1

Растворение в Свияжске

 

 

Музей-заповедник «Остров-град Свияжск» ежегодно проводит арт-резиденции для графиков и живописцев, предоставляя им возможность погрузиться в уникальную среду Свияжска, работать над совместными проектами и обмениваться опытом.

 

В этом году Свияжская арт-резиденция приняла 17 художников, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. Творческий итог их пребывания на острове – это почти полсотни работ, большая часть которых останется в фондах музея-заповедника. Экспозиционные площади местной галереи невелики, поэтому отчётную выставку Свияжской арт-резиденции решено разделить на две час­ти. В первую, открывшуюся на днях, экспозицию вошли 17 произведений живописи и печатной графики, выполненных в различных техниках: масла, акварели, коллаграфии, линогравюры, сухой иглы и других. Художники-резиденты попытались воплотить уникальную творческую атмосферу острова, гармоничное сочетание культового зодчества, живописной природы и местного колорита.

А за несколько дней до открытия выставки из Свияжска пришла печальная весть… Не стало художника Евгения Голубцова, основателя и неформального лидера «свияжской художественной колонии».

Многие известные полотна живописца и графика Евгения Голубцова находятся здесь же, в постоянной экспозиции художественной галереи музея-заповедника. В жизни и творчестве художника Свияжск занимал совершенно особое место. Открыв его для себя в начале 1990-х годов, будучи успешным казанским дизайнером, Голубцов устроил здесь свою мастерскую. А вслед за ним в Свияжск потянулись и вскоре здесь тоже «осели» Илья Артамонов, Рашит Сафиуллин и другие художники.

Первая выставка Евгения Голубцова в Свияжске состоялась в 1990 году в самом большом соборе острова – Всех Скорбящих Радость, и она удивительно органично вписалась в пространство не действовавшего тогда храма. Кому посчастливилось её увидеть, вспоминают, что работы художника сначала как бы растворялись среди остатков обветшавшей живописи, а затем необыкновенным образом проявлялись, раскрывались яркими акцентами. Контекстом для всего дальнейшего творчества Евгения Голубцова также был Свияжск и его жители. Художник свободно переосмысливал, соединяя разные исторические традиции и художественные языки, обращаясь и к христианскому искусству, и к русскому авангарду начала XX века.

Свияжск в эти дни скорбит об утрате, но художественные традиции, заложенные Евгением Голубцовым и его единомышленниками, продолжают жить и как магнитом притягивают сюда художников.