На сцене Татарского академического государственного театра им.М.Джалиля состоялась долгожданная премьера оперы Резеды Ахияровой на либретто Рената Хариса «Сююмбике», в которой не только воплощен образ последней казанской царицы, но и нашла отражение история формирования российской государственности.
26 сентября на премьерном спектакле присутствовали Президент Татарстана Рустам Минниханов и Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев.
«Премьера оперы «Сююмбике» – это знаковое событие для нас. Мы гордимся, что национальная опера, которая создавалась профессионалами, нашими специалистами, имеет такой успех. Опера зрелищна и наполнена историей, нашей историей», – подчеркнул Президент. По его словам, премьера прошла на достойном уровне. «Это событие обязательно войдет в историю!» – сказал Рустам Минниханов.
Юрий АЛЕКСАНДРОВ, режиссер-постановщик: | |
Мой спектакль прежде всего о женщине, которая лишилась всего – мужа, свободы, единственного сына… Однако одним из главных моих условий было, чтобы опера заканчивалась на тихой и светлой ноте, потому что это наша память о женщине, которая пожертвовала собой ради своего народа. |
Действие оперы происходит в XVI веке. Сюжет, хоть и не претендует на историческую достоверность, но опирается на реальные факты. События разворачиваются в Москве, Казани и Касимове, где закончила свои дни Сююмбике. Три города – три сценических действия, а в каком-то смысле и три разные оперы. Разные в том числе по языку исполнения – русскому и татарскому.
Над спектаклем, созданным по заказу театра, работали режиссер-постановщик Юрий Александров, художник-постановщик Виктор Герасименко, художник по костюмам Виктория Хархалуп, балетмейстер Давид Авдыш. Главные партии в двух премьерных спектаклях исполнили ведущие солисты казанской труппы, а также приглашенные артисты.
Накануне премьеры создатели спектакля – композитор Резеда Ахиярова, народный поэт Татарстана Ренат Харис, народный артист России Юрий Александров и художник Виктор Герасименко – в ходе пресс-конференции в ИА «Татар-информ» рассказали о том, как возникла сама идея такой постановки и с какими трудностями, радостями был сопряжен процесс работы над ней, который занял в общей сложности два года.
Режиссер Юрий Александров – петербуржец, он давно сотрудничает с казанским театром, но впервые непосредственно участвовал в процессе создания оперы. «Всегда интересно начинать с нуля, и я уже два года «в теме», на моем рабочем столе лежат четыре или пять партитур «Сююмбике», – признался он. По словам режиссера, судьба и личность главной героини оперы символизируют для него душевную красоту и женскую незащищенность. «Мой спектакль прежде всего о женщине, которая лишилась всего – мужа, свободы, единственного сына… Однако одним из главных моих условий было, чтобы опера заканчивалась на тихой и светлой ноте, потому что это наша память о женщине, которая пожертвовала собой ради своего народа. Тема, на мой взгляд, более чем актуальна сегодня», – считает Юрий Александров.
Резеда Ахиярова отметила, что тема Сююмбике всегда ее волновала, и она счастлива, что у оперного театра наконец-то появилась возможность реализовать этот проект, а главное – пришло время для этого сюжета. «В образе Сююмбике я хотела передать лучшие черты женщины, которые присущи и царице, и простолюдинке», – поделилась композитор, добавив, что «судьбу оперы будет решать зритель».
В отличие от партитуры, которая неоднократно переписывалась, либретто оперы, по словам Рената Хариса, было написано почти на одном дыхании, при том, что образ Сююмбике – очень сложный как с исторической точки зрения, так и с художественной. «Мы хотели сказать, что политика всегда мешала, мешает и будет мешать человеческому счастью», – сформулировал Ренат Харис одну из ключевых идей постановки.
«К оформлению спектакля можно подходить по-разному. Это может быть что-то вроде иллюстрации, а можно создать что-то метафорическое. Передо мной была поставлена именно вторая задача», – рассказал художник-постановщик спектакля Виктор Герасименко. По его словам, к этому располагало то, что, с одной стороны, Сююмбике – это исторический персонаж, а с другой, ее жизнь овеяна легендами.
«Это сочинение по масштабу напоминает мне «Хованщину» Мусоргского, – сказал в заключение Юрий Александров. – Я могу назвать лишь два-три театра, которые подняли бы такую махину. Пять фур только декораций! По сегодняшним финансовым меркам это грандиозная постановка, которая по силам только театрам-великанам. И я счастлив работать с таким великаном».