Прогулки по балетному закулисью

В столице Татарстана продолжается Нуриевский фестиваль

Частью балетного форума стала параллельная программа, в числе которой – открытые репетиции, балеты в хореографии Рудольфа Нуриева в кино, встречи, лекции и онлайн-проекты.

Автор статьи: Инга НЕПОМНЯЩИХ

Фото: ТАГТОиБ им. М.Джалиля

 

НУРИЕВСКИЙ_фестиваль

 

В столице Татарстана продолжается Нуриевский балетный форум, частью которого наряду со спектаклями стала параллельная программа с кинопоказами, открытыми репетициями, онлайн-проектами.

 

БАРОККО И РОКОКО СВОИМИ РУКАМИ

Шестой день фестиваля ознаменовался  премьерой новой редакции спектакля «Спящая красавица» в хореографии Мариуса Петипа. «Мы вернули некоторые музыкальные номера, которые были купированы прежде, изменили ряд мизансцен, осуществили новую постановку некоторых танцев, –  говорит автор новой редакции, художественный руководитель балетной труппы ТАГТОиБ им. М.Джалиля Владимир Яковлев. – Спектакль стал двухактным, действие – более цельным, непрерывным: на антракт приходится время столетнего сна Авроры, что вполне логично».

 

нуриевский2
Для нынешней премьеры было пошито более 300 костюмов. «Каждый костюм создан и расшит вручную», – рассказала художник-технолог Елена Нецветаева.

Новое художественное оформление «Спящей» принадлежит Анатолию Нежному (Москва). Не секрет, что первое действие балета относится к эпохе Людовика XIV (хотя сказочного короля зовут  Флорестан), а второе – спустя 100 лет, к эпохе  Людовика XVI. «За это столетие сменяется господствующий стиль: происходит переход от барокко с его пышностью и тяжеловесностью к изящному и лёгкому рококо», – поясняет художник. Всё это точно отражено в сценографии и костюмах спектакля. Всего для нынешней премьеры было пошито более 300 костюмов. «Каждый костюм создан и расшит вручную, –  рассказала художник-технолог Елена Нецветаева. –  Мы не использовали готовые набивные ткани, а рисовали на тканевой основе оригинальные орнаменты по эскизам художника. Аппликации, тамбурная вышивка – всё сделано вручную. Костюмы расшиты камнями, бисером, пайетками…»

 

18 мая спектакль был представлен солистами и труппой театра имени М.Джалиля, а  на следующий день главные партии в обновлённой «Спящей красавице» исполнили прима-балерина Английского национального балета Мария Кочеткова (Аврора), премьер Национального театра оперы и балета Белоруссии Артём Баньковский (принц Дезире), солистка Большого театра Антонина Чапкина (фея Сирени) и другие приглашённые солисты.   

«Спящая красавица» в хореографии Мариуса Петипа является визитной карточкой русского балета и не сходит со сцены уже более 130 лет. Свои версии «Спящей» создавали и другие хореографы, в том числе Рудольф Нуриев. В Казани спектакль был впервые поставлен в 1959 году.

 

ЗОЛОТО НУРИЕВА

В рамках параллельной программы фестиваля в кинотеатре «Мир» состоялся показ документального фильма-расследования «Украденное бессмертие», посвящённого тайне наследства великого танцовщика. Фильм представил автор –  режиссёр из Уфы Радик Кудояров. По его словам, на создание картины ушло несколько лет. Съёмки проходили в Париже, Монако, на островах в Средиземном море.

За годы карьеры на Западе Рудольф Нуриев стал не только мегазвездой мирового балета, но и сказочно богатым человеком. Он владел огромным состоянием: квартиры в Нью-Йорке, Париже, Монте-Карло, дома на Карибах и во Французских Альпах, ранчо в Америке, остров в Италии. Миллионы на банковских счетах, антиквариат, ювелирные украшения и т. д.  «Золото Нуриева» –  так журналисты назвали оставшееся после смерти артиста богатство, но его тайна по сей день не раскрыта. Вместе с создателями фильма зрители пытаются приблизиться к её разгадке, а также узнают немало нового о последних днях жизни «великого и ужасного Руди».

«В программу фестиваля традиционно входят спектакли классического наследия, в которых Нуриев исполнял ведущие партии. Но впервые у казанского зрителя будет возможность познакомиться с творчеством Нуриева-хореографа – увидеть записи поставленных им спектаклей: «Спящая красавица» в театре «Ла Скала» и «Золушка» в Парижской опере», – проанонсировала дальнейшие планы куратор параллельной программы Нуриевского фестиваля Жанна Мельникова.

Важной частью этой программы станут также открытые репетиции. Зрители получат возможность увидеть, как взаимодействуют приглашённые артисты с дирижёром и труппой, узнать о специфике работы балетмейстера, ощутить неповторимую атмосферу генеральной репетиции накануне представления. Для посещения будут открыты репетиции балетов «Золотая Орда», «Баядерка» и «Дон Кихот».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще