Приказ дан – переходим на метан!

В Татарстане вводятся все новые меры для привлечения внимания автовладельцев к газомоторному топливу

Переход на природный газ автотранспорта в России – это вопрос времени. В развитых странах эта задача решена десятилетия назад.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: gazprom.com

В Татарстане вводятся все новые меры для привлечения внимания автовладельцев к газомоторному топливу

 

gazprom
Сегодня на газомоторное топливо переходят в основном автомобили, принадлежащие юридическим лицам.

 

Кирилл работает по найму в одной из служб такси Казани. Прошлой весной он переоборудовал свой бензиновый «Форд Фокус» на газовое топливо. И утверждает, что затраты на это дело окупил всего лишь за месяц. С тех пор при прежней интенсивности работы его прибыль значительно возросла.

 

-Это вполне объяснимо, – говорит наш собеседник. – На газобаллонное оборудование (ГБО) и его установку я израсходовал около ста тысяч рублей. Но более двадцати тысяч мне компенсировало государство. Плюс к тому я получил в подарок топливную карту на полторы тысячи кубов метана, а это, между прочим, равнозначно полутора тысячам литров бензина. Кроме того, если на сегодня 92-й стоит в среднем 35 рублей за литр, то газ – 13 рублей за куб (в 2016 году стоил 11,5 рубля за кубометр). Да и метана на один и тот же пробег расходуется все-таки меньше. А вообще, проехав в среднем 15–20 тысяч километров, вы полностью возвращаете деньги, потраченные на установку ГБО…

Тогда почему же народ не спешит переводить своих «железных коней» на голубое топливо?

 

ДО ПЛАНОВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ НЕ ДОТЯНУЛИ

– В 2016 году в Татарстане при партнерстве с компанией «Газпром газомоторное топливо» (ГГТ) были разработаны мероприятия, стимулирующие физических и юридических лиц к переоборудованию бензинового автотранспорта на газовое топливо, – рассказывает первый заместитель министра экономики Рустем Сибгатуллин. – На это из республиканского бюджета было выделено 75 млн рублей, которые предусматривались на компенсацию 30 процентов от стоимости перевода авто на метан. Например, для легковых машин размер субсидии составил до 27 тысяч рублей, для малых грузовых (типа «Газели») – до 48 тысяч, автобусов – 111 тысяч, магистральных тягачей – 147 тысяч. Также владельцы тракторов могли получить программную скидку до 210 тысяч рублей.

 


Сергей ХАЮЗКИН: В начале 2016 года автовладельцы столкнулись с проблемой, связанной с внесением изменений в конструкцию собственных транспортных средств (ТС) при установке ГБО


 

Кроме того, как сообщил директор филиала ГГТ в Казани Булат Газизуллин, в марте 2016 года в республике была запущена программа «Полгода без забот» – приобретателям газобаллонного оборудования (ГБО) выдавался кратко-срочный целевой заем на 6–12 месяцев под один процент годовых. И началась реализация проекта «Экогаз – экономия для вас», в соответствии с которым компенсировались расходы на топливо путем предоставления бесплатной карты на 1,5 тысячи кубометров газа.

Вместе с тем в 2016 году, несмотря на солидные преференции, при плановом программном показателе в полторы тысячи единиц на газомотор было переведено 834 машины, из них 136 – автомобили физлиц и 698 – юрлиц. По данным Минэкономики, 65 процентов переоборудованной техники – это легковые машины, 25 – легкогрузовые, 9,5 процента – автобусы и 0,5 – большегрузы. На эти цели выдано субсидий на сумму 20,7 млн рублей. Хотя, напомним, предполагалось потратить 75 миллионов.

 

ПОМОЖЕТ ПРИНЦИП «ОДНОГО ОКНА»

Программа по переводу автотранспорта на газ забуксовала по ряду причин, одна из них – длительный процесс переоборудования и оформления обновленных автомобилей.

 

 Булат ГАЗИЗУЛЛИН, директор филиала ГГТ в Казани:

big_tmpphpNndPCf145648619756d037352e088

Человек, который пожелал перевести свое авто на метан, может заключить договор с ГГТ и бесплатно полностью переоборудовать свою машину.

 

– В начале 2016 года автовладельцы столкнулись с проблемой, связанной с внесением изменений в конструкцию собственных транспортных средств (ТС) при установке ГБО, – констатирует генеральный директор ООО «Испытательная лаборатория – 16» Сергей Хаюзкин. – Регистрация таких авто происходила в семь этапов и занимала до пятидесяти дней. Основная доля временных затрат приходилась на проведение двух экспертиз ТС: предварительной, на предмет возможности установки ГБО, и технической, осуществляемой после переоборудования автотранспорта на соответствие правилам Европейской экономической комиссии ООН. Получение результатов этих двух экспертиз в связи с отсутствием в Татарстане испытательных лабораторий занимало до двадцати дней, так как автовладельцы были вынуждены обращаться в лаборатории Москвы и Нижнего Новгорода.

В целях сокращения времени этих процедур было принято решение о создании в Набережных Челнах татарстанской испытательной лаборатории (ИЛ-16). А для организации широкой сети ее представительств, по словам Сергея Хаюзкина, был заключен договор с предприятием «Таттехконтроль» – самым крупным в республике оператором технического осмотра транспортных средств всех категорий, который имеет филиалы во всех городах и районах Татарстана, расположенные рядом с отделениями Гос-автоинспекции.

– Сегодня прохождение предварительной технической экспертизы и выдача протокола заключения по ней занимает один день, – заявляет он. – Помимо того, теперь перерегистрация в ГИБДД проходит в территориальных отделах Госавтоинспекции, то есть по месту жительства. После этих мероприятий срок оформления авто уменьшился с пятидесяти до пяти дней. А стоимость одной экспертизы упала до двух тысяч рублей, в 2016-м она составляла четыре-пять тысяч. В общем, если прежде за две экспертизы автовладелец тратил до десяти тысяч рублей, то сейчас – четыре тысячи.

 

ПРЕФЕРЕНЦИЙ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

К слову, в текущем году сохранились все проекты по поддержке «газомоторщиков», которые действовали в 2016-м. И автовладельцам не нужно тратить время и силы на сбор необходимых документов и предоставление их в уполномоченный орган для получения субсидий и регистрации в ГИБДД, а следует направить бумаги в пункты переоборудования и технического обслуживания предприятий, занимающихся установкой ГБО. Эти пункты также содействуют в получении технической экспертизы транспорта и создаются в шаговой доступности от Госавтоинспекции. Здесь же можно получить топливную карту и оформить заявку на однопроцентный заем. Принцип «одного окна» был внедрен для максимального удобства пользователей республиканской программы по развитию рынка газомоторного топлива.

 


Кураторы газомоторной программы в Татарстане не сомневаются, что в 2017 году плановые полторы тысячи единиц техники будут переведены на самое экологичное голубое топливо


 

– С 2017 года стартовала новая программа «Первый раз – первый газ!» – рассказывает Булат Газизуллин. – Человек, который пожелал перевести свое авто на метан, может заключить договор с ГГТ и бесплатно полностью переоборудовать свою машину. Наши условия: в свою очередь он должен использовать определенный объем газа. Для юридических лиц и таксистов, которые эксплуатируют автопарк для постоянных перевозок, это очень выгодно. Установлены не столь критические цифры: суточная выборка для легковушки – 21 кубометр метана, малотоннажных грузовиков – 29, большегрузов – 105 кубов.

 

ИНФРАСТРУКТУРА НА ПОДЪЕМЕ

Еще один фактор, который тормозил выполнение программы по развитию рынка газомоторного топлива в Татарстане, – это недостаточное количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Безусловно, для водителей очень важно, чтобы автозаправки находились не за тридевять земель. И 2016 год стал довольно успешным в плане формирования газозаправочной инфраструктуры.

– В прошлом году в республике было введено в строй девять АГНКС: 23 июня три станции сданы в эксплуатацию в Нижнекамске, Зеленодольске и Бугульме, а 23 декабря – в Азнакаеве, Лениногорске, Алексеевском, Елабуге, Казани и Набережных Челнах, – информирует Булат Газизуллин. – Таким образом, число АГНКС в Татарстане достигло девятнадцати, их производительность выросла почти в два раза – с 79 до 148 млн кубометров в год. Теперь в России это одна из самых насыщенных сетей на один регион. Все станции полностью отвечают современным требованиям безопасности, энергоэффективности, позволяют осуществлять быструю заправку автотранспорта.

 

autoopt.ru

 

Ни руководство республики, ни сами татарстанские газовики не собираются останавливаться на достигнутых результатах. Уже подготовлены документы на выделение земельных участков под АГНКС в Альметьевске, Нурлате, Заинске. В текущем году предполагается построить еще четыре-пять заправок.

 

ЛИДЕРЫ И ОТСТАЮЩИЕ

Согласно распоряжению Правительства РФ к 2020 году в городах-миллионниках уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автотранспорте и дорожно-коммунальной технике должен достичь не менее 50 процентов, в городах с населением более 300 тысяч – 30 процентов, в населенных пунктах с численностью жителей более 100 тысяч – 10 процентов.

В Татарстане в передовиках по выполнению этой задачи числятся два города. В Набережных Челнах, по данным компании «Газпром газомоторное топливо», 190 автобусов, осуществляющих городские перевозки, работают на природном газе. То есть автоград уже сейчас достиг стопроцентного показателя. А впервые в России масштабно перевел свой автопарк на метан пассажирский автоперевозчик Нижнекамска – в настоящее время там 50 процентов общественного транспорта функционирует на газу. Нижнекамские автособственники первыми в стране оценили экономические и экологические преимущества газового топлива. И один из основных критериев для бизнеса – невозможность слить газ из баллона, а попросту – украсть его, как это легко проделать с бензином и соляркой.

 


В Татарстане объем потребления природного газа в качестве автомобильного топлива в 2012 году составил чуть более четырех миллионов кубов, в 2015-м – уже 14,1 млн, в 2016-м – 22,8 млн кубометров, то есть превысил 60 процентов. По динамике роста данного показателя республика – абсолютный лидер в России


 

Казанские автовладельцы, как уверяют эксперты, почему-то не спешат обратить свой взор в сторону газомотора.

– В прошлом году в столице республики мы сдали новую современную станцию производительностью почти семь миллионов кубометров в год, – говорит Булат Газизуллин. – Более того – готовы построить очередную АГНКС непосредственно рядом с крупнейшим в Татарстане автоперевозчиком – казанским ПАТП-2, чтобы это предприятие повернулось лицом к газомоторному топливу…

Переход на природный газ автотранспорта в России – это вопрос времени. В развитых странах эта задача решена десятилетия назад. А кураторы газомоторной программы в Татарстане не сомневаются, что в 2017 году плановые полторы тысячи единиц техники будут переведены на самое экологичное голубое топливо.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще