труднее войны».

Наибольший урон идее устойчивости нанесла Вторая мировая война, особенно ее самая тяжкая часть – великая эпопея – Великая Отечественная. Она во всей совокупности потерь и последствий вызвала конвульсию в самом жизнеходе человеческого сообщества, вывела его из состояния с трудом достигнутого равновесия между составными частями мирового социума. Вторая мировая война стала наиболее наглядным примером рукотворно созданного дисбаланса в сознании, торжества животных инстинктов, культивировавшихся авторами идеи «пангерманизма». Претворение этой идеи в жизнь не только нарушило закон устойчивости, оно привело к деструкции сам механизм – мотор эволюции человечества, тем самым едва не взорвав планету.

 


Вторая мировая война стала наиболее наглядным примером рукотворно созданного дисбаланса в сознании, торжества животных инстинктов, культивировавшихся авторами идеи «пангерманизма»


 

В плане перехода человечества от разрушенной цельности планеты к ее естественно-устойчивому состоянию неизмеримо высоко значение Победы над фашизмом. Организация Объединенных Наций, созданная на этом переломном этапе, стала уникальным инструментом придания процессам развития поствоенного мира устойчивого характера.

В водовороте событий наши современники как-то не сразу обратили внимание на событие высокого исторического смысла, происшедшее 25 сентября 2015 года. Что же произошло тогда? Да, состоялось торжественное открытие исторически этапной, 70-летней юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Глубоко символично то, что она началась с принятия эпохально-значимого документа – «Цели в области устойчивого развития на период до 2030 года». Это означало начало рождения нового мышления, адекватного вызовам времени, новой полосы всемирной истории – полосы перехода к стратегии устойчивого развития. Содержащиеся в нем 17 целей в области устойчивого развития – это как 17 заповедей, содержащихся в буддийской «Дхаммападе» («Путь истины»). Мы их воспринимаем как этико-нравственный кодекс мышления и действия всех землян, проживающих в нашем единственном общецивилизационном доме.

 

ТАТАРСТАН – «ДУХОВНЫЙ ГРИНВИЧ» РОССИИ И МИРА

Устойчивость – идея глобальная, всепланетарная. Но ее зерна – ценности, падая на землю, давали всходы и урожай прежде всего там, где была благодатная историческая почва. Республика Татарстан в этом плане, как наследница достижений тюрко-татарской цивилизации, стала одной из наиболее подготовленных, пассионарно-заряженных территорий.

 

 ФРАНЦИСК, 266-й папа римский:

pope_francis_south_korea_2014

Нам нужно перестать бояться признать правду. Мы находимся в состоянии войны.

 

На татарстанском облике лежит печать глобальных драм истории, разворачивавшихся в социоокеане Евразии, – великих переселений народов, географических и научно-технических открытий, прокладки межконтинентальных исторических трасс – Великого шелкового и Волжско-Камского пути. Такая историко-географическая и геополитическая заданность превратила эту «контактную зону» в точку притяжения человеческих сил как к прошлому, так и к настоящему и будущему. В точку-эпицентр откристаллизованного, обогащенного духовными ценностями мировых религий исламо-христианского пограничья. Слияние исторических судеб народов, культур, религий и цивилизаций превратило это место в неразгаданное таинство, неизведанную судьбу, нерастраченную пассионарную энергию и силу духа, словно магнитом притягивавшую к себе сердца и души народов и поколений. Оно стало местом катарсиса – духовного очищения, нравственного преображения. От этого «нулевого» меридиана духовности тысячелетиями расходились и вновь сходились культурные «широты» мира. Рассекая материю инокультур, обогащая их и обогащаясь сами, они, становясь более жизнеспособными и мощными, сеяли семена миролюбия, гуманитарности, добра, нравственности, человеколюбия, сострадательности и милосердия, усиливая тем самым устойчивость, прочность, жизнестойкость планеты.

Казань и в XXI столетии продолжает ощущать себя сакральным центром, «духовным Гринвичем» мира, исторически обязанным продолжать выполнение этой великой миссии. Символом, подтверждающим этот статус, является Казанский Кремль, объявший в свое духовное сердце  соборную мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор. На его территории началось воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери, явленной на этой священной земле. 21 июля 2016 года прошла церемония закладки в основание его фундамента памятного камня и капсулы с обращением к потомкам. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил это событие, вошедшее по своей исторической и нравственной силе в реестр особых духовных событий XXI века.

Мы как-то недооцениваем значение прорытого веками русла объединенного уверенно-устойчивого движения народов по дороге Истории. Кажется, что так было и будет всегда. А если оглянуться во-круг, то понимаешь, насколько архисложно удержать маятник этноконфессионального бытия на отметке равновесия-баланса. «Нам нужно перестать бояться признать правду. Мы находимся в состоянии войны», – вынужден был оценить современную ситуацию Папа Римский Франциск, имея в виду не одноразовые конфликты, а нарастающую волну ксенофобии, экстремизма и терроризма на почве вражды между представителями разных религиозных конфессий.

Для Татарстана межконфессиональный диалог – не серия актов-встреч духовных пастырей и международных конференций по вопросам этноконфессиональных отношений, а образ жизни, этико-нравственная норма бытия народов – «эллинов и неэллинов», иудеев и католиков, православных, буддистов и мусульман. У каждого из них есть не только своя церковь, паломнические места, СМИ и издательские центры. Главное – у них есть единый, крепкий фундамент мирного, безопасного и устойчивого развития. Это одна на всех общая исторически обетованная земля, перемоловшая зерна противостояния, познавшая благодать мира и превратившая представителей разных народов и конфессий в единую семью, имеющую свой общецивилизационный дом – Республику Татарстан. Дом, в котором мир, безопасность и равенство всех религиозных общин гарантируются Конституциями РФ и РТ, регулируются законами и государственной политикой толерантности.

Закон устойчивости Вселенной предъявляет к сакральным островкам мира требование – обеспечивать равновесие прав народов, молящихся разным богам. Это особо касается Татарстана как уникального интерконфессионального явления. Он и сегодня остается своего рода общепланетарной «Меккой» народов мира лишь потому, что на весах истории ему удавалось достигать баланса между правами и интересами всех конфессий и народов, проживающих в республике.

 


Рустам Нургалиевич Минниханов. Создатель современного образа Татарстана, на котором не только блики-знаки эпохи постмодерна, но и штрихкоды предзоревых времен


 

«Татарстанская модель устойчивости» – не с неба упавший божий дар, а во многом рукотворный феномен. Татарам в их историческом измерении всегда везло с предводителями, лидерами, обозначавшимися в результате естественного отбора. Имеем в виду фигуры, выкристаллизованные в древних складках истории (Моде, Аттила, Кубрат) и в новейшее переломное время. Среди них – первый Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев, нанесший неповторимо красивый узор на общее полотно исторической судьбы татар. «Отец»-собиратель нации. Знамя суверенитета республики. Стратег-дипломат, миротворец, толкнувший Россию на путь федерализма. И сегодня он остается в первых рядах приумножателей привлекательности имиджа Татарстана.

Фарид Хайруллович Мухаметшин  особым образом вписан в криптограмму новейшей истории Татарстана. Идеолог-суверенитетчик. Дипломат высшего класса. Посланник Татарстана в Европейском Союзе. Посол доброй воли во всем мире.

Рустам Нургалиевич Минниханов. Создатель современного образа Татарстана, на котором не только блики-знаки эпохи постмодерна, но и штрихкоды предзоревых времен. Если США – на пути к третьему технологическому укладу, а Европа осваивает параметры четвертой индустриальной революции, то Президент Татарстана мыслит и действует уже категориями следующего техноуклада.

Судьба-фатум Татарстана в том, что он, сохраняя роль «духовного Гринвича», должен оставаться одним из надежных опор устойчивости России, всей планеты. На карте мира Татарстан – микроскопическая точка, но его значимость безмерна.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще