Промышленный туризм как тренд года

Прошлый «ковидный» год стал годом не только кризиса для туриндустрии, но и новых возможностей для внутреннего туризма

В Татарстане немало интересных, а то и уникальных предприятий, каждое из которых, по сути, может стать объектом посещения для туристов.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

 

промышленный-туризм

 

Прошлый «ковидный» год стал годом не только кризиса для туриндустрии, но и новых возможностей для внутреннего туризма.

 

В Татарстане немало интересных, а то и уникальных предприятий, каждое из которых, по сути, может стать объектом посещения для туристов. Но сегодня не все они готовы «открыться» для экскурсий.

Объективно закрытыми для экскурсантов могут быть высокотехнологичные и стратегически важные предприятия либо производства военно-промышленного комплекса. Казанский вертолётный завод, например, проводит «экскурсии» только для официальных правительственных делегаций и стратегических партнёров. Сложно организовать их и на старых предприятиях – из-за «тесноты» пространства и повышенных требований к безопасности экскурсионных групп.

«Пионером» индустриального туризма в Татарстане можно назвать Кукморский валяльно-войлочный комбинат. Вообще же Кукморский район, пожалуй, самый показательный в этом отношении. Будучи аграрным (70 процентов его площади – земли сельхозназначения), он тем не менее в последние годы стал привлекательным для туристов с точки зрения индустрии. Как сообщила заместитель руководителя исполкома по социальным вопросам этого района Айгуль Ахметшина, популярными объектами туристического маршрута, помимо валяльно-войлочного комбината («Кукморские валенки»), являются завод металлической посуды «Кукмара» и местная швейная фабрика.

Периодически экскурсии для студентов и школьников проводятся на «Нижнекамскнефтехиме». «Они направлены в первую очередь на популяризацию рабочих профессий, – говорит инженер по работе со студентами ПАО «Нижнекамскнефтехим» Гульназ Гизятова. – Школьников важно знакомить с промышленными предприятиями города, со специалистами, структурой, процессом производства. Надо поднимать престиж рабочих профессий, направлять молодёжь на получение образования по желанию, по специальности».

Лидером же промышленного туризма в республике по праву считается ПАО «КАМАЗ», где экскурсии поставлены на поток.

Почему автогигант занялся примышленным туризмом и к каким сложностям нужно быть готовым его организаторам? Об этом заместитель генерального директора акционерного общества по управлению персоналом и организационному развитию Александр Ушенин рассказал участникам круглого стола, проведённого депутатской группой ТНВ в Госсовете и общественным движением «Татарстан – новый век», на тему развития экологического, сельского и промышленного туризма. Первые экскурсии на завод состоялись в 2016 году, когда по решению генерального директора Сергея Когогина заводы компании были включены в туристические маршруты. Но как таковые экскурсии для школьников камазовцы проводили и прежде: в 2015 году, например, в музее и на заводах КАМАЗа побывали более двух тысяч челнинских ребят.

«Конечно, были сложности, связанные с тем, что автогигант – это закрытое предприятие, и внутренние документы не позволяют свободно перемещаться по его территории. Поэтому первое время мы работали по временным процедурам, – говорит Александр Ушенин. – Потом разработали новый стандарт, что позволило на законных основаниях приводить на предприятие желающих посетить территорию завода с точки зрения промышленного туризма. При этом сам КАМАЗ не занимается набором экскурсионных групп – это дело отдано на откуп более 45 туристическим агентствам, с которыми мы заключили договоры».

 


Наша республика имеет неиссякаемый потенциал для развития промышленного туризма, но он нуждается в информационной поддержке со стороны государства


 

У руководства завода есть понимание, что индустриальный туризм расширяет знания о предприятии, о республике, стране, о современных технологиях, которые здесь применяются. Первая экскурсия состоялась 19 апреля 2016 года, и с этого времени здесь провели более 130 экскурсий. Были туристы не только из России, но и из Германии, Турции, Азербайджана, Кубы и ряда других стран. Здесь работают по традиции не только со взрослыми туристами, но и со школьниками: в рамках профориентационных мероприятий автогигант ежемесячно посещают 400–500 детей.

На автогиганте развивают сразу несколько туристических направлений – автомобильный и литейный заводы, завод двигателей, комплексный маршрут. Наиболее востребован автомобильный завод, где экскурсанты имеют возможность посмотреть весь процесс сборки грузовиков на конвейере. Продолжительность экскурсий – от одного до полутора часов. Есть возможность перевозить туристов – для этого закуплены электрокары. Все маршруты сначала тестируют представители Госкомитета Татарстана по туризму, Центра развития туризма РТ и туристических агентств.

Целый год на КАМАЗе из-за пандемии не принимали гостей, но даже после наложения запрета в турагентства продолжали поступать заявки на проведение экскурсий – такой был интерес к деятельности крупнейшей автомобилестроительной компании.

И вот наконец экскурсии возобновлены. Теперь здесь не только демонстрируют производство, но и проводят мастер-классы для школьников. Из деталей, сделанных на заводе, ребята собирают модель автомобиля и могут сами же её покрасить. Кроме того, здесь есть учебно-технологический комплекс, где смоделирован весь рабочий процесс. Работник, поступающий на КАМАЗ, прежде чем встать на конвейер, получает теоретические знания и потом приходит в этот технологический комплекс отрабатывать практические навыки. Так что здесь безопасно, и экскурсанты могут посмотреть все процессы сборки и даже поучаствовать в них.

Что касается проблем, то представитель завода посетовал: Центр развития туризма РТ в своё время обещал оказывать промышленному туризму информационную поддержку, но, увы, её нет. «Промышленный туризм для нас – не бизнес, никакой материальной выгоды от него мы не получаем. Заявленная стоимость на посещение КАМАЗа одним человеком – минимальная, всего 200 рублей. Эти деньги нужны на оформление пропуска и оплату работы специально обученных экскурсоводов, которые хорошо знают техническую составляющую маршрутов и в то же время умеют рассказывать о том, что интересно нашим туристам», – пояснил Александр Ушенин.

Что ж, возможно, промышленный (индустриальный) туризм для самих предприятий не обещает стать источником дохода, во всяком случае в ближайшее время. Но вряд ли кто станет отрицать, что он является одним из действенных инструментов продвижения бренда, создания имиджа компании, повышения инвестиционной привлекательности, расширения деловых связей. Кроме того, промышленный туризм – это ещё и способ сформировать кадровый резерв предприятия. Экскурсии на производство помогут зажечь в сердцах молодого поколения желание возрождать и развивать экономику своей республики.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще