Нынче Всемирный день защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, пройдет под девизом «Право потребителей в эру цифровых технологий».
По данным Минкомсвязи РФ, аудитория российского Интернета в прошлом году достигла 85 млн человек, а объем интернет-рынков с электронными платежами составил 2,27 трлн рублей, или 2,8 процента от валового внутреннего продукта. Как сообщили в пресс-службе Союза потребителей Татарстана, по прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли на 2016 год, онлайн-продажи должны были достигнуть отметки в 900
млрд рублей.
Наиболее востребована у россиян, например, на иностранных онлайн-площадках бытовая техника и электроника – 32 процента покупок. Следом идет одежда – 23,8, обувь – 11,8, косметика – 7,5 и автозапчасти – 7,1 процента. Более всего зарубежными интернет-магазинами пользуются жители Москвы (около 46 процентов). Доля Санкт-Петербурга – 11,6 процента, остальных городов – 43. Свыше половины трансграничного рынка в деньгах приходится на Китай, четверть – на страны Европы, 12 процентов – на США. Поднебесная лидирует и по количеству товарных отправлений в Россию – 90 процентов.
Наиболее востребована у россиян, например, на иностранных онлайн-площадках бытовая техника и электроника – 32 процента покупок. Следом идет одежда – 23,8, обувь – 11,8, косметика – 7,5 и автозапчасти – 7,1 процента
При этом потребители все чаще жалуются на интернет-магазины: если в 2012 году по России было зафиксировано 3412 жалоб, то в 2016-м в 2,5 раза больше – 8765. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях за тот же период выросло в 2,3 раза – до 404.
Вопрос – в мошеннических схемах, которые используют недобросовестные продавцы. Например, в онлайн-распродажах торгуют товаром по завышенной стоимости. С этого года Союз потребителей России уже взял под контроль проведение массовых акций «киберпонедельник» и «черная пятница». Рекомендуется различать добросовестных продавцов и «темных лошадок»: смотреть, есть ли полные реквизиты организации на продающем сайте, и проверять их на сайте налоговой службы.
С этого года Союз потребителей России уже взял под контроль проведение массовых акций «киберпонедельник» и «черная пятница»
В сфере электронной коммерции необходим целый комплекс организационно-правовых мер, призванных обеспечить эффективную защиту прав потребителей, в том числе в сегменте трансграничных сделок, говорится в проекте доклада «О национальной системе защиты прав потребителей». Основные направления: развитие информационной платформы для потребителей и информационной системы быстрого предупреждения об опасных товарах; создание и внедрение механизмов альтернативного внесудебного урегулирования споров в онлайн-режиме; разумное ограничение доступа к интернет-ресурсам, содержащим недостоверную информацию о продавце (исполнителе), товарах (услугах); внесение сведений об интернет-магазинах в торговые реестры.