Райпо: навстречу покупателю

Сегодня, как и век назад, без районных потребительских обществ трудно представить обслуживание и обеспечение социально значимыми товарами жителей села.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Фото: Фарида Якушева, “РТ”

 

райпо

 

Сегодня, как и век назад, без районных потребительских обществ трудно представить обслуживание и обеспечение социально значимыми товарами жителей села. Но если ещё лет пять – десять назад повсюду в сельской местности открывались частные магазины, составляя достойную конкуренцию районным потребительским обществам, то теперь пошла волна их закрытия.

 

Численность населения в деревнях и сёлах падает, покупателей становится меньше, пенсия и зарплата на селе небольшие, и люди берут товары в долг, «под запись в тетрадке». Содержание же стационарных магазинов обходится всё дороже: нужно оплачивать коммунальные услуги, отапливать помещение… На сегодня убыточно даже газовое отопление, так что большинство магазинов в целях экономии возвращаются к печному.

Но и в самом отдалённом уголке нужны свежий хлеб, продукты, товары повседневного спроса. И даже если в селе проживает один человек, он не должен чувствовать себя ущемлённым и забытым государством. Спасением для кооператоров и сельских жителей стало решение Президента Татарстана Рустама Минниханова выделить каждому району республики автофургоны, которые привозят хлеб, молоко и другие продукты питания в отдалённые и малочисленные деревни и сёла, в которые не идут предприниматели. В рамках программы «Автолавка» потребительские общества республики уже приобрели на льготных условиях (за 20–30 процентов стоимости) 180 автолавок и снабжают необходимыми товарами 864 села Татарстана.

В Бугульминском районе автолавки ежедневно выезжают по малым населённым пунктам. В любое время года, даже во время сильных заносов и распутицы, необходимые товары доставляются в самые отдалённые деревушки.

«Решение развить мобильную торговлю – очень правильное. В стационарном магазине продавец занят целый день. Значит, ему нужна соответствующая зарплата. За содержание помещения тоже платить надо. А выручка-то минимальная, – комментирует ситуацию ветеран потребкооперации, председатель совета старейшего в республике Бугульминского потребительского общества Азат Исмагилов. – Чтобы не закрывать магазины, мы сдавали их в аренду, но в последние годы и это становится сложно – помещения не берут даже бесплатно (с единственным условием – покрывать расходы на коммунальные услуги). В стационарном магазине даже в большой деревне и при хорошей торговле за день выручка бывает 10 тысяч рублей, но обычно за целый день работы выручаем от силы 3–5 тысяч рублей. А автолавка объезжает за день пять-шесть деревень, в том числе малые поселения и центральные усадьбы, и приносит выручку до 30–40 тысяч рублей».

 


Нельзя не отметить, что кооператоры района немало сделали для реконструкции и ремонта других торговых объектов и производственных площадок. Они приводят в порядок помещения, цеха, обновляют оборудование и сдают в аренду


 

Азат Исмагилов – из семьи кооператоров, много лет возглавлял Бугульминское райпо, передаёт опыт работы молодёжи. Он один из самых уважаемых в системе Татпотребсоюза руководителей. Многолетняя принадлежность к кооперации не позволила ему поддаться панике и пойти по пути некоторых коллег, распродавших имущество. В Бугульминском райпо сберегли каждый, условно говоря, гвоздик. Более того, восемь лет назад решились на модернизацию хлебозавода и пищекомбината, в реконструкцию и переоборудование которых поэтапно вложили в общей сложности 60 миллионов рублей. На Бугульминском хлебозаводе №1 выпекается до 10 тонн хлеба и кондитерских изделий в сутки. Продукция поставляется в федеральные сети (а всем известно, насколько они придирчивы в вопросах качества, объёма и сроков поставок) на территории Татарстана, а также за пределы республики.

Сохранили здесь и колбасное производство. Каким образом? «Только героическими усилиями Азата Хафизовича, – говорит об отце нынешний председатель правления райпо Радик Исмагилов. – В 80-е годы одно-временно по всей республике в системе потребкооперации появились модульные колбасные цеха, и только у нас осталось действующее предприятие. Конкурировать с крупными мясокомбинатами мы не можем, поэтому сделали акцент на производстве деликатесов, а также принимаем заказы от населения на изготовление мясных изделий».

Нельзя не отметить, что кооператоры района немало сделали для реконструкции и ремонта других торговых объектов и производственных площадок. Они приводят в порядок помещения, цеха, обновляют оборудование и сдают в аренду. Здесь внедряют кооперацию нового формата: на площадях райпо функционируют кондитерский цех и швейная мастерская, ведётся производство пластиковых окон, работают «восточная кухня», столовая и т. д. «Таким образом мы поддерживаем начинающих предпринимателей, у которых нет собственных денег на стартап или залоговой базы – на кредит», – поясняет Радик Исмагилов.

Важная отрасль – заготовки излишков сельскохозяйственной продукции и вторичного сырья. В потребительском обществе идёт заготовка макулатуры, полиэтилена и других отходов производства, а также мяса и зерна.

В структуру потребительского общества входят также кафе, пельменный цех, два кулинарных магазина, заготовительные и другие предприятия. На днях откроется знаменитое в городе кафе «Тёщины блины», многие годы бывшее визитной карточкой райпо. Интерьер кафе теперь современный, но стены украшены ретрофотографиями старой Бугульмы. И такое оформление отвечает философии заведения, подчёркивая его индивидуальность и причастность горожан к вековой истории республики и кооперации в Бугульминском районе.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще