Председатель правления Татпотребсоюза считает, что потребкооперация – уникальная система самоорганизации населения, способная стать серьёзным инструментом вовлечения татарстанцев в развитие села.
Союз потребительских обществ Татарстана старше ТАССР на четыре года – 100-летие со дня своего основания он отметил в 2016 году. Период расцвета кооперации пришёлся на советские годы. В то время потребительская кооперация развивалась стремительно и мощно, прирастала перерабатывающими предприятиями и цехами по производству мясной, молочной, овощной, ягодной продукции, заготовительными конторами, ресторанами и кафе, создала первую и единственную в стране разветвлённую торговую сеть «Кооп».
В 1990-х, когда Россия начала жить по законам рыночной экономики, материальная база потребительской кооперации стала истощаться. Система окунулась в болото банкротства, процедура которого предполагает продажу имущества и расплату по долгам. В первые перестроечные годы в республике исчезли десятки райпо и потребобществ. Во второй половине 90-х годов началась вторая волна приватизации собственности, в долговые ямы попали одиннадцать районных потребобществ, в том числе такие мощные, как Елабужское, Заинское, Рыбно-Слободское и Бавлинское. Но и те потребобщества, которым удалось выбраться из долговой ямы, сохранили не все отрасли. В одних райпо из актива выпали магазины, в других – производственные цеха, заготконторы, предприятия общепита…
Четыре года тому назад на одном из совещаний Президент Рустам Минниханов, обратившись к главам муниципалитетов и к председателю Татпотребсоюза, заявил о необходимости восстановить систему потребкооперации во всех районах. Как идут дела по исполнению поручения главы республики? Что сейчас представляет из себя система потребительской кооперации в Татарстане и каковы её перспективы? На эти и ряд других вопросов нам ответил председатель правления Татпотребсоюза Рашат Шаймарданов (на снимке):
– На сегодняшний день в состав Татпотребсоюза входят пятнадцать классических районных потребительских обществ. Речь идёт именно о классических райпо, таких, какими они были в советские годы – с обязательным наличием пайщиков и имущественного комплекса, с функционированием всех отраслей (торговли, общественного питания, заготовительной и производственной деятельности). Примером такого потребобщества является Алексеевское райпо, которое объединяет более четырёх тысяч пайщиков и работает строго по закону потребительской кооперации.
Союз потребительских обществ Татарстана старше ТАССР на четыре года – 100-летие со дня своего основания он отметил в 2016 году. Период расцвета кооперации пришёлся на советские годы. В то время потребительская кооперация развивалась стремительно и мощно
Мы создаём и новые кооперативы. Для этого встречаемся с частными предпринимателями, которые ведут схожую с нами деятельность – например, заготовительную, и предлагаем им войти в состав потребсоюза. Наиболее удачными в этом отношении можно считать такие потребкооперативы, как Нижнекамский, Муслюмовский, Верхнеуслонский, Пестречинский. Развивает свою деятельность по всем направлениям Алькеевское потребительское общество.
Активно процесс создания кооперативов проходит также в Лаишевском, Лениногорском, Новошешминском и Зеленодольском районах. Что примечательно – некоторые предприниматели, которые в своё время выкупили через процедуру банкротства райповские магазины или предприятия, теперь просятся назад. Не так давно ко мне приехали предприниматели из Азнакаевского и Чистопольского районов (у них есть хлебозавод) и сказали, что хотят работать в нашем составе. За последние три года мы создали 21 потребкооператив, и можно сказать, что уже во всех районах республики имеются организации потребительской кооперации.
– На селе сегодня во всех сферах жалуются на нехватку кадров. Актуальная ли эта проблема для райпо?
– Дефицит кадров – очень большая проблема. Если в советское время в системе Татпотребсоюза работали 40 тысяч человек, сегодня – 3,5 тысячи. Укомплектованность кадрами не полная. У нас, например, не хватает даже продавцов, бывает, что магазин простаивает из-за того, что не можем найти торгового работника. В прежние годы продавцов для нас готовили Бугульминское училище, школы-магазины, которые были почти в каждом районе, поваров поставляли СПТУ. Подготовкой квалифицированных кадров для потребкооперации должен заниматься Казанский кооперативный институт. Нынешний ректор Алсу Рустэмовна Набиева очень серьезно озадачилась проблемой подготовки кадров. При ККИ мы создали ресурсный центр, где будут готовить квалифицированных целевых кадров для потребительской кооперации. Используя более чем 30-тилетний опыт, вуз займется подготовкой высококвалифицированных специалистов для предприятий, работающих в сельской местности. В сельских школах планируется открывать кооперативные классы (по примеру аграрных классов). Первые такие классы откроются в Алькеевском и Алексеевском районах. Второй год подряд реализуется проект «Молодёжный кооперативный акселератор», в соответствии с которым студенты ККИ выезжают в районные потребительские общества и проходят практику по четырём направлениям- заготовительная деятельность, общественное питание, бухгалтерский учёт и продажи (то есть товароведение). Практика оплачивается со стороны райпо и по её итогам райпо оставляет у себя для трудоустройства студентов, которые показали лучшие результаты.
– Рашат Рифкатович, в классическом райпо главным бенефициаром являются пайщики, а кто владеет новыми кооперативами?
– Созданные кооперативы – это пока действительно не всегда классические райпо. В составе некоторых из них всего два-три магазина и одна автолавка или магазин и хлебозавод, но бенефициарным владельцем по-прежнему являются пайщики. Перед всеми кооперативами ставится задача расширения деятельности, увеличения числа пайщиков и работы по всем четырём направлениям. Наверное, показателен в этом плане Нижнекамский потребкооператив, председателем которого является Евгений Абрамов. Раньше кооператив занимался только заготовкой молока, а мы дали ему автолавки, и он занялся торговлей. Расширилась и производственная деятельность – помимо молока, теперь здесь перерабатывают мясо и овощи. В этом году нижнекамские кооператоры открывают два блочно-модульных стационарных магазина, плюс к этому глава администрации района принял решение о передаче им Нижнекамского агропромпарка.
Или возьмём Муслюмовский район, где объединились заготовитель молока и человек, который занимался торговлей. Они создали кооператив, вошли в наш состав, получили блочно-модульный магазин и автолавку, которая ездит по району и обслуживает население.
В последнее время частники тоже стали закупать автолавки и вести торговлю на периферии… | |
Но с них спроса нет – частник приедет в деревню и, если покупатели его не ждут, – уезжает, не тратит ни время, ни горючее. А у наших автолавок есть график выездов, утверждённый руководителем района. По этому графику продавец обязан приезжать в сёла и деревни три раза в неделю и, несмотря на то, есть покупатели или нет, находиться в населённом пункте по два часа. |
– С момента своего образования потребкооперация была сугубо частной структурой и лишь в годы советской власти перешла под контроль государства. До сих пор вы подотчётны властям, и государство не только строго спрашивает с вас, но и поддерживает, в том числе финансово. По каким направлениям вы получаете помощь?
– Надо отметить, что государство оказывает финансовую поддержку не только нам, но и многим другим частным структурам, тем же агрохолдингам, КФХ и ЛПХ. Что касается помощи из бюджета, то мы не делаем из этого секрета: потребительские общества централизованно получили 83 автолавки и 10 скотовозов (80 процентов их стоимости оплачено за счёт бюджета республики), а также 103 автолавки с субсидированием 70 процентов затрат. На 2020 год в бюджете республики на приобретение автолавок и спецтранспорта для заготовительной отрасли заложено 48,5 миллиона рублей. По программе «Сельский магазин» построено 53 пункта комплексного обслуживания населения. Завершается строительство 23 блочно-модульных магазинов, а в текущем и в последующие два года запланировано возвести ещё сорок магазинов.
Плюс к этому наравне с другими представителями малого и среднего бизнеса кооператоры участвуют в программе «60 на 40», в рамках которой из средств бюджета возмещается 40 процентов затрат на закупленное нами оборудование. Компенсируются также расходы ГСМ на проведение ярмарок – до семи миллионов рублей в год. Оказываются другие виды финансовой помощи. Например, более двадцати миллионов рублей мы получили на частичную реконструкцию объектов ряда райпо, приобретение палаток для участия в ярмарках выходного дня.
Доля Татпотребсоюза в производстве хлеба и хлебобулочных изделий составляет тридцать процентов, и наряду с другими хлебозаводами государство субсидирует нам производство социальных видов хлеба – ежегодно на сумму до 19 миллионов рублей и более. Мы пользуемся также грантовой поддержкой сельхозкооперативов для развития материально-технической базы. Так, по данной целевой программе Кукморский райпотребкооператив направил на инвестиционное развитие 25 миллионов рублей.
Говоря о том, почему мы получаем помощь, нельзя не сказать о нашей социальной миссии. Многие могут усомниться, какая, мол, может быть социальная миссия у структуры, цель которой – получение прибыли. Но желание кооперативов получить прибыль – это не самоцель, а средство выполнения поставленных задач. Нам ведь нужно на что-то существовать, выплачивать налоги, зарплату, нести расходы на электроэнергию, газ, транспорт, модернизацию…
Сегодня восемьсот населённых пунктов республики не имеют стационарных магазинов, и этот пробел восполняют кооператоры. Доставка продуктов в малочисленные населённые пункты – дело убыточное. Спасибо руководству республики, которое с 2017 года возмещает часть транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в населённые пункты, расположенные далее одиннадцати километров от райцентра. Ежегодно на эти цели нам выделяется шестьдесят миллионов рублей.
В последнее время частники тоже стали закупать автолавки и вести торговлю на периферии… Но с них спроса нет – частник приедет в деревню и, если покупатели его не ждут, – уезжает, не тратит ни время, ни горючее. А у наших автолавок есть график выездов, утверждённый руководителем района. По этому графику продавец обязан приезжать в сёла и деревни три раза в неделю и, несмотря на то, есть покупатели или нет, находиться в населённом пункте по два часа. Руководители сельского поселения и мы жёстко контролируем соблюдение плана выезда.
Или, к примеру, возьмём заготовительную деятельность. Овец население выращивает только на мясо, так как шерсть и кожа не востребованы. Из-за отсутствия сбыта это сырьё у населения не собирает никто, кроме наших заготовительных контор. И опять-таки спасибо Правительству республики, которое ежегодно выделяет нам тридцать миллионов рублей для того, чтобы мы могли закупать у сельчан шерсть и шкуры по более высокой цене. Но, увы, на сегодня даже увеличенная с помощью государства закупочная цена не покрывает всех расходов. Судите сами: с одной овцы снимается максимум три килограмма шерсти – мы обязаны купить её по 25 рублей за кило. Получается в общей сложности 75 рублей, в то время как стрижка одной овцы обходится в 150–200 рублей. Есть проблемы и с овчиной. Шубную овчину «Мелита» покупает у нас всего за 100–150 рублей за штуку, а кожевенное сырьё (мы покупаем его за 50–75 рублей за штуку) вообще не востребовано.
Доля Татпотребсоюза в производстве хлеба и хлебобулочных изделий составляет тридцать процентов, и наряду с другими хлебозаводами государство субсидирует нам производство социальных видов хлеба – ежегодно на сумму до 19 миллионов рублей и более
– Зато в торговле у вас много конкурентов. В то время как вы обслуживаете, порой в убыток себе, отдалённые малонаселённые пункты, в райцентрах вас вытесняют федеральные торговые сети… В последние годы вам приходится соперничать даже с «Татарстан почтасы», которая стала открывать в своих почтовых отделениях магазины.
– Да, потребительская кооперация уже потеряла свою специализированную торговую сеть в городах республики, а теперь федеральные сети продвигаются и в большие сельские населённые пункты. Можно понять покупателей, которые предпочитают ходить в крупные магазины, где и выбор богаче, и условия лучше, и к тому же имеются всевозможные программы лояльности – бонусы, карточки по привлечению и закреплению покупателей, акции. Нам в этом отношении следует учиться у супермаркетов, надо вводить свою программу лояльности для пайщиков, членов кооперативов и покупателей. Более того, в эту программу, помимо торговли, надо вовлечь все сферы – и заготовительную, и производственную, и общепит.
Да, сегодня есть конкуренция и со стороны почты, которая широко практикует продажу товаров в долг. Правда, когда наши продавцы выдают населению товар в долг, «под роспись», это трактуется как нарушение финансовой дисциплины, а магазины «Татарстан почтасы» отпускают товары в счёт будущей пенсии, и это сходит почтовикам с рук. Законно это или нет – не нам судить.
Нам есть над чем работать. В любом случае, несмотря на сложности, потребкооперация является уникальной системой самоорганизации населения и способна стать серьёзным инструментом вовлечения сельчан в развитие своих территорий.