На недавнем юбилейном вечере, посвященном 225-летию с момента основания Казанского театра имени В.И.Качалова, среди поздравителей был и молодой театральный коллектив «Июльансамбль». На казанской сцене молодые артисты, выпускники мастерской Виктора Рыжакова, 9-й студии МХТ, оказались не случайно.
Они, «рыжаковцы», после окончания учебы решили остаться и создать свой театр. Пока проект рассчитан на три года, и актерский ансамбль уже успел заявить о себе постановками в различных российских театрах – в Москве, Воронеже, Казани. В Казани в этом году они представили спектакль «Несовременный концерт», одобрительно встреченный зрителями.
Но и для Виктора Рыжакова сцена Качаловского не чужая. Свой первый профессиональный спектакль он поставил здесь в качестве дипломной работы после окончания Щукинского училища. Сегодня Виктор Рыжаков – признанный мэтр театральной режиссуры, художественный руководитель Центра имени Вс.Мейерхольда. В его активе – десятки постановок на сценах российских и зарубежных театров, различные награды.
О том, какие требования предъявляет театр молодым актерам, о перспективах «Июльансамбля» и взглядах на место под солнцем корреспондент «РТ» побеседовал с гостем из Москвы до начала юбилейного вечера качаловцев.
Сегодня Виктор Рыжаков – признанный мэтр театральной режиссуры, художественный руководитель Центра имени Вс.Мейерхольда. В его активе – десятки постановок на сценах российских и зарубежных театров, различные награды
– Виктор Анатольевич, сложно ли начинающим актерам поступить к вам на курс и какие требования предъявляете на творческом конкурсе?
– Требования? Да никакие не предъявляю, больше жду проявлений от самих молодых людей. Прежде всего мне интересно, зачем им все это вдруг понадобилось. На творческом испытании пытаюсь понять, действительно ли человеку это жизненно необходимо, не просто ли это какое-то развлечение, а серьезное, мотивированное желание вступить в эту не такую уж простую профессию. Еще для меня важно наличие особенного волнения. Так как это лучшее качество при любом знакомстве. Ведь именно оно и определяет степень важности происходящего события для человека. Многие как раз думают наоборот: «Только бы не волноваться».
Я бы даже определил как важную способность умение волноваться, трепетать. В первую очередь, скорее всего, именно эти эмоции связаны с театральным искусством. Конечно же, есть вещи, которые часто скрыты и не проявляются сразу. Это особенная, если хотите, психофизическая выразительность, индивидуальность, что ли, непредсказуемая и неповторимая.
Виктор РЫЖАКОВ: | |
Никогда не задумывался, кем хочу стать в театре, просто нравилось в нем находиться, в этой атмосфере придумывания и бесконечных фантазий. Те, кто занимался театром, для меня мало были похожи на остальных. |
Есть абитуриенты, которые для одного режиссера или педагога будут невнятными или невыразительными, для другого же обладают в высшей степени нужными для будущей профессии качествами. Все очень субъективно в нашем деле. Объективен всегда только сам факт человеческой искренности. Но до него еще нужно добраться как-то, разглядеть.
Человек в театре, выходящий на сцену, использует определенную энергию. Ее наличие или отсутствие ощущается всеми. Большие артисты, как, например, Олег Табаков, выходя на сцену, просто «сносят» зрителей своим открытым обаянием и заразительностью. А энергия Владимира Высоцкого?
– Как вы решили, что хотите быть именно режиссером?
– Да кажется, я и не хотел этого. Меня только всегда что-то притягивало в этом пространстве под названием «театр». Никогда не задумывался, кем хочу стать в театре, просто нравилось в нем находиться, в этой атмосфере придумывания и бесконечных фантазий. Те, кто занимался театром, для меня мало были похожи на остальных. Эти люди более эмоциональные, чувствительные, беспокойные, что ли, по особенному обаятельные, открытые, жизнерадостные, у них какое-то особенное чувство самоиронии и юмора. Вот они меня и очаровывали. За ними и увязался.
– Есть ли книжный персонаж, которого вы мечтали сыграть на сцене?
– Еще в школе был влюблен в романы Льва Толстого. Например, все персонажи «Войны и мира» мне дороги. От Андрея Болконского до Платона Каратаева и Николеньки. И мужские, и женские роли в романе уникальны своим внутренним миром. Люблю героев своих «литературных идолов». Андрей Платонов, Хемингуэй, Ремарк, Томас Манн, Достоевский… С ними у меня какой-то особенный, бесконечный разговор.
– На ваш взгляд, начинающие артисты обязательно должны быть начитанными?
– А куда без этого человеку! Как разобраться и осознать самого себя? Мир вокруг себя хочется постоянно раздвигать, расширять. Литература, музыка, живопись, театр – это ведь исключительный способ познания нашего неохватного мира. Чем больше с этим взаимодействуешь, тем его картина все больше приобретает оттенков цвета, становится богаче, бездоннее, что ли. Если закрываться от этого, заниматься лишь собой и материальным, то все вокруг обедняется как-то. Так можно прожить неинтересную, посредственную жизнь.
«Рыжаковцы», после окончания учебы решили остаться и создать свой театр. Пока проект рассчитан на три года, и актерский ансамбль уже успел заявить о себе постановками в различных российских театрах – в Москве, Воронеже, Казани
– Вы считаете профессию артиста востребованной?
– Не бывает невостребованных профессий, при условии, что за ними можно рассмотреть человека. А человек будет всегда востребован! Его и не хватает сегодня в нас самих. Когда за дело берется «красивый человек», оно сразу становится важным, творческим. Всегда вспоминаю одного доктора, женщину. Когда она появлялась в коридоре больницы, сама атмосфера которой, естественно, не очень хорошо влияет на людей, все будто бы оживало, начинало светиться. И как-то отступали несчастья, грустные мысли. Она умела по-особенному разговаривать с людьми, смотрела им в глаза, говорила проникновенным тихим голосом, кротко улыбалась и излучала какую-то теплую энергию.
Или вот! В одной из поездок я наблюдал за работающим гончаром. Вокруг него собралось очень много людей, и нас всех почему-то завораживала красота его движений и каких-то таинственных, одному ему ведомых манипуляций. Он излучал особенное тепло. Этот человек был крайне увлечен делом и в то же время светился внутренним светом, был открыт для каждого из нас.
Думаю, любая профессия может быть востребована, если научиться делать ее непременно красиво и по-настоящему.
Со дня первого нашего публичного выступления в марте 2015 года в Париже «Июльансамбль» совершил много поездок по разным европейским и российским городам. С гордостью говорим, что проехали от Калининграда до Владивостока
– Виктор Анатольевич, а вы в какой-то иной, не связанной непосредственно с театром деятельности себя представляете?
– Да, думаю, везде мог бы работать: и в школе, и в ресторане…
Стал бы экскурсоводом, врачом или участковым. Да много интересных профессий.
– Расскажите о ближайших планах театра «Июльансамбль».
– Мы не сидим на месте. Со дня первого нашего публичного выступления в марте 2015 года в Париже «Июльансамбль» совершил много поездок по разным европейским и российским городам. С гордостью говорим, что проехали от Калининграда до Владивостока. Это в прямом смысле! И между ними – огромное количество городов. Мечтаем расширить географию театральных путешествий. Счастливы, что нас приглашают на разные фестивали и форумы: в марте собираемся в Латинскую Америку, в апреле выступим в Будапеште на фестивале, летом – в Хорватии, Болгарии, а потом снова в Сибирь… Обидно, что времени так мало в году, а успеть хочется много.