Радик Гайзатуллин: «Бюджетный год завершим успешно»

2018-й финансовый год близится к завершению

По традиции мы обсудили особенности исполнения бюджета уходящего года с министром финансов Татарстана Радиком Гайзатуллиным.

 

радик-гайзатуллин2На днях в Казани состоялась совместная коллегия республиканского Министерства финансов, Управления Федеральной налоговой службы по РТ, Управления Федерального казначейства по РТ с участием первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – министра финансов Антона Силуанова и Президента Татарстана Рустама Минниханова. 19 декабря на сессии Государственного Совета рассмотрен вопрос внесения изменений в бюджет республики на 2018 год. Эти два события говорят том, что 2018-й финансовый год близится к завершению. По традиции мы обсудили особенности исполнения бюджета уходящего года с министром финансов Татарстана Радиком Гайзатуллиным.

 

– Радик Рауфович, как принято, и финансовая система Татарстана здесь не исключение, декабрь – время подведения итогов и определения перспективных задач. Что и было сделано на совместной коллегии финансовых, казначейских и налоговых органов республики. Не могли бы вы напомнить основные показатели по исполнению бюджета по доходам?

– По нашим данным, при ожидаемом исполнении в целом на 316,4 млрд рублей, налоговые и неналоговые доходы составят 273 млрд. В бюджет республики поступит 228,5 млрд рублей. Эти показатели позволяют нам уточнить бюджет в сторону увеличения и говорить об успешном завершении бюджетного года. Конечно, получение дополнительных доходов по итогам года не является самоцелью. Однако оно даёт возможность обеспечить повышение заработной платы бюджетникам, удовлетворить потребности организаций бюджетной сферы, направить дополнительные средства на реализацию социальных и общественно значимых республиканских программ. Одновременно положительное исполнение позволяет сделать задел для обеспечения финансированием мероприятий следующего года.

В связи с этим на коллегии первый заместитель Председателя Правительства России – министр финансов Антон Силуанов дал положительную оценку исполнению бюджета республики.

 

– Как известно, основной налог бюджета республики – на прибыль. В своём докладе на коллегии вы сказали, что его поступления по году ожидаются в сумме 99,5 млрд рублей. Что скажете о его динамике по итогам года?

– Минфин Татарстана уделяет серьезное внимание ожидаемому поступлению по налогу на прибыль. Нами проанализирована деятельность крупнейших налогоплательщиков, занимающих 61 процент в поступлениях налога. И всё свидетельствует о том, что по итогам года в основном будет обеспечен его рост.

Предвосхищая вопрос о поступлениях налога на доходы физических лиц, отмечу, что по итогам года ожидается его мобилизация в размере 74,3 млрд рублей. Динамика поступления этого налога положительная.

 


По нашим данным, при ожидаемом исполнении в целом на 316,4 млрд рублей, налоговые и неналоговые доходы составят 273 млрд. В бюджет республики поступит 228,5 млрд рублей. Эти показатели позволяют нам уточнить бюджет в сторону увеличения и говорить об успешном завершении бюджетного года


 

– В вашем докладе был приведён ряд данных по акцизам, налогу на совокупный доход, земельному налогу. В основном вы отметили положительную динамику в доходной части бюджета. Вместе с тем шла речь о снижении определённых поступлений. Говорит ли это о том, что из года в год проблемы одни и те же и решить их раз и навсегда невозможно?

– Каждый очередной финансовый год – это для нас новое испытание. Как в ответ на современные тенденции в бюджете меняются расходные позиции, так и в сфере доходной его части есть место новым возможностям. При любых сложностях мы не имеем права опускать руки, а при успехах – останавливаться на достигнутом. Именно поэтому необходимо, отмечая в какой-либо сфере положительную динамику, делать ударение на стремлении выполнять свою работу безукоризненно, мотивировать на дальнейший подъём, творчески подходить к решению проблем. Это вопрос совершенствования, а ему, как мы знаем, предела нет.

Так что ещё раз отмечу: текущий год завершается с положительными результатами, уточнённые планы по всем видам доходов будут выполнены.

 

– Как вы говорили, основная задача бюджетной политики – повышение заработной платы бюджетникам. Насколько выполнение бюджета позволяет обеспечить её повышение?

– Повышению зарплаты бюджетникам придаётся особое значение. Подчеркну, что положительное исполнение бюджета позволяло в течение года своевременно выплачивать и увеличивать заработную плату в соответствии со средней зарплатой в экономике республики. Обращаю внимание, что заработная плата в бюджете составляет практически треть его объёма. Сегодня по итогам за 11 месяцев текущего года зарплата педагогических работников школ, детских садов, ресурсных центров, учреждений для детей-сирот и медицинского персонала превышает среднюю по экономике, которая составляет 30,9 тыс. рублей. По итогам года мы обеспечим выплаты, исходя из средней зарплаты по экономике в размере 31,9 тыс. рублей.

