Процесс входит в активную фазу

В республике продолжается работа над главным финансовым документом

Какой будут доходная и расходная части бюджета в 2018 году? Об этом и других вопросах корреспондент «РТ» беседует с министром финансов.

Фото: region-32.ru

В республике продолжается работа над главным финансовым документом

 

budzet

 

На днях Президент Татарстана направил в республиканский парламент бюджетное послание. Какими будут доходная и расходная части бюджета в 2018 году? Сохранит ли будущий трехлетний финансовый документ социальную направленность? На этот и другие вопросы нам отвечает министр финансов республики Радик Гайзатуллин.

 

– Радик Рауфович, известно, что в текущем году мы возвращаемся к трехлетнему планированию. Чего ждать от следующего бюджета? Какой будет его доходная часть?

– Доходы бюджета РТ в 2018 году сформированы исходя из макроэкономических показателей социально­-экономического развития республики, основных направлений налоговой политики, отчетных данных по налогооблагаемой базе и оценки поступлений доходов в 2017 году. При формировании доходной части бюджета-2018 использована цена на нефть в 40,8 доллара за баррель, курс доллара – 69,8 рубля, 4-­процентная инфляция.

Как и прежде, крупным доходным источником бюджета остается налог на прибыль организаций. Эта сумма прогнозируется в размере 71 млрд рублей.

Налог на доходы физических лиц даст в консолидированный бюджет еще 70 млрд рублей, а в бюджет РТ – 49,4 млрд рублей. Прогноз налога на имущество организаций составляет на 2018 год 25,5 млрд рублей, акцизы – 24 млрд рублей.

Общая сумма доходной части республиканского бюджета прогнозируется в размере 196,4 млрд рублей с 10-процентным ростом к базовому бюджету 2017 года. Консолидированный бюджет по доходам должен определиться в объеме 236,5 млрд рублей. Для сохранения увеличения платежей нам необходимо усилить работу с налогоплательщиками, не допустить снижения уплаты налогов.

 

– А что делается в республике для увеличения доходной базы бюджета?

– Проблема эта требует решения не только на местном уровне, тут важно и участие органов государственной власти. Еще ранее для этой цели принимались меры по привлечению перспективных налогоплательщиков за счет предоставления поддержки их инвестиционной деятельности. Также осуществлялись мероприятия по наращиванию объема налоговых и неналоговых доходов.

В результате за последние годы Татарстан остается безусловным лидером среди субъектов ПФО. Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Татарстан за 2016 год составили 233,9 млрд рублей с ростом к предыдущему году на 12 процентов.

 


Одним из основных пунктов исполнения бюджета по расходам является реализация майских указов Президента РФ. Особую значимость этот вопрос имеет в предстоящем году, поскольку он является завершающим в рамках проведения мероприятий по повышению уровня заработной платы отдельных категорий бюджетников


 

Тогда у нас реализовывалось 37 инвестиционных проектов. По итогам 2016 года налоговыми льготами на общую сумму в 1 млрд рублей воспользовались 24 предприятия. Только их налоговые отчисления в консолидированный бюджет РТ составили 2,4 млрд рублей.

Надо подчеркнуть: предоставление налоговых льгот – это только часть инвестиционной политики республики, проводимой нашим Президентом Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. Все же ее глобальные направления и задачи определены в Стратегии-­2030. Необходимо назвать и ежегодно привлекаемые объемы инвестиций. На протяжении последних лет Татарстан стабильно входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов.

 

– Сегодня чаще слышишь о том, что российская экономика уже не так очевидно зависима от цены на нефть. А какова ситуация в нашей республике?

– Несмотря на ежегодно прилагаемые усилия по диверсификации экономики, бюджет Татарстана сохраняет определенную зависимость от доходов нефтяной отрасли. Сохраняются и риски относительно бюджетных прогнозов уровня цен на сырьевых рынках, соответственно – доходов бюджета от нефтяной отрасли.

Чтобы минимизировать риски несбалансированности, консолидированный бюджет РТ на 2018–2020 годы формируется на основе использования основных параметров прогноза социально-­экономического развития РФ и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по базовому варианту. Он характеризуется развитием экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов при сохранении безопасной бюджетной политики.

Данный подход представляется наиболее целесообразным, в первую очередь при формировании прогноза доходной части бюджета. В связи с этим сохраняется актуальность и важность продолжения последовательной реализации мер по наращиванию доходной базы всех уровней бюджетов, в том числе оптимизации налоговых льгот на основе их инвентаризации и дополнительного рассмотрения на предмет эффективности.

 

 Радик ГАЙЗАТУЛЛИН,
министр финансов РТ:

ministr

Формирование проекта бюджета на 2018 год и на плановый период 2019–2020 годов происходит в условиях постепенного улучшения ситуации. Это позволяет продолжить решение фундаментальной задачи в сфере бюджетной политики Татарстана на предстоящий трехлетний период.

– Сохранится ли социальная направленность бюджета республики и в 2018 году?

– Разумеется. Но тут нужно подчеркнуть, что формирование расходной части бюджета требует особо кропотливой работы. Ведь именно в ней предусматриваются средства на образование, культуру, науку, здравоохранение, социальную политику…

Например, по разделу «Образование» прогнозный объем расходов на 2018 год составил 67,9 млрд рублей. По разделу «Культура, кинематография» бюджетные ассигнования запланированы в сумме 8,7 млрд рублей. По отрасли «Здравоохранение» планируются выделить 27 млрд, а с учетом средств ОМС – 52,3 млрд рублей. По отрасли «Социальная политика» учтены ассигнования в сумме 19,8 млрд рублей.

Обратите внимание: расходы определились исходя из действующих обязательств, индексов-­дефляторов, основных направлений бюджетной политики, задач, определенных Президентом в послании Государственному Совету.

Конкретные индексы-­дефляторы указаны в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики РТ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. На их основе сформирована расходная часть бюджета республики на 2018 год в 199 млрд рублей и на плановый период 2019 и 2020 годов – в суммах 203,8 млрд и 209,4 млрд рублей, соответственно. Показатели по расходам консолидированного бюджета следующие: 2018 год – 239 млрд, 2019-­й – 244 млрд, 2020-­й – 250 млрд рублей.

Одним из основных пунктов исполнения бюджета по расходам является реализация майских указов Президента РФ. Особую значимость этот вопрос имеет в предстоящем году, поскольку он является завершающим в рамках проведения мероприятий по повышению уровня заработной платы отдельных категорий бюджетников, по итогам которого должны быть выполнены все целевые параметры, установленные в соответствующих «дорожных картах».

Также смею вас заверить, что в 2018 году будет продолжено финансирование капитального ремонта и строительства школ, клубов, спортивных площадок, объектов здравоохранения и ФАПов, обустройство парков, скверов, водоохранных зон. Будет продолжено и финансирование модернизации поликлиник.

Формирование проекта бюджета на 2018 год и на плановый период 2019–2020 годов происходит в условиях постепенного улучшения ситуации. Это позволяет продолжить решение фундаментальной задачи в сфере бюджетной политики Татарстана на предстоящий трехлетний период. Имею в виду обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости нашей бюджетной системы.

 

– Многих в республике беспокоит вопрос государственного долга. Что делается в этой сфере?

– Хороший вопрос! Объем госдолга Республики Татарстан составляет сейчас 93,4 млрд рублей и соответствует ограничениям, установленными бюджетным законодательством. Должен сказать, что в этой сфере важнейшей является взвешенная и продуманная политика по недопущению необоснованного увеличения долговой нагрузки. Необходимо продолжить практику отказа от привлечения заимствований на финансовом рынке и кредитов от кредитных организаций.

В целях улучшения ликвидности бюджета, для безусловного исполнения социальных обязательств, как и в предыдущие годы, будет рассматриваться возможность привлечения из федерального бюджета краткосрочных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета РТ. Наша политика в предстоящий трехлетний период должна обеспечить дефицит бюджета РТ на допустимом законодательством уровне с учетом планируемого установления более строгих, чем в настоящее время, требований к его предельному значению. В среднесрочной перспективе предполагается обеспечить безопасный уровень долговой нагрузки на бюджет Татарстана.

 


Формирование расходной части бюджета требует особо кропотливой работы. Ведь именно в ней предусматриваются средства на образование, культуру, науку, здравоохранение, социальную политику…


 

– В последние годы усиливается значимость повышения открытости и прозрачности бюджетов всех уровней. Как вы считаете, что для этого необходимо?

– В первую очередь, конечно же, регулярное информирование населения об осуществлении бюджетного процесса на всех его стадиях. Это обеспечит прозрачность, а также повысит эффективность принимаемых решений, обеспечит целевое использование бюджетных средств и возможности общественного контроля.

Для повышения доступности информации о состоянии финансов в республике уже много сделано по совершенствованию формирования так называемого бюджета для граждан. Вместе с тем сохраняется необходимость дальнейшего расширения этого направления работы.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще