Приехал на несколько дней и остался на всю жизнь

Картины художника Александра Рубцова впервые выставлены в Казани

Выставка «Александр Рубцов. Между Тунисом и Россией» организована при поддержке Посольства Тунисской Республики в РФ и Государственного Русского музея. В экспозиции представлено более 120 работ художника.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: tatar-inform.ru; sologubovskiy.ru

 

Посол Туниса в РФ Тарак Бен Салем на открытии выставки.

 

Картины Александра Рубцова – русского художника, волею судьбы большую часть жизни творившего в Тунисе, – впервые выставлены в Казани в Национальной галерее «Хазинэ».

 

Выставка «Александр Рубцов. Между Тунисом и Россией» организована при поддержке Посольства Тунисской Республики в РФ и Государственного Русского музея. В экспозиции представлено более 120 работ художника, имя и творчество которого глубоко чтят в Тунисе и Франции, но почти забыли на его родине. Галерея «Хазинэ», а до этого Русский музей в Петербурге обязаны возможностью восполнить этот пробел московскому ресторатору и коллекционеру тунисского происхождения Мехди Дуссу. «Сейчас у меня около 250 произведений Александра Рубцова, и я буду продолжать их собирать. А идею подсказал мой друг-коллекционер из Марокко, – рассказал Мехди Дусс журналистам. – Я и прежде знал, что был такой русский художник, у меня дома в Тунисе было несколько его картин, но, признаться, я не придавал им особого значения. Однако так сложилось, что моя жизнь и жизнь Александра Рубцова оказались зеркально похожи: я уже 40 лет живу в России, он 35 лет прожил в Тунисе».

В церемонии открытия выставки также приняли участие посол Тунисской Республики в РФ Тарак Бен Салем, генеральный консул Республики Турции в Казани Исмет Эрикан, министр культуры Татарстана Ирада Аюпова и другие официальные лица.

 

А.Рубцов. Автопортрет.1942 г.

 

Художник-ориенталист Александр Рубцов (1884–1949) родился в Петербурге. Большое участие в его воспитании принимали крёстная мать – художница Екатерина Вахтер и её муж – профессор Академии художеств Ян Ционглинский. Вероятно, это и повлияло на выбор юноши творческой профессии. Блестяще окончив в 1912 году Академию художеств, Рубцов получил право на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку за границу, которая сыграла судьбоносную роль в жизни художника.

Первая мировая война застала Рубцова в Северной Африке, в Тунисе. Не имея возможности вернуться на родину, он тем не менее вплоть до 1917 года состоял в переписке с Академией художеств, посылая туда свои отчёты. Но революционные события в России тяжело подействовали на художника, и он принял решение вовсе не возвращаться. В своём дневнике Александр Рубцов тогда записал: «Я приехал в Тунис всего на несколько дней и остаюсь здесь на всю жизнь. Человек предполагает, Бог располагает».

Тунис находился под протекторатом Франции, и Рубцов стал «французским художником, родившимся в Петербурге», как он предпочитал представляться. Работал много – и по вдохновению, и на заказ, часто выставлялся, в том числе в Париже, подписывая свои картины на арабский манер – Искандер Рубцов.

 

 

Практически всё творчество художника посвящено Тунису, его наследие составляет около трёх тысяч картин. Среди них – городские виды и бытовые сцены на улицах и пёстрых базарах, портреты местных жителей в ярких национальных одеждах. Особенно Рубцов любил рисовать тунисских женщин, а лучшим городом на Земле называл Сиди-Бу-Саид, основанный в XII веке на берегу Средиземного моря. По словам друга и биографа художника Пьера Дюма, Тунису необыкновенно повезло, что приезжий из далёкой России запечатлел то, что сохранялось тысячелетиями, но вот-вот исчезнет под натиском европейской цивилизации.

Искусствовед Наталия Гадалина, автор первой изданной в России монографии об Александре Рубцове, отмечает: «Его творческой индивидуальности, принадлежащей одновременно русской, французской и арабской культурам, было свойственно сочетать противоположные черты. Академическое отношение к натуре соединяется у него с живописными принципами нового французского искусства, утончённость европейского интеллектуала – с наивностью арабских сюжетов».

Это редкое триединство зримо присутствует и в тех работах, которые выставлены в галерее «Хазинэ». Среди них – «Тугурт, гробница всех царей», «Стамбул», «Маракеш» и другие. Русский музей дополнил экспозицию картиной «Марокко. Танжер» Яна Ционглинского (в память об учителе художника) и акварелью «Сумерки. Тунис» Василия Кандинского – ещё одного русского художника-эмигранта и современника Рубцова, имевшего совершенно другие взгляды на искусство.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще