Специалисты считают, что проект обучения аутистов в обычных школах стартовал успешно
В пяти казанских школах с 1 сентября действуют специальные ресурсные классы для детей-аутистов. Педагоги и тьюторы отмечают первые успехи особенных учеников. А в благотворительном фонде «В твою пользу» уже готовятся представить в администрацию города проект создания подобных групп в детских садах. О новом направлении образовательной работы с детьми-аутистами рассказали на днях на брифинге в агентстве «Татар-информ».
Всего, как рассказали нам в пресс-службе казанской мэрии, в пяти школах теперь учатся 19 детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В основном это первоклассники, но в школе №1 есть еще и второклассники, и один третьеклассник.
Фонд «В твою пользу» помогал наладить работу ресурсных классов в двух из пяти школ, вошедших в пилотный проект по обучению детей с аутизмом. Как пояснил на брифинге председатель наблюдательного совета фонда Оскар Прокопьев, речь идет не только об оборудовании (а это и специальные закрытые парты, позволяющие детям побыть наедине с собой, и отдельная зона релаксации, по сути, класс в классе), но и о подготовке учителей и тьюторов. Тьютор (как правило, это студенты-магистранты, будущие педагоги, психологи и дефектологи) – это человек, который сопровождает особенного ребенка все время, пока он в школе. Тьютор сидит вместе с ним за партой, ходит по коридорам, идет до столовой или уборной… И сколько в классе особенных детей – столько там сидит тьюторов.
Анна УСТИНОВСКАЯ, учредитель общественной организации помощи детям-инвалидам с РАС «Просто другие»: | |
Вообще, у многих таких детей есть потребность минимизировать контакты с окружающими. Но, когда даешь им возможность подобного общения, у них появляется определенный интерес. |
Работа с непривычными пока для нашей школы учениками ведется по методике ABA, основанной на прикладном анализе поведения. Это, поясняет куратор ресурсных классов Светлана Шимшек, на сегодняшний день один из самых эффективных методов коррекции аутизма, который позволяет формировать у ребенка устойчивый настрой на «нужное» поведение, помогает выводить его из закрытого внутреннего мира, поощряет любые элементы социализации. Светлана десять лет проработала в Канаде, где методика уже отработана, теперь внедряет зарубежный опыт в Казани.
Впрочем, при организации в столице Татарстана ресурсных классов ориентировались не только на заграницу. Давно и успешно, по словам учредителя общественной организации помощи детям-инвалидам с РАС «Просто другие» Анны Устиновской, работают с детьми-аутистами в школах Воронежа, изучался также опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода.
Кстати, в Воронеже уже есть и опыт открытия специальных групп в детских садах. У нас об этом пока только мечтают, но соответствующий проект в администрацию города, по словам директора фонда «В твою пользу» Дарины Табаковой, уже готовят.
Между тем прежде, вспоминает Анна Устиновская, дети-аутисты вынуждены были либо учиться дома, либо их отправляли в коррекционные школы, причем для учеников с отставаниями в интеллектуальном развитии. Хотя как раз с интеллектом у аутистов, как правило, все в порядке. Скажем, уроки математики такие дети в казанских школах посещают вместе с обычными учениками. А вот, например, предмет «Окружающий мир», который педагог может начать словами «представьте себе», – это для них сложно. Абстрактно представлять они не умеют. Поэтому такие уроки им проводят отдельно.
Вообще, кураторы проекта отмечают: дети вполне успешно осваиваются в новых для них условиях (а ведь все новое, непривычное для аутиста – страшный стресс), показывают хорошие результаты. Курс начальной школы такие дети, в принципе, могут проходить в течение шести лет, но Светлана Шимшек, анализируя первые итоги работы, полагает, что ее подопечным это послабление не понадобится. Кстати, в процессе учебы «невербальные» дети (многие аутисты вообще не разговаривают) постепенно приобретают речевые навыки. Очень важно, что у них появились друзья среди «обычных» одноклассников.
– Вообще, у многих таких детей есть потребность минимизировать контакты с окружающими, – говорит Анна Устиновская. – Но, когда даешь им возможность подобного общения, у них появляется определенный интерес. Поэтому даже если есть сомнения, что ребенок не справится в обычной школе, думаю, имеет смысл попробовать его туда все же отвести.
Дети-аутисты вынуждены были либо учиться дома, либо их отправляли в коррекционные школы, причем для учеников с отставаниями в интеллектуальном развитии. Хотя как раз с интеллектом у аутистов, как правило, все в порядке
Пока трудно сказать, как будет развиваться в Казани пилотный проект создания в школах ресурсных классов для детей-аутистов. Надо понимать, говорит Дарина Табакова, что это требует от образовательных организаций дополнительных затрат, увеличения штатного расписания (ведь все тьюторы официально зачисляются в штат и получают в школе зарплату). Тем не менее, по словам Анны Устиновской, в этом году все те дети, родители которых через организацию «Просто другие» просили включить их в этот проект, получили соответствующее приглашение. Это дает надежду и другим родителям, что их дети смогут полноценно учиться в обычной школе.