 

 Каждый очередной финансовый год – это для нас новое испытание.
Как в ответ на современные тенденции в бюджете меняются расходные позиции, так и в сфере доходной его части есть место новым возможностям. При любых сложностях мы не имеем права опускать руки, а при успехах – останавливаться на достигнутом.

– Часто говорят о необходимости бережливого и экономного расходования бюджетных средств. Какие новшества в этом направлении осуществлялись Минфином республики в текущем году?

– В последние годы пристальное внимание мы стали уделять эффективному расходованию бюджетных средств. То есть каждый бюджетный рубль должен постоянно работать, обеспечивать социальное развитие бюджетных отраслей и гарантировать предоставление государственных услуг жителям республики. В связи с этим бюджетные средства не должны оставаться без дела, в дебиторской и кредиторской задолженностях, в объектах незавершенного строительства. Для эффективного их использования мы с отраслевыми министерствами тщательно проанализировали динамику дебиторской и кредиторской задолженностей, сроки образования объектов незавершённого строительства. Были составлены конкретные поквартальные графики максимального сокращения этих направлений. В результате объёмы задолженности сведены до минимума. Размеры незавершённого строительства, в котором находились объекты даже начиная с 2007 года, сокращены на 70 процентов. Освободившиеся бюджетные средства направлены на социально-значимые мероприятия, требующие финансирования.

 

– Повышение инвестиционной привлекательности региона – одно из важнейших направлений его социально-экономического развития. Конечно, коротко не описать всё, что делается Президентом, Правительством республики для достижения этой цели. Мы знаем, что Минфин Татарстана играет здесь особую роль, непосредственно взаимодействуя с рейтинговыми агентствами, расширяя круг сотрудничества. Расскажите о достижениях Татарстана в этой сфере в 2018 году.

– В рамках обеспечения инвестиционной привлекательности республики в текущем году продолжалось взаимодействие с международными кредитными рейтинговыми агентствами «Фитч» и «Мудис» и отечественным агентством АКРА. Перечисленными агентствами рейтинги республики подтверждены на ранее достигнутых уровнях: в августе – агентством «Мудис» (на уровне Ва2), в ноябре – агентствами «Фитч» (на уровне ВВВ-) и АКРА (на уровне АА+).

Также в 2018 году начато сотрудничество с отечественным агентством «Эксперт РА», которое в июле текущего года впервые провело рейтинговую оценку Татарстана и присвоило ему максимальный уровень ruAAA.

 


Повышению зарплаты бюджетникам придаётся особое значение. Подчеркну, что положительное исполнение бюджета позволяло в течение года своевременно выплачивать и увеличивать заработную плату в соответствии со средней зарплатой в экономике республики. Обращаю внимание, что заработная плата в бюджете составляет практически треть его объёма


 

По оценке агентств, рейтинги республики находятся на одном из самых высоких уровней, на котором могут находиться рейтинги субъектов Российской Федерации. Наши кредитные рейтинги обусловлены высоким уровнем развития региональной экономики и её диверсифицированностью, высокой степенью самодостаточности доходной части бюджета и контроля над расходной частью, большой долей бюджета развития в структуре расходов, а также долгосрочной структурой государственного долга республики и минимальным уровнем риска, связанным с его обслуживанием. Рейтинги отражают хорошую кредитоспособность республики, способность её демонстрировать сильные бюджетные показатели при взвешенной бюджетной политике.

Считаю, что сохраняющиеся на протяжении многих лет высокие рейтинги Татарстана оказывают позитивное влияние на оценку его инвестиционной привлекательности, что приводит к росту инвестиций, экономики, налогооблагаемой базы и развитию республики в целом.

 

– В настоящее время принят бюджет республики с 2019 по 2021 годы. Как известно, в федеральное налоговое и бюджетное законодательство внесено много новых изменений. Можете ли вы дать прогноз, как будет исполняться бюджет в последующие три года?

– Мой прогноз по исполнению бюджета республики на будущие годы достаточно оптимистичен. Длительное время исполнение бюджета по доходам ежегодно имеет положительную динамику, существенно превышающую инфляционные процессы. В республике стабильно реализуются крупные инвестиционные проекты, каждый год их перечень расширяется. Поступательная стратегия развития Татарстана выстроена вплоть до 2030 года. Она подкреплена обоснованными макроэкономическими показателями. Все это даёт нам уверенность, что доходы бюджета 2019–2021 годов будут выполняться. Соответственно будут своевременно и в полной мере профинансированы все мероприятия, направленные на повышение жизненного уровня татарстанцев.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще