Строительство инженерной инфраструктуры автодорог объективно ведёт к снижению аварийности и числа жертв, однако сделать в этой сфере предстоит ещё немало
Важная новость уходящего года: по поручению Президента России вносятся изменения в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Его реализация продлена до 2030 года, при этом конечное значение показателя социального риска устанавливается в норме не более четырёх погибших на сто тысяч населения, а показателя транспортного риска – не более одного погибшего на десять тысяч транспортных средств.
ТРАССЫ РАЗНОГО УРОВНЯ – В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ?
Как сообщил на недавнем совещании в Доме Правительства глава МВД по РТ Артём Хохорин, несмотря на продление проекта на шесть лет, никаких послаблений в прогнозных показателях не будет. Удастся ли Татарстану добиться выполнения поставленных задач?
В целом на дорогах республики отмечается снижение аварийности, чему, по мнению генерала Хохорина, способствует программный, комплексный подход к обеспечению безопасности движения. Свидетельство тому – сокращение числа погибших по сравнению с 2012 годом более чем в два раза. Таким образом, сейчас в Татарстане значение показателя социального риска составляет 7,6, а транспортного – 2,2 погибших, что является лучшим результатом в Приволжском федеральном округе. Следовательно, первый показатель к 2030 году следует снизить как минимум на 3,6, а второй – на 1,2.
По информации Госавтоинспекции Татарстана, на сегодня обеспечено снижение основных показателей аварийности с участием детей, пешеходов по вине водителей со стажем управления до двух лет, иногородних, управляющих пассажирским и грузовым транспортом. Но, как отмечает зампредседателя Комитета Госсовета по законности и правопорядку Александр Чубаров, столь благополучная ситуация имеет место не во всех районах республики. В тринадцати из них целей национального проекта пока достичь не удалось, а в шестнадцати – зафиксирован рост числа погибших. При этом в Арском, Бугульминском и Дрожжановском районах такая динамика была зафиксирована и по итогам прошлого года.
Темпы снижения числа погибших на дорогах федерального значения в республике выше, чем в среднем по России и ПФО
Отрадным фактом является значительное улучшение ситуации на федеральных трассах, где снизились все основные показатели аварийности, а также на дорогах местного значения, на которых существенно сократилось число аварий и пострадавших в них людей. К слову, темпы снижения числа погибших на дорогах федерального значения в республике выше, чем в среднем по России и ПФО.
К примеру, на трассе М-7 «Волга», где с 2004 года ведётся реконструкция, количество погибших за год на участке от Казани до Набережных Челнов протяжённостью 209 километров сократилось более чем в десять раз – с 64 до 6. Как отмечают специалисты Госавтоинспекции, этому способствовало разделение встречных транспортных потоков, и в первую очередь за счёт установки осевых барьерных ограждений. Ведь именно при лобовых столкновениях машин чаще всего погибают люди.
Строительство таких трасс – веление времени. К примеру, мегапроект будущей дороги М-12 «Москва – Казань» предусматривает не только полное отсутствие наземных пешеходных переходов, шлагбаумов, светофоров, но и разделение встречных потоков транспорта на всей протяжённости магистрали. О чём говорил ранее на брифинге председатель правления Госкомпании «Российские автомобильные дороги» Вячеслав Петушенко.
РАЗДЕЛИТЬ ПОТОКИ БАРЬЕРАМИ
Общая потребность республиканских трасс в установке осевых барьерных ограждений на начало текущего года составляла 53 километра. На восемнадцати из них это уже сделано, ещё на одиннадцати работа продолжается. В предстоящем году компании «Волго-Вятскуправтодор» необходимо установить ограждения на оставшихся 24-х километрах.
По данным ГИБДД, благодаря мерам по инженерному обустройству дорог удалось заметно улучшить ситуацию на трёх наиболее проблемных автотрассах: «Казань – Оренбург», «Казань – Ульяновск» и «Йошкар-Ола – Зеленодольск». Так, на первой из них после установки в необходимых местах светофоров, дорожных знаков, искусственного освещения, макетов патрульных автомобилей ДПС, нанесения дополнительной разметки количество погибших в авариях уменьшилось на треть. Но это всё равно не решило проблему встречных столкновений, в результате которых продолжают гибнуть люди. При этом запланированное на текущий год увеличение количества полос на участке с 211-го по 215-й километр так и осталось нереализованным.
Решение проблемы «встречки» специалисты видят в установке барьерных и осевых ограждений, строительстве дополнительных полос для обгона, успешно используемых на федеральных дорогах
Здесь, конечно, есть и объективные причины, связанные с длительными процедурами согласования и экспертизы проектной документации, каждая из которых занимает несколько месяцев.
«Считаю необходимым изучить положительную практику Минтранса республики, когда от начала проектирования дороги до её ввода в эксплуатацию проходит не более двух лет», – внёс предложение Артём Хохорин.
РЕГИОНАЛЬНЫМ ДОРОГАМ НУЖНА РЕКОНСТРУКЦИЯ
Как свидетельствует статистика, наиболее проблемная ситуация сложилась в Татарстане на дорогах регионального значения, где впервые за последние три года зафиксирован рост количества аварий и числа погибших в них людей. Основные виды трагических ДТП – столкновения автомобилей и наезды на пешеходов, в них погибли соответственно 56 и 30 человек. И к самым тяжким последствиям приводит, как обычно, выезд на встречную полосу.
Решение проблемы «встречки» специалисты видят в установке барьерных и осевых ограждений, строительстве дополнительных полос для обгона, успешно используемых на федеральных дорогах. Тут есть о чём поразмыслить. Ведь при общей протяжённости региональных дорог с осевым ограждением в 68,3 километра, потребность в них составляет ещё 49,8 километра. Ежегодный же план Минтранса предусматривает установку ограждений на пяти километрах дорог. При таких темпах решение вопроса может затянуться на долгие десять лет.
Уместно упомянуть и о такой эффективной мере снижения тяжести аварий, как применение средств принудительного снижения скорости. По данным автоинспекции, отсутствие искусственных неровностей стало причиной совершения 35 аварий за год, в которых три человека погибли и 52 получили ранения.
Так, 22 апреля на автодороге Актаныш – Муслюмово водитель «Рено» не пропустил грузовик, двигавшийся по главной дороге, в результате чего погиб при столкновении. Уже через две недели на этой же дороге произошла аналогичная смертельная авария, когда водитель «ВАЗа» на высокой скорости выехал на перекрёсток со второстепенной дороги.
В среднем по республике ежегодно на региональных дорогах оборудуется около ста средств принудительного снижения скорости. Как считают специалисты Госавтоинспекции, этого явно недостаточно, так как только в этом году ими определено более шестисот подобных проблемных участков.
Ещё одна «ахиллесова пята» региональных трасс – наезды на пешеходов в тёмное время суток. По этой причине на дорогах в авариях погиб каждый пятый человек. Хотя нельзя сказать, что работа в этом плане не ведётся – Минтранс в текущем году обустроил 94 километра линий электроосвещения.
По мнению министра внутренних дел по РТ, развитие дорожной инфраструктуры требует системного контроля как на этапе проектирования, так и при строительстве и вводе объектов в эксплуатацию. Пока этого контроля, по мнению министра, явно недостаточно.