Пушкина ждали?
Он приехал!

В Доме-музее усадьбы Боратынских проходит выставка, приуроченная к 183-летней годовщине приезда Пушкина в Казань

Великий поэт предстает перед нами как историк – он не пишет в Казани стихов, но с 5 по 8 сентября 1833 года собирает материалы для «Истории Пугачевского бунта».

1077

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

Фото: vk.com; tatar-inform.ru

 

vus-17
Одними из первых посетили выставку народный артист России Юрий Назаров и заслуженная артистка России Людмила Мальцева.

 

В чем ценность новой выставки, связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина и открывшейся в казанском Доме-музее усадьбы семьи Боратынских? Великий поэт предстает перед нами как историк – он не пишет в Казани стихов, но с 5 по 8 сентября 1833 года собирает материалы для «Истории Пугачевского бунта».

 

На поездку в Казань поэт возлагает определенные надежды. Ему необходимы такие материалы, которые сделают его будущий труд продаваемым. Хотя, конечно, сводить все к материальным потребностям будет неправильным. Здесь, в Казани, у него есть друзья, на помощь и содействие которых он рассчитывает, и просто знакомые. Среди них – Перцов, чета Фуксов, Леонтий Крупеников и, конечно, Евгений Боратынский.

За три дня Александр Сергеевич переделал кучу дел и побывал во множестве мест. Казань для Пушкина стала местом, окрашенным прежде всего в «тона» его друга Евгения Боратынского. Ему и казанскому кругу Пушкина мы и должны быть благодарны…

 

 Гульчачак НАЗИПОВА,
директор Национального музея РТ:

nazipova-17

Это первая крупная выставка с момента открытия «Боратынки» после реконструкции в прошлом году. Понятно, что представленное сегодня лишь малая часть того, что хранится в фондах российских музеев. Но важность этой коллекции в том, что ее экспонаты подлинные и имеют непосредственное отношение к Боратынским и Казани.

Выставка «Пушкин и Казань. Казанские коллекции в музеях России» открылась 7 сентября. А директор «Боратынки» Ирина Завьялова, встречаясь с журналистами накануне, спрогнозировала высокую планку интереса казанцев и гостей столицы к экспозиции. И оказалась права. На церемонии открытия народу в небольшом белом зале собралось много. Чувствовалось, что это сообщество хорошо знакомых друг с другом людей. Уже тогда я подумала, а насколько привлекательной окажется пушкинская тема, когда выставка заработает в будничном режиме? Ведь аура новой экспозиции потрясающая – предметы быта, живописные пейзажи, портреты так органично вписались в атмосферу старинных стен!

По словам директора Национального музея РТ Гульчачак Назиповой, это первая крупная выставка с момента открытия «Боратынки» после реконструкции в прошлом году. Понятно, что представленное сегодня лишь малая часть того, что хранится в фондах российских музеев. Но важность этой коллекции в том, что ее экспонаты подлинные и имеют непосредственное отношение к Боратынским и Казани.

Над проектом работали Национальный музей Республики Татарстан, Государственный музей А.С.Пушкина (Москва), Всероссийский музей А.С.Пушкина (Санкт-Петербург), Музей В.А.Тропинина (Москва), Научная библиотека Казанского федерального университета.

Особыми гостями церемонии открытия стали прямой потомок Александра Пушкина – барон Александр фон Гревениц, потомки Ольги Боратынской (урожденной Казем-Бек) – супруги сына Евгения Абрамовича Боратынского Николая.

Атмосферу присутствия современников Пушкина и его самого среди нас создают исторические раритеты. Например, вот этот столик принадлежал знаменитой дворянской семье Энгельгардтов (Евгений Боратынский был зятем Льва Энгельгардта). В этом доме и за этим столиком, будучи в Казани, работал Пушкин. Мы видим прижизненные портреты Пушкина и Боратынского, поэтессы Александры Фукс, с которой общался великий поэт, казанского губернатора Ираклия Боратынского. Вот «первый российский романтик»: портрет казанского поэта с драматичной судьбой Гавриила Каменева. Из частной коллекции – портрет востоковеда Казем-Бека, его передали на время работы выставки потомки ученого, до этого картина нигде не выставлялась. Живописные и графические работы Александра Брюллова, Петра Соколова, Льва Крюкова и других художников погружают посетителя во времена пушкинского визита.

Редкие документы XVIII века, например, указ Екатерины II о Пугачеве, портрет генерал-губернатора Казани Степана Стрекалова… Кстати, Александр Сергеевич отказался от приглашения на обед к Стрекалову, сказав то ли в шутку, то ли всерьез: «Знаю его обеды, голодным останешься!» В свое время их пути пересеклись в Тифлисе, где Степан Стрекалов служил, и Пушкину, похоже, не очень приятны были эти воспоминания.

Санкт-Петербург «делегировал» на выставку в Казань предметы из дома очевидца событий Пугачевского восстания купца Леонтия Крупеникова. Это диван, на котором, весьма вероятно, сиживал Пушкин, будучи в гостях у этой семьи. Уникальным экспонатом является портрет Анны Боратынской кисти художника Александра Брюллова. Особый интерес посетителей, несомненно, вызовет «казанский» альбом неизвестной дамы с рисунками Карла Барду, Карла Гампельна, Льва Крюкова. Увидят посетители книги на русском и французском языках, редкие научные издания, которыми пользовался Пушкин.

 

vus2-17

 

По правде говоря, сразу выставку не охватишь. Нужно походить по залам «Боратынки», внимательно вглядеться в экспонаты, в лица на портретах. Есть любопытный момент, о котором рассказала Ирина Завьялова. При подготовке выставки в фондах музея Тропинина нашлись два портрета супругов Мамаевых из Казани. По удивительному стечению обстоятельств они оказались первыми владельцами усадьбы, которая впоследствии стала родовым гнездом Боратынских. И вот спустя столетия они вернулись в свой бывший дом.

Об этом и многом другом расскажут посетителям выставки большие энтузиасты своего дела – музейные работники. Выставка продлится до 14 ноября, и есть особое удовольствие в том, что ее можно будет посетить не раз и не два. И поклонников Александра Пушкина в Казани прибавится.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще