Сейчас в России почти пять миллионов держателей «Пушкинской карты», а в Татарстане может появиться ещё и «Карта Тукая». Но решает ли это все проблемы?
Создать аналог «Пушкинской карты» под названием «Карта Тукая» для бесплатного посещения музеев и театров детьми в возрасте от 10 до 14 лет – такое предложение прозвучало на заседании республиканского Совета по культуре и искусству при Президенте Татарстана, и эта идея была поддержана. Напомним, что сегодня «Пушкинская карта» позволяет бесплатно посещать учреждения культуры молодым людям в возрасте от 14 до 22 лет. И Татарстан – один из лидеров проекта по количеству реализованных билетов. Думается, справедливо, если такую же возможность получат и школьники помладше. Да и сами учреждения культуры получат дополнительный стимул привлечь внимание этой целевой аудитории.
Вместе с тем понятно, что реализация такого крупного благотворительного проекта – дело не быстрое, тем более в нынешней непростой ситуации. Поэтому пока не обсуждается, по крайней мере в публичном поле, каким будет номинал «Карты Тукая» и на каких цифровых сервисах будет осуществляться её обслуживание.
А на федеральном уровне тем временем предложили выпустить ещё и «Гоголевскую карту», средства с которой можно будет тратить исключительно на покупку книг. Любопытно, что сама эта идея пришла в голову питерскому девятикласснику, который поделился ею в социальных сетях. И он же создал в интернете петицию, которая за считанные дни набрала несколько тысяч подписей. Отреагировали на инициативу школьника и высокопоставленные чиновники, включая министра культуры России Ольгу Любимову. По этому поводу высказался также заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре писатель Сергей Шаргунов: «Дороговизна и недоступность хороших книг – это отдельная беда. Я бы ещё отменил НДС хотя бы на детскую и учебную литературу».
Своего юного земляка, радеющего за то, чтобы молодёжь больше читала, поддержал и другой депутат Госдумы – Сергей Миронов. «Пушкинская карта» – это здорово. Но основа культуры – слово, книги, чтение. Если благодаря «Гоголевской карте» школьники и студенты начнут собирать собственные домашние библиотеки – это будет огромное дело», – заявил он.
Впрочем, нашлись и скептики. В частности, они напомнили, что в стране по-прежнему действует совершенно бесплатная библиотечная система, которая финансируется из бюджета. Поэтому вряд ли разумно тратить бюджетные деньги ещё и на покупку книг по «Гоголевской карте». Как бы то ни было, шумное поначалу обсуждение этой инициативы сейчас тоже поутихло…
В то же время не исчерпаны пока возможности «Пушкинской карты». Недавно стало известно, что посещать по ней музеи, театры и кинопоказы отечественных фильмов теперь могут и военнослужащие. Кроме того, в российском культурном ведомстве не исключают, что её действие могут расширить и на другие категории граждан, например на людей старшего поколения. Одновременно с этим к программе подключаются всё новые и новые учреждения культуры, а значит, больше становится и выбор культурных событий, которые можно посетить по «Пушкинской карте».
«Пушкинская карта» позволяет бесплатно посещать учреждения культуры молодым людям в возрасте от 14 до 22 лет. И Татарстан – один из лидеров проекта по количеству реализованных билетов
Как известно, с февраля к проекту подключились кинотеатры, и это стало одним из главных сюрпризов нынешнего года наряду с повышением номинала карты с трёх до пяти тысяч рублей. Именно эту разницу, то есть до двух тысяч рублей, можно потратить на кино. По словам Ольги Любимовой, за три неполных месяца в целом по стране было куплено свыше 1,5 млн билетов. Наверное, могло быть и больше, но есть ещё одно ограничение: «Пушкинская карта» действует применительно не ко всем отечественным фильмам, а только к тем, которые созданы при поддержке Фонда кино, а также к советской киноклассике.
И вот новость буквально вчерашнего дня: Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому в киноафишу «Пушкинской карты» теперь будут входить все российские фильмы, в том числе созданные без государственной поддержки. Правда, предварительно они должны получить одобрение экспертов Министерства культуры. «Таким образом, молодые люди смогут на льготной основе ознакомиться с современными российскими кинолентами, а кинобизнес получит поддержку, которая позволит облегчить прохождение текущего периода», – подчеркнул Михаил Мишустин.
А теперь о грустном. С самого начала было ясно и чётко сказано: продавать, передавать другому лицу и обналичивать «Пушкинскую карту» незаконно. Но, как показывает жизненный опыт, каждый раз, когда государство хочет финансово поддержать своих граждан, вокруг этого начинают роиться всякие сомнительные персонажи. Увы, не стала исключением и «Пушкинская карта». Чуть ли не с первых дней запуска программы на сервисах бесплатных объявлений стали появляться объявления о продаже и покупке карт. Притом что выгоды от таких сделок немного, а вот заработать неприятности можно очень легко. «Пушкинская карта» именная, и все билеты, которые приобретаются с её помощью, тоже именные. Но не всех это останавливает. И надо признать, что среди юных и не очень «джентльменов удачи» встречаются весьма ушлые, которые умудряются продавать не только сами карты, но и схемы обналичивания денег с этих карт. А самое грустное, что такие схемы пользуются спросом.
После того как сайты бесплатных объявлений стали сходу блокировать подобные предложения, часть мошенников (назовём вещи своими именами) обосновалась в Telegram. Их тоже блокируют, но и сейчас можно найти телеграм-боты, «специализирующиеся» на услугах по обналу средств, предназначенных для культурного времяпровождения. Обещают также научить (не бесплатно, конечно), как пополнить баланс телефона или оплатить доставку еды с «Пушкинской карты». Скорее всего, вас обманут, но соблазн велик, особенно для юных, неокрепших душ. Возможно, разработчики проекта поначалу и правда чего-то не учли, но именно всякого рода махинации позволили им вовремя выявить и устранить бреши в системе защиты карты.
Больше тревожит другое. Например, когда молодые люди, купившие билеты по «Пушкинской карте», просто не приходят. Есть такая тенденция и в Татарстане. Например, в одном театре подсчитали, что у них обычно пустует до 25 процентов проданных по карте мест.
Видимо, просто выпустить карту и перечислить на неё деньги всё-таки недостаточно, чтобы у тех, кому она предназначается, выработалась привычка, а в идеале – потребность развиваться эмоционально. Ведь культура, в общем-то, об этом… И «Пушкинская карта» – на мой взгляд, это прежде всего тест для самих деятелей культуры и тех, кто входит в экспертные советы проекта. Тест на искренность, доверие и понимание той картины мира, которая, пусть иногда криво и косо, уже сложилась в юных головах. Потому что, если не будет доверия, в этой картине мира ничего не поменяется, выпусти хоть десять карт…