Инклюзивное образование в республике выходит на новый уровень
По данным Министерства образования и науки Татарстана, в республике сегодня 183 школы реализуют, помимо общих, ещё и адаптированные образовательные программы. Это программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В отчётном докладе Уполномоченного по правам ребёнка в Татарстане Гузель Удачиной за 2018 год упоминается, что из почти 12 тысяч татарстанских детей с ОВЗ больше четырёх тысяч сегодня учатся в обычных массовых школах. Инклюзивное образование в республике перестаёт быть экзотикой и уверенно набирает обороты. Хотя сделать здесь предстоит ещё немало.
СЛОЖНО, НО РЕЗУЛЬТАТИВНО
Казанская школа №97, что в посёлке Мирном, небольшая – здесь немногим больше двухсот детей. Из них девять учеников начальной школы – дети с расстройством аутистического спектра, которые учатся в специальных ресурсных классах. С 2017 года 97-я стала одной из пяти казанских школ, где реализуется этот проект – ресурсные классы для аутистов. С нового учебного года, говорит директор Альфия Абдурашитова, сюда придут ещё четыре таких особенных первоклассника.
Вообще-то, поскольку в Мирном не так уж велик выбор школ, дети с ОВЗ (с разными диагнозами) в 97-й учились всегда, вспоминает Альфия Шамильевна. Но в основном на дому. Ресурсные классы были для педагогов делом совершенно новым, и это поначалу немного пугало. Но их поддержали – и городское управление образования, и благотворители. Благотворительный фонд «В твою пользу» выделил деньги, на которые были полностью укомплектованы два специальных класса, где проходит часть занятий с детьми-аутистами (часть уроков они посещают вместе с остальными ребятишками). Спонсорское финансирование позволило организовать полноценную подготовку учителей и тьюторов.
Последнее крайне важно, потому что именно тьюторы играют в ресурсных классах связующую роль между особенными детьми и остальными участниками учебного процесса – одноклассниками и учителями. Тьюторы со своими подопечными и на уроках, и на переменах. Ведь поведение аутистов трудно предсказать, а учитель, работающий со всем классом, просто не имеет возможности работать с ними индивидуально.
Проект ресурсных классов, реализованный в Казани, в последнее время стал в республике одним из самых заметных примеров внедрения инклюзивного образования. Но ещё раньше Татарстан стал пилотным регионом России по созданию доступной среды
– У нас сколько детей-аутистов в классе, столько и тьюторов. Это, конечно, идеальный вариант, – говорит педагог-организатор ресурсных классов Лилия Березина.
В то же время, комментирует Альфия Абдурашитова, найти тьюторов сложно. Городское управление образования заключило договор с КФУ, и в 97-ю школу приходят студенты – будущие педагоги-психологи. Оформляют их в школе как младших воспитателей – ставок тьюторов пока нет, хотя вроде бы Минобрнауки и обещало, что с нового учебного года будут.
Зарплаты, констатирует директор, конечно, маленькие. Но для студентов пока деньги – не основная мотивация.
– Мне нравится работать с детьми. С аутистами, конечно, работать намного труднее, но это и интересно, – говорит одна из тьюторов, Алёна Трифанкина. – Очень радуюсь, когда вижу, как мой подопечный делает успехи в учёбе и общении. Понимаю, что работаю не зря.
О своих воспитанниках-аутистах в 97-й говорят с гордостью. Вот Илья – у него проблемы с речью, но он успешно осваивает учебные дисциплины. Лиза практически не говорила, а сейчас начала. Дима читает лучше, чем второклассники, решает в уме примеры с двузначными числами… Да и вообще, отмечает Лилия Березина, дети стали дисциплинированнее, понимают, как себя вести в коллективе, хорошо общаются со здоровыми одноклассниками. Значит, одна из главных целей инклюзивных ресурсных классов – социализация детей с ОВЗ – успешно достигается.
– Мы этих детишек любим, – говорит Альфия Абдурашитова. – Они очень талантливы, но раньше такие дети не могли учиться в обычных школах. А ведь не каждый родитель обладает достаточными навыками педагога и психолога, чтобы помочь своему малышу состояться в жизни. Инклюзивное образование для них – это большая помощь.
НА БАЗЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ
Проект ресурсных классов, реализованный в Казани, в последнее время стал в республике одним из самых заметных примеров внедрения инклюзивного образования. Но ещё раньше Татарстан стал пилотным регионом России по созданию доступной среды.
– Благодаря этой программе мы смогли многие школы адаптировать под возможности работы с детьми-инвалидами, – говорит заместитель Председателя Госсовета, руководитель объединения «Мэрхэмэт – Милосердие» Татьяна Ларионова.
Объединение «Мэрхэмэт» постоянно мониторит ситуацию с внедрением инклюзии в школах республики. Сегодня, рассказывает Татьяна Ларионова, в Татарстане под нужды детей с ОВЗ адаптированы уже 326 общеобразовательных школ. Там расширили дверные проёмы, сделали пандусы, установили поручни по периметру стен.
Важным фактором, который облегчил школам внедрение инклюзивных подходов, стало наличие в республике сети детских реабилитационных центров. Один из первых таких центров для детей с ДЦП появился в Казани на улице Зорге. Рядом с ним находится школа №78. Когда в республике начали внедрять в школы инклюзию, это соседство оказалось очень удобным. Центр и школа объединились, и дети-колясочники смогли учиться в здании центра, который был полностью приспособлен для их нужд, а те, кто мог самостоятельно ходить, стали заниматься в обычных классах. Про опыт 78-й школы мы писали ещё четыре года назад (см. «РТ» от 7.02.2015 г.). Теперь, рассказывает руководитель управления образования исполкома Казани Ильнар Хидиятов, она является уже федеральной площадкой по реализации проекта инклюзивного образования.
ЗАДАЧИ НА ЗАВТРА
Несмотря на то что успешные примеры реализации инклюзии в татарстанских школах, как видим, уже есть, и заметные, проблем в этом деле ещё хватает. Вот, скажем, те же тьюторы. В классах для детей-аутистов их хватает всем, но ведь такие специалисты нужны и там, где учатся дети с нарушениями слуха, зрения, речи… Внедряя инклюзию, общеобразовательные школы нуждаются и в других специалистах – психологах, дефектологах, логопедах. Пока что, кроме психологов, такие специалисты в обычных, некоррекционных школах штатным расписанием не предусмотрены.
Благодаря постоянным обращениям депутатов в Правительство по этой проблеме, рассказывает Татьяна Ларионова, её частично удалось решить. Тем не менее о необходимости дополнительно рассмотреть возможность включения в штатное расписание общеобразовательных школ необходимых специалистов говорится и в рекомендациях для Минобрнауки, принятых на одном из недавних заседаний объединения «Мэрхэмэт», посвящённом инклюзивному образованию, и в уже упоминавшемся отчёте Уполномоченного по правам ребёнка.
В этом же отчёте поднята ещё одна важная проблема, о которой тоже говорили на своём заседании депутаты. У нас до сих пор не создана единая система учёта детей с ОВЗ, и в некоторых районах республики отсутствует достоверная информация по таким детям. Это одна из главных проблем, которую надо решать властям на местах.
Объединение «Мэрхэмэт» постоянно мониторит ситуацию с внедрением инклюзии в школах республики. Сегодня, рассказывает Татьяна Ларионова, в Татарстане под нужды детей с ОВЗ адаптированы уже 326 общеобразовательных школ. Там расширили дверные проёмы, построили пандусы, установили поручни по периметру стен
Или, например, переподготовка учителей. Ведь работа в классе, где сидят дети с ОВЗ, требует новых компетенций. По данным Минобрнауки РТ, через систему повышения квалификации в вопросах инклюзивной педагогики в республике прошли более 1,5 тысячи учителей и руководителей школ. Но ведь в образовании у нас трудятся больше 30 тысяч человек…
Ну и открытым остаётся вопрос о том, как учеников с ОВЗ воспринимают в школах. Нет, даже не здоровые одноклассники, а… их родители. На то, что они бывают недовольны таким соседством, в прошлые годы приходилось не раз слышать жалобы от родителей детей-инвалидов.
– Мы перед тем, как внедрять ресурсные классы, проводили собрание для родителей, показывали им специальные ролики, подробно рассказывали, как будет проходить учёба, – рассказывает Альфия Абдурашитова. – Никто из родителей будущих первоклассников заявление не забрал…
Что ж, это внушает надежду на то, что в нашем обществе начали понимать: инклюзия – это действительно важно и правильно. И, возможно, здоровым детям она даже нужнее, потому что не только даёт им возможность проявить лучшие свои человеческие качества, но и учит тому, что все трудности преодолимы при большом желании.