Райский сад по ниточке

«Дом цветов» Луизы Фасхутдиновой – первый в новом году выставочный проект, представленный в Национальной ­художественной галерее «Хазинэ».  Экспозиция знакомит с творческими работами одного из ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства респуб­лики.

Автор статьи: ОЛИНА Светлана

Фото: izo-museum.ru

Выставка небольшая, всего 30 произведений, но важно понимать, сколько кропотливого труда вложено в каждый из этих рукотворных шедевров. Напомним, что творческая деятельность Луизы Фасхутдиновой неразрывно связана с возрож­дением и развитием традиций татарского золотошвейного искусства и вышивки. Авторские работы мастера в составе художественных выставок объехали полмира, побывав в Венгрии, Германии, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах, Ираке, Паки­стане, Белоруссии, Франции и других странах.

Классические приемы шитья золотом были известны татарам еще во времена Волжской Булгарии. Вышивкой прядеными золотыми нитями украшали мужские и женские головные уборы, футляры и накидки на Коран, шамаили, обереги, нагрудные элементы женского костюма («изю», «кукрэкчэ») и многое другое. Все это представлено в экспозиции в виде авторских работ Луизы Фасхутдиновой. Главное, что доносит выставка до современного зрителя, – это богатство орнаментального наследия татар, которое художница не просто бережно сохраняет, но и творчески интерпретирует, включая традиционные мотивы и образы в стилистику своих высокохудожественных произведений. Ее предыдущая персональная выставка  называлась «Сады изобилия», нынешняя – «Дом цветов». И это не случайная перекличка названий, а лейт­мотив всего ­творчества мас­тера.­

«У татарского народа представление о рае и райском саде передается через цветочно-растительный орнамент, и я стараюсь использовать все его разновидности в своих работах», – отмечает автор выставки. Иными словами, орнамент – это своего рода тайнопись, в которой зашифровано некое послание миру, и художник выступает посредником между этим тайным магическим знанием и современниками.

Луиза Фасхутдинова – член союзов художников России и Татарстана, лауреат премии имени Баки Урманче. В свое время она прошла обучение в Бухаре, где приобщилась к классике восточного золотошвейного промысла, освоила десятки швов, приемов и технологий. После возвращения в Казань больше 20 лет художница посвятила возрождению древнего ремес­ла, а кроме этого, защитила кандидатскую диссертацию, вернув в научный оборот тему золотого шитья казанских татар. В общем, таких специалистов сегодня надо еще поискать…

С годами Луиза Фасхутдинова выработала свой почерк и особый стиль, которому присущи легкость и изящество, позволяющие вписать классическое золотошвейное искусство в современную среду. Собирая по ниточке свой райский сад, художница не теряет связь с традицией и продолжает изучение старинных образцов национальной вышивки, которая постепенно возвращается в повседневный обиход и наполняется новыми актуальными смыс­лами.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x